Святитель Николай Сербский
«Духовный сад»
(Главы из книги)
Об Источнике живой воды и о сухом колодце
Подивитесь сему, небеса <...>, говорит Господь. Ибо два зла сделал народ Мой: Меня, источник воды живой, оставили, и высекли себе водоемы разбитые, которые не могут держать воды.
(Иер. 2, 12-13) |
Сказано это для прошлых времен или для наших? Конечно, для наших. Сказано ли это только для еврейского народа или для нашего? Конечно, и для нашего. «Не убей, не укради, не давай ложного свидетельства», - тоже не только для тех времен, прошлых, но и для наших, не только для еврейского народа, но и для нашего. И это можно сказать сегодня и всегда каждому народу и каждому человеку, который отворачивается от живого источника в собственном дворе и копает колодец, чтобы пить из него дождевую воду.
Источник живой воды есть Господь - Источник не пересыхающий, обильный и сладкий. Колодец же - всякое человеческое дело, которое делается против Бога и Божиего закона, и от которого люди ожидают успеха и счастья, утоления своего голода и жажды. Таковы колодцы безбожия, сребролюбия, чревоугодия, разврата, властолюбия, суеты, поклонения идолам, ворожбы и всего остального, в чем диавол становится советником. Это грех для копателя и ложная надежда для водоноса. Подивитесь сему, небеса, и содрогнитесь, и ужаснитесь, говорит Господь. Ибо два зла сделал народ Мой: Меня, источник воды живой, оставили, и высекли себе водоемы разбитые, которые не могут держать воды.
О, Господи безсмертныйБратья, и наш народ сделал два зла, так как забыл Господа - Источник всякого добра - и начал искать добро во зле или около зла. Можно ли найти воду в огне? А пшеницу в песке? Нельзя, братья, нельзя. Еще меньше можно найти мира, счастья, удовольствия, радости и жизни, или вообще чего-то доброго в колодце греха и безбожия.
О, Господи, безсмертный Источник всякого добра, какого только может сердце людское пожелать и какое только может прийти на ум человеку, смилуйся над нами, грешными и недостойными. Отврати нас мощной десницей Твоей от безбожных и напрасных дел наших и напои нас сладкой и живой водой Твоей!
Тебе слава и хвала во веки. Аминь.
О том, как будут судиться идолопоклонники
Осрамил себя дом Израилев, <...> говоря дереву: «ты мой отец», и камню: «ты родил меня»;
ибо они оборотили ко Мне спину, а не лице;
а во время бедствия своего будут говорить: встань и спаси нас!
(Иер. 2, 26-27) |
Воистину посрамятся те, братья, которые не видят дальше дерева и камня, которые в безумии своем говорят: человек состоит из белков и минералов и с ним будет то же, что с белками и минералами. Стоят они спиной к Творцу и не могут видеть Того, Кто был до творения, провозглашая творение Творцом. Природа, по их словам, человека и сотворила, и родила; потому человек меньше природы, раб на цепи природы, мертвец в гробу природы.
Посрамятся те, которые так говорят, и воскликнут они во время бедствия: «Встань и спаси нас!»
Почему кричат они: «Встань!» Разве Бог лежит? Не лежит Бог, но стоит, стоит и ждет, чтобы послужить всякому, кто с верой и смирением ищет Его помощи. Но те, кто привязался к дереву и камню, отдавая им свою силу, - они-то и отвергли Бога в своей собственной жизни, вычеркнули Его из своей жизни. Потому во время бедствия они кричат Ему: «Встань!»
А Господь кроток, Он встает и приходит к каждому покаявшемуся. Пусть грешник покается истинно и отбросит грешную свою любовь и вернет любовь Богу, и Бог ему поможет. Пусть только отвернется от мертвого дерева и камня, а лицом обратится к Богу живому, и Бог его избавит от бедствия. Ведь Всемогущий не злопамятен и не мстителен. Не сотворил Он людей для смерти, но для жизни.
О, братья, да не обратимся за помощью к безпомощным и за жизнью к безжизненным. Да повернемся лицом к живому Творцу нашему, Который дал нам лицо более светлое, чем у всякой земной твари. Да повернемся от западного безпутья к восточному пути, ведь это и есть путь спасения. Только надо спешить, пока наш последний день на земле не потопила тьма.
