../christian-spirit.ru/sait.css"


   

   
 
ИСТОРИЯ

 

Серб - Христов, он радуется смерти

Из Жития святого диакона Аввакума

   Во время бунта Хаджи-Продана в 1814 г. турки схватили огромное число сербов, и среди них Паисия, Геннадия, его сына Стояна и диакона Аввакума. Их в оковах доставили в Белград и бросили в темницу. Паисия, как и многих других сербов, турки посадили на кол. И вот подошел черед Геннадия, Стояна и диакона Аввакума. Геннадий, чтобы сохранить жизнь себе и своему сыну, согласился перейти в мусульманство. О своем решении он сообщил и диакону Аввакуму, предложив отуречиться и ему, но Аввакум не хотел даже слышать об этом. Отвращаясь от них и их намерения, он указал игумену на священническое и национальное достоинство. Геннадия и его сына турки сразу же освободили, те стали мусульманами: отец получил имя Мулла Салия, а сын - Реджеп. Турки принуждали принять ислам и брата игумена Паисия, Димитрия, но он отказался. Тогда турки вывели его из темницы за городские стены, отсекли ему голову и насадили ее на кол.
    Диакон Аввакум был юношей неописуемой красоты. Привлеченные ею, а также молодостью монаха, турки хотели обратить его в свою веру и сохранить ему жизнь. Но напрасно турки старались склонить Аввакума к принятию ислама: ни просьбы, ни угрозы не могли поколебать веры молодого подвижника. Презрев все земные блага, он молился Христу, Который невидимо укреплял его.
    Не только турки уговаривали Аввакума принять мусульманство. Бывший его игумен и духовник Геннадий, а теперь Мулла-Салия, со своим сыном Реджепом посещали его в темнице, но он не хотел даже и говорить с ними.
    - Сынок, Бог тебе в помощь. Не нужно безсмысленно умирать. Вот, Стоян и я..., - обращался к нему Мулла-Салия.
    - Нет, отче, я воин Христов. Смерть - это утешение для всех нас. Мы радуемся смерти.
    Когда стало ясно, что попытки склонить Аввакума к принятию ислама так и останутся безуспешными, пробил и его час. Пришло и его время испить горькую чашу, подобно его учителю игумену Паисию.
    И вот на рассвете, когда солнце озаряло своими лучами окрестности, тяжелые темничные ворота отворились и турки вывели диакона Аввакума на казнь, дав ему самому нести кол, на который его должны были посадить. Печальная процессия направилась в Калимегдану. За диаконом Аввакумом шла его убитая горем мать Божана, плача и тихо уговаривая его стать мусульманином. Но диакон смело нес орудие своей казни и на протяжении всего пути весело и громко пел песню:

Нету веры лучше христианской!
Серб - Христов, он радуется смерти;
Страшен Божий Суд, он ждет и турок,
Делайте, вы, турки, что вам любо!
Скоро все вы тоже попадетесь, -
Бог свидетель мне и правда Божия.

    Перед Калимегданом его сокрушенная горем мать громко заплакала о своем единственном сыне. Божана не могла справиться со своими материнскими страданиями и с полными слез глазами приступила к сыну с последней просьбой принять ислам и спасти свою молодую жизнь, уверяя его, что Бог ему простит, так как делается это подневольно! На такие слова Святой ответил матери песней:

Мать моя!
За молоко благодарю тебя!
Но не благодарю за такую науку.
Будешь радоваться сыну,
А перед Богом будем прятать лица;
Смерть избавляет от всяких бед,
Цвет весенний распускается
после зимы.
Блажен тот, кто рано умирает,
Узнав меньше муки и грехов,
Тот, кому Бог и вера даны.

