Электронный вариант газеты «Дух христианина»

По благословению епископа Анадырского и Чукотского Диомида

Взгляд на события/История/Рубрики
почта

 

 

Газета выходит два раза в месяц

 

Страница: 1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11 - 12 - 13 - 14 - 15 - 16 - 17
 
СВЯТООТЕЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ

 

Против лживого сочинения Николая Немчина о соединении православных с латинянами

Преподобный Максим Грек

Окончание. Начало в № 11 (77)

    Подобное <...> твоему непристойному толкованию, рассказываешь ты <и нечто другое> чуждое и неведомое святой Соборной и Апостольской Церкви. Ты говоришь, что божественные апостолы, собравшись, изложили правила и исповедание Православной веры, причем каждый из них высказал некоторую часть исповедания. А в каком городе или в какой стране и когда они это изложили, и какою боговдохновен-ною книгою это нам передано, - этого ты нам не объяснил, очевидно, потому, что побоялся, как мне думается, быть обличенным благочестивыми: ибо нигде у нас, православных, не находится написанным что-либо подобное. Напротив, достоверно известно всем повсюду православным, что первый, собравшийся Святым Духом собор 318 богоносных отец, бывший в Никеи против злочести-вого Ария, признавшего Бога-Слово созданным, изложил устав Православной веры и в кратких словах выразил богословие тайны Пресвятой и поклоняемой Троицы и смотрения вочеловечения Бога Слова.
    О Святом же Духе сказали только так: веруем и в Святаго Духа. А так как, спустя несколько лет, явился духоборец Македоний, произносящий хулы на Святаго Духа, признавая Его созданным, то по необходимости собрался Второй Вселенский Собор 150 богоносных отцов в Константинополе, в царствование Феодосия Великого. Этот Собор прибавил в священном Символе догмат о Святом Духе. Третий святый Собор был в Ефесе; на нем председательствовал святый Кирилл, Патриарх Александрийский, который утвердил страшными клятвами изложение веры, составленное прежде сего бывшими двумя Вселенскими Соборами, чтобы никто не дерзнул изменить ни одного слова, ни прибавить что к прежде составленному Символу, ни убавить из него. Так мы читаем в деяниях святых Соборов, так содержим, так веруем и проповедуем, желая быть со Святыми Отцами святых Седьми Соборов наследниками вечных благ и благословения, а не с вами, нарушителями, наследовать вечное проклятие и осуждение. А о твоем рассказе, Николай, мы нигде не видели, чтобы это было написано в какой-нибудь православной книге и не слыхали об этом ни от кого до сего времени.
    Но пусть будет и так как ты утверждаешь, что святые апостолы ранее святого Никейского Собора изложили правила Православной веры. То почему же ты, Николай, нарушаешь без ума их священное о Святом Духе богословие и содержишь не так, как они <богословили>? Они, по твоей повести, сказали чрез Варфоломея апостола: «веруем и в Святаго Духа», и далее этого не пошли. Также и после них святый Никейский Собор подобно им изложил без всякого прибавления. Затем Третий Собор Святых Отцов прибавил в священном Символе совершенное богословие о Святом Духе, сказав: «И в Духа Святаго, Господа, Животворящего, Иже от Отца исходящего», - как Сам Единородный Сын Божий, Иисус Христос, научил, по словам святаго евангелиста Иоанна.
    Ты же, как бы вознесшийся крылами таинственного богословия выше самих святых апостолов, священных трех Соборов и Самого Единородного, дерзнул сам собою прибавить к непогрешительному их богословию, говоря: «и в Духа Святаго, от Отца и Сына исходящего», - и таким образом оказываешься лгущим вдвойне.
    Во-первых, лжешь, когда говоришь, что латинская церковь как приняла от святых апостолов, так и сохраняет неизменным святой Символ Православной веры, и в этом ты изобличен, что лжешь: ибо она прибавила от себя выражение «и от Сына», нарушив апостольские и отеческие завещания и клятвы, и соделалась подлежащею анафеме от Соборов.
