Электронный вариант газеты «Дух христианина»

По благословению Святейшего Патриарха Сербского Павла и епископа Рашко-Призренского Артемия

Взгляд на события/История/Рубрики
почта

 

 

Газета выходит два раза в месяц

 

Страница: 1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11 - 12 - 13 - 14 - 15 - 16 - 17 - 18 - 19 - 20
 
НЕБО НАД СЕРБИЕЙ

 

Что для нас Сербия?

Продолжение. Начало в № 2, 4-7

Подобное европейское миро­ощущение органичным об­разом сочетается у серба с глу­бочайшей «внутренней воцер-ковленностью» народной души, с чисто славянским простоду­шием и великодушием и небес­ной мудростью. Первое вовсе не мешает второму. Напротив. Один молодой сербский свя­щенник, недавно рукоположен­ный у нас в Троице-Сергиевой лавре (где учатся многие буду­щие священнослужители из братской страны), назвал святи­теля Николая Сербского «вели­чайшим европейцем» в серб­ской истории.

Напомним, что наши сербские братья считают святителя самым великим сербом XX столетия. Безграничная народная любовь к нему (не только в среде воцерковленной, но и между теми, кто, к сожалению, пока не пришел к Богу) объясняется еще и тем, что Владыка Николай как никто другой умел понять современного человека во всех его немощах и донести до людей свет вечной евангельской Истины - не поступаясь ни единым словом Божественного послания - в самых простых и доступных каждому выражениях. Язык его проповедей, духовных стихов, целого ряда иных текстов прост и бесхитростен (напрасно некоторые переводчики стремятся искусственно приукрасить, «расцветить» многочисленными синонимами и даже произвольными вставками русскоязычный вариант).
Но при этом все вышедшее из-под пера святителя отмечено необыкновенной глубиной мысли и исключительной цельностью, что также можно назвать «безупречной отточенностью стиля» (достигаемой, в частности, за счет эмоционального накала, инверсий и ритмической организации фразы) с одной лишь единственной оговоркой -безупречность сия носит естественный характер. Огромная эрудиция, всестороннее образование, знание светской культуры («витязем культуры» назвал его епископ Данило Крстич) самым природным образом наложились на эпическую широту и героическую простоту, впитанную с молоком матери, будучи в итоге увенчаны благодатными дарами Духа Святаго. Прозванный современниками «новым Златоус-том», Владыка Николай действительно напоминает нам древних Отцов Церкви, чьим дарованиям дивились языческие риторы и философы, силе и мужеству - Ангелы Господни, а кротость и смирение ведал лишь Сам Господь Вседержитель.
«По крови мы - арийцы, по фамилии - славяне, по имени - сербы, а по сердцу и духу - христиане», - рек святитель Николай Сербский, в пору апостасийного безумия, ясно обозначив горизон-ты пути и миссии своего народа. «Глубочайшая вера сербского народа есть вера в судьбу», - в этих словах святителя как в капле воды отразилось и старое европейское триединство «крови, почвы, судьбы», и нетленное естество Косовского завета - как высшего национального воплощения наднациональной и вечной истины Нового завета Христова.
Судьбоносность косовской жертвы и косовского выбора носит героический характер, что понятно даже нынешнему, падшему и заблудшему европейцу, в чьей душе еще теплится смутное воспоминание о собственном призвании (мне не раз довелось убедиться в этом, бывая в последние годы на Косове в составе международных делегаций писателей и славистов, куда входили представители Франции, Германии и Италии).
Кто знает, может быть, именно сербам суждено стать теми горящими углями, которые возжгут пламень веры на мертвых пепелищах европейского Запада, о коем «с болью и надеждой» писал лучший ученик свт. Николая Сербского - преподобный Иустин (Попович). Во всяком случае, Сербия - как мост между Востоком и Западом (древнейшего континента) - уже сейчас учитывается в данном качестве участниками мирового антиглобалистского движения.
Мы же, памятуя о собственном славном прошлом и промыслительной близости двух наших народов, постараемся понять наших православных сербских братьев и принять их такими, каковы они есть на самом деле, пусть даже что-то в них поначалу покажется нам непривычным. Впрочем, таким ли уж непривычным. Замечательно сказал на сей счет русский скульптор Вячеслав Клыков: «Сербы - такие, какими мы были когда-то».
В XIX столетии русские славянофилы говорили об этом вполнеопределенно: «Мы можем быть лишь тою личностью, какою нас Бог создал - славянскою по роду и русскою по виду».
Имя И.С.Аксакова было тогда известно во всем славянском мире. И.В.Киреевский издавал журнал «Европеец». «Страной святых чудес» называл Европу А.С.Хомяков. Р.А.Фадеев считал славянство «последней арийской, то есть прогрессивной породой, выступающей на сцену света» («Нам нужно славянствоне для того только, чтобы с его помощью самим стать опять славянами»). Как созвучно это сербскому настрою в XX и в XXI веке!
Помню, как святейший Патриарх Сербский Павел сказал во всеуслышание на одном из торжественных приемов в Белградской Патриархии, в присутствии не только русских гостей, но и российских дипломатов: «Человек не выбирает народ и расу, к которым принадлежит, подобно тому, как не выбирает своих родителей». Пора бы и нам перестать смущаться под чужими косыми взглядами и прислушаться к мудрым словам старца-патриарха, благо его героический народ сумел «преодолеть путь по отвесным скалам, какими ни один народ белой расы доселе не проходил» (свт. Николай Сербский, «Сербский народ как раб Божий»). С Божьей помощью сможем и мы.
На балканской земле, несмотря на все муки и страдания, переносимые нашими православными братьями, данная реальность способна вселить в нас оптимизм.
«Однажды утром я отправился в пустыню Иудейскую, - писал крупнейший сербский поэт XX века Лован Дучич (I87I-I943), - по дороге я думал о том, что мой сербский народ по своему устроению духа и идеалам есть величайший христианин меж народами. Прежде всего он более чем кто-либо обожествил героизм и мученичество, один идеал - греческий, а другой - арийский, и оба - воплощенные в Христе».
С той поры минуло не одно десятилетие. Иудейская пустыня разрослась до всепланетных размеров. Но Христова Сербия на гористых Балканах по-прежнему остается преградой на пути ее сатанинской гордыни.

Илья Числов,
Председатель Общества
Русско-Сербской дружбы
Продолжение следует.

 

Страница: 1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11 - 12 - 13 - 14 - 15 - 16 - 17 - 18 - 19 - 20

Взгляд на события/История/Рубрики
почта

© 2005 "Дух христианина"

Сайт создан: 1 апреля 2005 г.