    Придя на место казни, турки снова начали уговаривать Аввакума принять их веру, для того, чтобы не умереть раньше времени.
    - А, в самом деле, умирают ли когда-нибудь турки? - смеясь, спросил их на это юноша.
   - Да, конечно, умирают.
   - Тогда все равно - сейчас или потом: чем раньше умру, тем меньше на мне будет греха, - решительно ответил Аввакум.
    Когда стражник уже приблизился, чтобы исполнить страшную казнь, к Аввакуму подошел слуга визиря и в последний раз предложил отречься от Христа, но молодой исповедник остался непоколебим. Сказав, что смерть избавляет от всех бед, а прекрасней христианской веры на свете нет, он предложил туркам начать свое черное дело. Но турки смутились, что должны посадить на кол такого прекрасного и благородного юношу. Один из них выхватил ятаган и пронзил мученика Аввакума в самое сердце, чтобы облегчить страдальцу муки. Но тело мученика Аввакума турки все-таки насадили на кол между остальными мучениками при дороге, ведущей из Стамбула.
    Так славно закончил свою земную жизнь юный мученик Христов диакон Аввакум. Турки так и не добились желаемого, а он до конца испил чашу страданий за Христа с радостной надеждой на нетленные блага вечной жизни. Слава ему во веки веков!
    Диакон Аввакум был канонизирован на Архиерейском Соборе Сербской Православной Церкви 1/14 июня 1962 г., память совершается 17 / 30 декабря..

 

 

 

 

 

| christian-spirit@yandex.ru | http://www.christian-spirit.ru/
Все права защищены © 2005
"Дух христианина ", свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-19589

 


Мученики, безсребреники и чудотворцы
Кир и Иоанн

(перенесение мощей 28 июня / 11 июля)

  Святые страстотерпцы Кир и Иоанн пострадали за имя Христово в 31 день месяца января, в царствование Диоклитиана, в городе Конопе, отстоящем от великого города Александрии на двенадцать поприщ. После их страдальческой кончины христиане тайно взяли их святые тела и с честью похоронили. Чудотворные мощи сих святых мучеников были обретены по прошествии уже многого времени - когда христиане, победив идолослужителей-еллинов, начали всюду созидать без страха храмы. Произошло это во времена императора Феодосия Великого. Император этот, собираясь на войну, отправил к Святым Отцам, подвизавшимся в Египте, нарочитых людей с просьбой о помощи. И один из этих египетских отшельников, Сенуфий, передал царю свою старую рясу и посох. Царь, приняв дары, взял на войну с собой посох, одел рясу и сделался победителем.
    В память этой победы, а также в напоминание о преподобном Сенуфии, жители города Александрии изваяли статую царя на высоком подножии, изобразив его облаченным в хламиду иноческую и с жезлом в руке.
   На расстоянии двух поприщ от Конопа, на месте, именуемом Мануфин, находилось древнее капище - обиталище демонов. Патриарх Феофил хотел очистить то место от бесов и освятить для славословия Божия, но, будучи уже близ конца дней своих, не успел исполнить свое намерение.
    Его благое желание осуществил Патриарх Кирилл, принявший после Феофила Александрийскую кафедру. В видении явился ему ангел Господень, повелевая перенести в Мануфин честные мощи святых мучеников Кира и Иоанна, чтобы изгнать оттуда силу бесовскую. Святой Кирилл так и поступил: перенес в Мануфин мощи святых и построил там в честь их церковь. Вскоре же после этого нечистые духи навсегда удалились оттуда, и место то стало источником исцелений, подаваемых от мощей мученических.

Свт. Димитрий Ростовский «Жития Святых»

    Протестанты отреклись от чудотворений Бога, даруемых через материальные предметы. Так они предполагали одухотворить христианскую веру, но между тем испортили ее и сделали беднее.
    Ведь они отреклись от действия силы Божией через иконы, через мощи святителей, через крест, и, наконец, некоторые из них, и через Причастие.
    Если быть последовательным на этом нечестивом пути, то придется отказаться и от чудес, которые происходили от живого Господа Иисуса, ведь и Тело Его было материально, точно также и от чудес, происходивших от прикосновения апостольских рук и рук святительских, ведь те руки материальны, а что говорить о жезле Моисеевом, о ризе и поясе Пресвятой Богородицы?
    В том своем отрицании протестанты противостоят всей Церкви. Вот одно из тысячи тысяч доказательств того, что Бог действует через вещи, особенно когда хочет прославить Своих святых: в Александрии воздвигнут был высокий столб со статуей царя Феодосия в монашеской рясе и с монашеским посохом в руке в память победы, дарованной царю, одевшему рясу св. Сенуфия и взявшему его посох. Отсюда мы видим, что, когда Бог хочет, тогда и ряса побеждает сильные войска неверных. Кто же смеет ограничивать действие и способы помощи всесильного Бога?

Свт. Николай Сербский «Духовный сад»