../christian-spirit.ru/sait.css"


   

   
 
ИСТОРИЯ

 

«Видевший Духа Святаго видел Сына»

Из писем архиепископа Феофана (Быстрова)

    Многоуважаемый о. Протоиерей! Вы спрашиваете: «Как понимать действия в нас благодати Божией по отношению нас Святаго Духа; то ли значит это, что одновременно, по нераздельности Лиц, действует в нас и Отец, и Сын? Но мы без смущения говорим о действии в нас Святаго Духа, а о действиях Отца и Сына затруждаемся утверждать».
    Отвечаю. Необходимо различать при ответе на этот вопрос две точки зрения: богословскую, когда речь идет о жизни Божества в Самом Себе, и икономическую, когда речь идет об откровении Его человечеству.
    С чисто богословской точки зрения, по определению свт. Григория Паламы, выражающему букву и дух святоотеческого учения, благодать Божия не сущность, но есть энергия Божия и, как принадлежность существа Божия, есть единая и общая для всех Ипостасей Святой Троицы: Отца и Сына и Святаго Духа. В этом смысле она одинаково может быть названа и называется благодатию и Отца, и Сына, и Святаго Духа.
    Но в икономическом откровении Святой Троицы наблюдается такой порядок: Отец открывается мiру чрез Сына во Святом Духе. «Одно начало существ, создающее чрез Сына и совершающее в Духе», - говорит св. Василий Великий (О Св. Духе, к Амфилохию, гл. XVI).
    При этом «Божеский Дух всегда и окончательно совершает все происходящее от Бога чрез Сына, как в новой твари, о которой говорится: Аще кто во Христе, нова тварь (2 Кор. 5, 17), так и в той, которая древле была в начале; потому сказано: Словом Господним небеса утвердишася, и Духом уст Его вся сила их (Пс. 32, 6)» (Свт. Василий Великий. Против Евномия, о Святом Духе, кн. V).
    Так нисходит к человеку Святая Троица. Соответственно с этим совершается и восхождение человека к Богу, только обратным порядком, то есть Святым Духом чрез Сына к Отцу. «Познается и открывается Пресвятая Троица, - говорит св. Симеон Новый Богослов, - благодатию Святаго Духа, по благоволению Отца, чрез Сына» (Слово LXI. Т. 2. С. 98).
    Оба эти порядка обозначает св. Василий Великий в словах: «Путь Боговедения - от единого Духа, чрез Единородного Сына, к единому Отцу. И обратно: естественная благодать и естественная святыня и царское достоинство от Отца, чрез Единородного Сына, простирается на Духа» (Указ. соч., гл. XVIII).
Из сказанного становится понятным как то, почему Благодать Божия есть единая и общая Отцу и Сыну и Святому Духу, так и то, почему, несмотря на эту общность ее Трем Ипостасям Святой Троицы, она в богословском словоупотреблении называется по преимуществу благодатию Святаго Духа. Не иначе как чрез Сына во Святом Духе открывается нам Бог Отец и не иначе как силою Святаго Духа чрез Сына мы восходим ко Отцу. Дух Святой есть То, чрез Что открывается нам и познается нами Единородный Сын и Бог Отец. Сын есть образ невидимого Отца (Кол. 1, 15), а Дух есть образ Сына (Рим. 8, 29),» - говорит Афанасий Великий (Слово к Серапиону четвертое, §3).
    Совершенно согласно с ним учит и свт. Василий Великий (Против Евномия, гл. V).
    Вывод из этого учения делает свт. Симеон Новый Богослов: «Видевший Сына видел (потому самому) Отца, и видевший Духа Святаго видел Сына». Только удостоившиеся божественного озарения могут это ясно ощутить на опыте, мы же должны принимать все на веру. Но к облегчению нашей веры могут служить основанные на опыте следующие слова великого созерцателя и богослова - Симеона Нового Богослова: «Апостол говорит: Господь же есть Дух (2 Кор. 3, 17), и опять: Сам Дух ходатайствует о нас воздыхании неизглаголанными (Рим. 8, 26), вопия: Авва Отче! (Там же, 15). Дух взывает: „Авва Отче!" не потому, что Дух есть Сын, - да мимоидет от нас такая хула! Но потому, что Сын Божий видится и созерцается (нами) Духом Святым, и что ни Сын никому не открывается без Духа, ни Дух без Сына; но вместе с Духом открывается Сын и Сам чрез Духа взывает: Авва Отче! (Мк. 14, 36)» (Слово LII, § 1. Т. 1. С. 480).
«Я говорю с тобою, - сказал однажды таинственно явившийся св. Симеону Сын Божий, - как Друг с другом, чрез Духа Святаго, Который вместе со Мною говорит тебе» (Слово XCI. Т. 2. С. 499).

София. 1928. XI. 13.

| christian-spirit@yandex.ru | http://www.christian-spirit.ru/
Все права защищены © 2005
"Дух христианина ", свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-19589

 


Преподобный Мефодий Пешношский

(Память: 4 / 17 июня - преставление, 14 / 27 июня - тезоименитство)

  Пешношская обитель, основанная пустыннолюбивым Мефодием, возникла в 1361 г. В молодых летах пришел Мефодий к преподобному Сергию и жил несколько лет под его руководством. Потом по благословению Старца он уединился в глушь дубового леса за рекой Яхромой в двадцати пяти верстах от Дмитрова и на небольшом возвышении среди болота поставил себе келлию.
    Когда около него стали собираться братия, преподобный Сергий, посетив его, посоветовал ему поставить обитель и храм на другом, более сухом месте и благословил то самое, где стоит теперь эта обитель. Преподобный Мефодий сам трудился при ее построении, пеш нося деревья через реку. Оттого обитель получила название Пешношской, а речку прозвали Пешношей.
    По временам преподобный Мефодий уединялся для безмолвия за две версты от обители, и сюда приходил к нему преподобный Сергий. Отсюда эта местность названа Беседою, и здесь стоит часовня, к которой бывает Крестный ход 24 июня.
    Строгий к себе, Преподобный был очень милостив к другим. У ворот его обители сидело много нищих, и он питал их. «Собеседник и спостник великого Сергия» - так называется Мефодий и древнем тропаре - переселился в блаженную вечность 4 июня 1392 г.
    В день его преставления собралось множество народа для того, чтобы оплакать своего питателя и целителя. Мощи его почивают под спудом в церкви преподобного Сергия, а до 1732 г. почивали они в часовне.
    При раке Преподобного стоял посох его, а в ризнице хранился деревянный потир, с коим совершал он Божественную литургию, и ковчежец с частью мощей преподобного Сергия.

По материалам сайта peshnosha.ru

Беседная часовня
Фото: peshnosha.ru