О, Господи вознесенный, вознеси ум наш на небо. Очисти его от тьмы и облегчи его от земной тяжести, светоносный Творец наш. Тебе слава и хвала во веки. Аминь.
Об идолопоклонстве как прелюбодеянии
Явным блудодейством она (Иудея) осквернила землю, и прелюбодействовала с камнем и деревом.
(Иер. 3, 9) |
Какое прелюбодеяние сотворил Израиль и Иудея, т.е. народ израильский и иудейский, с камнем и деревом? Но прежде греха сего согрешили они, отвернувшись от поклонения Богу правому, Богу живому и единому. Почему их идолопоклонство называется прелюбодеянием? Потому что первой любовью они были связаны с Богом правым, Богом живым и единым. Но после оставили ту любовь и предались сердцем чужим идолам из камня и дерева. Потому Господь называет их идолопоклонство прелюбодеянием.
Заслуживает ли такой укор Божий только ветхое время, не наше ли, и только ли Израиль с Иудеей, не нынешние ли христиане? К сожалению, этот укор Божий полностью заслужен сегодня и многими христианами. Тот, кто охладел любовью к Богу правому, Богу живому и единому, и разгорелся низкой страстью к вещам из камня и дерева, к тленным предметам и смертным творениям, тот прелюбодействует, тот навлекает на себя гнев Божий. И сегодня это явственно видно, ведь прежде люди грешили, не зная Христа, а сейчас грешат, познав Его.
О, братья, как долго будет продолжаться это мрачное идолопоклонство на земле от людских прелюбодеяний с идолами из камня и дерева, серебра и золота, плоти и крови? Разве не сокрушил всемощный Христос всех идолов в прах и пепел? Зачем же некоторые собирают этот тлен, пытаясь сделать себе богов? Из-за дьявольской лжи и собственного самообмана.
О, Господи, вознесенный в верховное небо, освободи нас от дьявольской лжи и нашего собственного самообмана. Сохрани нас от позорного прелюбодеяния с сокрушенными идолами Крестом Твоим честным. Помоги нам, Господи, постоянно поклоняться только Тебе, Богу правому, Богу живому и единому.
Тебе слава и хвала во веки. Аминь.
Перевод с сербского
Екатерины Василевич
|
Монастырь Лелич, где покоятся мощи свт. Николая Сербского
Фото Л. Хрусталевой |
Уважаемые читатели и редакция газеты «Дух христианина»!
С огорчением должен вас уведомить, что в силу обстоятельств (в том числе и собственной немощи) вынужден прекратить публикацию моих статей на страницах вашего издания. Не со всеми материалами, помещенными в газете, я был согласен, однако всегда считал и сейчас считаю, что такая газета нужна. Того же мнения придерживается и мой духовник, равно как и другие русские священники (не имеющие нареканий со стороны ОВЦС и «не занимающиеся политикой»), с которыми мне довелось беседовать на эту тему. На протяжении трех лет «Дух Христианина» давал наиболее правдивую и грамотную, на мой взгляд, информацию о положении дел в братской Сербии и вокруг нее, отличаясь от целого ряда изданий (включая и православные) как большей честностью, так и большим профессионализмом в данном вопросе. Для русского человека Сербия значит сегодня очень и очень много (не в последнюю очередь потому, что не приемлет тлетворный дух никодимовщины и меневщины). Поэтому сербам и пытаются выкрутить руки те, кто обеспокоен сохранением своей власти над русским славянским народом.
К сожалению, сам я оказался поставлен перед выбором: либо перестать печататься в «Духе Христианина», либо покинуть Православную классическую гимназию в Ховрине, где уже тринадцать лет преподаю сербский язык, историю и культуру. Не скрою, что гимназия мне дорога (в гораздо большей степени, чем, скажем, институт, где я также преподаю и имею при этом еще и некоторую материальную заинтересованность). Среди моих коллег есть замечательные русские люди, патриоты нашего Отечества, а среди учеников - честные и искренние дети, живо чувствующие сербскую боль и достоинство и способные в будущем стать грамотными специалистами. Оставить гимназию было бы, с моей точки зрения, еще большим злом.
Простите, если что не так. С пожеланием помощи Божией.
Илья Числов,
председатель Общества Русско-Сербской дружбы |
|
|