    Во-вторых, лжешь явственно, проповедуя два начала для присносущного и непостижимого исхождения Святаго Духа, в чем заключается хула. Если испустителей Святаго Духа два - Отец и Сын, то значит, что существуют два начала Божества Святаго Параклита. Это ложно и противно евангельскому и отеческому таинственному богословию. Ибо один источник Божества и для Сына, и для Духа Святаго, это - Отец, как превосходно учит боговдохновенный богослов Дионисий Ареопагит и с ним все вообще Святые Отцы.
    Будучи изобличен в том и другом как лжец, перестань уже досаждать православным русским людям, говоря, что они не по разуму истины отделились от общения с латинянами. Да, Николай, не по разуму и не по суетному рвению, а по послушанию боговдохновенному Богослову Иоанну, который строго завещал нам, говоря: всяк преступаяй и не пребываяй во учении Христове, Бога не имать; пребывая же во учении Христове, сей и Отца и Сына имать (2 Ин. 1, 9). Потом присовокупляет, говоря: аще кто приходит к вам, и сего учения не приносит, не приемлите его в дом, и радоватися ему не глаголите; глаголяй бо ему радоватися, сообщается делом его злым (Там же. 10, 11). Пойми, Николай, силу этих апостольских речей и отложи всякое суетное прение и упрямство. Ибо он не просто признает еретиком преступающего и не пребывающего в учении Христовом, но и явно называет его безбожником. Вы же, латиняне, преступая учение Христово о происхождении Святаго Духа и прилагая от себя в Священном Символе веры сие «и от Сына», - как можете называться православными христианами, когда преподанное Христом Спасителем богословие отвергли и без страха говорите: «и в Духа Святаго, от Отца и Сына исходящего», тогда как Единородный этого не прибавил, а объявил испустителем только одного Отца <вместо Себя>?
    Если искренно, а не лицемерно желаете соединения с нами, разрушьте то средостение, которое служит преградою между нами и вами, говорю - это лишнее хульное прибавление. Оставьте приношение опресноков в таинственной жертве, установленное еретиком Аполлинарием; отступите от пагубной Оригеновой ереси, которая очистительным огнем в течение многих лет очищает души, наполненные всякими грехами, и затем оттуда препровождает их в жизнь вечную. Это учение не только делает многих ленивыми к исправлению себя от грехов - тем, что они ожидают себе очищения по смерти в чистительном огне, но еще извращает и учение о праведном суде. Ибо если все те, которые в христианской вере совершили величайшие грехи, очищаются в огне и переходят в вечную жизнь, как учит Ориген и как вы утверждаете, то кто будут те, которые, стоя ошуюю праведного Судии, услышат этот горестный приговор: идите от Мене проклятии в огнь вечный, уготованный диаволу и ангелом его, и прочее (Мф. 25, 41)? Ведь не неверующие будут отринуты от праведного Судии как жестокие, безчеловечные и немилостивые; <...> Лживость этого учения явствует и из того, что многие, стоя ошуюю Судии, будут говорить Ему в день судный, как бы оправдывая себя: Господи, не в Твое ли имя пророчествовахом, и Твоим именем бесы изгонихом, которые и услышат в ответ на это от праведного Судии: аминь глаголю вам: николиже знах вас: отыдите от Мене делающие беззаконие (Мф. 7, 22, 23). Смотри, как ясно этими евангельскими словами обличается лживость учения Оригенова и вашего, латиняне, об очистительном огне. Если бы все христиане-грешники очищались от своих грехов в огне очистительном по смерти, то сотворившие о Имени Его силы многие, то есть дивные чудеса, никак не могли бы быть неведомы праведному Судии и не были бы названы Им делателями беззакония.
    Хотел бы я изобличить и прочие ваши преступные нововведения, какие вы от себя придумали в святых Таинствах и относительно священнического чина и прочих церковных уставов, и вообще всего, что вы мудрствуете и делаете вне апостольских правил и установлений Вселенских Семи Соборов. Но добровольно оставляю это как известное всем православным христианам, из коих некоторые древние писатели изобличили их в своих сочинениях.
    А как ты еще и другое некоторое хитросплетенное указание предлагаешь в доказательство того, что все верные должны быть в соединении между собою, и говоришь, что для показания сего Спаситель всех преподал таинственную Свою жертву в виде хлеба и вина, так как хлеб составляется из многих зерен, также и вино делается из многих виноградных зерен. На это ухищренное твое мудрование скажем: «Приносимый нами хлеб, то есть соединение по Богу греков, русских, грузин, болгар, сербов, румын и других многих народов, мы устрояем из одних пшеничных зерен, то есть из правых апостольских учений и отеческих правил и преданий, и потому он как чистейший и весьма вкусно испеченный огнем Божественного Параклита, приносится делавшему его Небесному Хлеботворцу, и он Ему благоприятен и весьма сладок. А который у вас, латиняне, хлеб, то есть ваше соединение, состоит не из одних пшеничных зерен, но из различных семян: из ячменя, проса, ржи и овса. Разумеющий да разумеет это прикровенное слово».
    Не прельщай же нас многими разнообразными хитрословиями. Но то пусть будет тебе известно, Николай, что изречения евангельские и апостольские, какие ты приводишь в своем сочинении к похвале и восхвалению своих, а нам в поношение и осуждение, - теми особенно праведный Судия осудит вас, так как вы содержите противное апостольским правилам и отеческим преданиям и так как тело Христово хорошо и богоугодно составленное, то есть Соборную Церковь, вы раскололи и раздираете всякими странными вашими и несообразными новыми учениями. Этих ответов наших на составленное тобою против нас со многим коварством поучение, будто бы соединительное, а в сущности развратительное, достаточно.
    Знай же, Николай, и весь папский ваш священнический причт и многое множество имеющихся у вас учителей и философов: мы повинуемся Господу Богу нашему, повелевающему: аще не обратитеся и будете яко дети, не внидите в царство небесное (Мф. 18, 3); и опять: иже аще не примите царствия Божия, яко отроча, не имать внити в не (Лк. 18. 17). Повинуясь этим двум заповедям, мы содержим все тайны благочестия и все богословские апостольские догматы и отеческие церковные предания, которые иносказательно именуются царствием Божиим, - все вообще приемлем и храним неизменно - так, как малые дети принимают учение от своих учителей без всякого сомнения. И выше нашей немощи не испытываем таинственной их силы, повинуясь заповедующему: высших себе не ищи (Сир. 3, 21). Что Святая Троица есть Един Бог, безначальный, присносущный, - это мы знаем и веруем и исповедуем сердцем и устами; также что от Бога Отца Сын рождается и Дух Святый исходит, и это мы знаем и веруем. Способа же рождения и исхождения не ищем постигнуть, да и не можем. Это вполне неизреченно и непостижимо для всякого созданного естества.
    Изъявите же и вы благое желание возвратиться к тому правильному исповеданию веры и богоугодному соединению с нами, какие вы имели сначала и от которых <...> отпали, будучи побеждены лукавым духом славолюбия и самоугодия. Если же не хотите принять братски предлагаемый вам от нас по любви духовный спасительный совет, - то и мы отступить от преданной нам святыми апостолами и Вселенскими Соборами Православной веры и согласиться с вами, блуждающими по всем распутиям, никак не можем. Ибо знаем сказанное: изыдите от среды их, и отлучитеся, и нечистоте не прикасайтеся (2 Кор. 6, 17): поэтому разъединение лучше и похвальнее соединения, отлучающего от Бога, Тому слава во веки. Аминь.

Преподобный Максим Грек.
Творения (репринт с издания 1910 г.
«Сочинения преп. Максима Грека»).
Троице-Сергиева лавра, 1996 г.

Страница: 1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11 - 12 - 13 - 14 - 15 - 16 - 17

Взгляд на события/История/Рубрики
почта

© 2005 "Дух христианина"

Сайт создан: 1 апреля 2005 г.