Электронный вариант газеты «Дух христианина»

По благословению епископа Анадырского и Чукотского Диомида

Взгляд на события/История/Рубрики
почта

 

 

Газета выходит два раза в месяц

 

Страница: 1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11 - 12 - 13 - 14 - 15 - 16 - 17 - 18
 
ЗА ВЕРУ, ЦАРЯ И ОТЕЧЕСТВО

 

Возврат к истинной вере и покаяние в грехе цареубийства – необходимые условия для возрождения России

Архиепископ Серафим (Соболев)

Крестный ход
Илларион Прянишников

    Отступление от Православной веры привело нашу Родину к гибели. Здесь, и ни в чем другом – главная причина всех несчастий, переживаемых русским народом в родной стране и за рубежом.
    <…> Все мы в той или иной мере должны считать себя повинными в гибели России, поскольку мы грешили грехом отступления от своей веры или чрез увлечение богоборческим движением социализма, или чрез потворство этому движению своим молчанием, или же, наконец, просто чрез свою греховную жизнь. Но более всех была повинна в этом грехе власть государственная императора Петра I и императрицы Екатерины II. Епископ Феофан Затворник в попустительстве гибельного для России неверия считает повинной не только государственную, но и духовную власть в лице нашего Синода и большинства иерархов.
    <…> Что же мы, русские люди, должны делать, чтобы Господь простил наш великий грех отступления от Православной веры и даровал нам Россию опять святую, могущественную и славную?
    Мы должны вернуться к Православной вере наших предков, которая была, прежде всего, верою аскетическою <…>. Некогда св. Серафим Саровский пророчески говорил, что великие беды надвигаются на Россию, так как народ русский начал жить не по уставу Церкви и стал нарушать пост в среду и пятницу. Что бы он сказал, если бы дожил до последнего времени, когда русские люди перестали поститься и в Великий Пост, посещают в это время театры, предаются танцам и оргиям до утра даже под праздники, когда публичными падшими женщинами в русских городах становятся двенадцатилетние девочки. <…> вера предков сияла православной апостольской чистотой. Они тщательно хранили ее от всяких еретических искажений настолько, что старались избегать даже чисто житейского общения с иностранцами, почему все ереси, бывшие в России в течение первых семи веков после Крещения русского народа, не могли в ней укорениться и скоро исчезали по своем возникновении.
    Вследствие этой чистоты веры жизнь наших предков в лице иноков древних монастырей не только отличалась величайшими христианскими подвигами, но и благодатью Св. Духа в ее поразительных знамениях или проявлениях <…>. За эту чистоту веры Господь пребывал со всем нашим народом как Источник перерождающей человека внутренней благодати Св. Духа, которая снизошла на Русскую землю, как Царство Божие, вместе с Крещением Святой Руси.
    <…> Но следует при этом нам помнить: если благодать Божественного Духа есть самое величайшее для нас сокровище, то таким же сокровищем должна быть для нас и Православная вера как чуждая всяких ересей, ибо отступление от сей веры удаляет от нас Божественную благодать, получаемую в Таинствах Церкви. Но если бы даже мы или Ангел с неба стал благовествовать вам не то, что мы благовествовали вам, да будет анафема, говорит Апостол Павел (Гал. 1, 8). <…> И мы должны тщательно хранить свою Православную веру от всякого еретического искажения, памятуя слова св. Серафима Саровского, который сказал: «Горе тому, кто хотя одну букву прибавит или убавит к постановлениям семи Вселенских Соборов».
    [Наши предки] так оберегали ее, что старались избегать всякого общения с иноверцами, чтобы не смешаться с ними в вере. Они хорошо помнили слова Божественного Писания: С милостивым Ты поступаешь милостиво <…> с лукавым – по лукавству его (Пс. 17, 26–27).
    Трудно теперь в такой степени иметь нам разобщение с иноверными. Великое множество их живет в России. <…> В таком случае будем удалять от себя всякую мысль о каком бы то ни было смешении в вере со всеми инославными исповеданиями, и, в частности, с католиками и лютеранами. Мы должны всегда помнить, что вероисповедные различия не являются только временными перегородками, не имеющими вечного значения и для нас, и для инославных христиан в отношении к вопросу о вечном спасении (здесь и далее – выд. ред.). Эти различия весьма и весьма для нас существенны, ибо только истинная Православная вера сообщает действенную спасительную благодать, в которой все наше спасение и здесь, и там, за гробом. По учению св. Иоанна Кассиана, только благодать, сообщаемая нам в Таинствах Православной Церкви, может спасти нас, ибо только при ее помощи можно побеждать страсти и достигать нравственного совершенства. А по учению св. Симеона Нового Богослова, благодать Св. Духа и есть та одежда, без которой нельзя будет войти в небесный чертог Христа для вечного блаженства.
    <…> Благодати Св. Духа в качестве перерождающей и спасающей силы не могут иметь отступники от Православной веры, принявшие, по словам Апостола, иное благовествование (см.: Гал. 1, 8). <…> Апостолом налагается анафема вообще за приятие иного благовествования. Он не указывает, что мы должны разуметь под иным благовествованием: искажение ли всего благовестия Христова, или же только одной части его. Но если бы инославные христиане и немного отступили от Православной веры, все равно мы должны относиться к ним как к отлученным от благодати Св. Духа. Здесь нужно иметь в виду слова апостола Иакова: Кто соблюдает весь закон и согрешит в одном чем-нибудь, тот становится виновным во всем (Иак. 2, 10). Когда человек заболевает какою-либо частью своего тела, то и другие части страдают с нею: страдает ли один член, страдают с ним все члены (1 Кор. 12, 26), и в итоге весь человек является больным. Поэтому наша св. Православная Церковь считает то или иное инославное христианское исповедание неистинным и даже недостойным наименования Церкви, хотя бы оно имело некоторые здравые догматические учения.
    <…> У католиков не может быть нравственного совершенства... Католической иерархии следует всегда помнить печальный образ Иуды. Он удостоился от Бога принять Тело и Кровь Его. Но это величайшее Божественное дарование послужило ему не во спасение, а в погибель и вечное осуждение.
    О лютеранах и говорить не приходится. Они совсем не имеют внутренней перерождающей благодати Св. Духа, так как у них нет Таинства Миропомазания, в котором подаются дары Св. Духа для укрепления и возращения в христианской жизни.
    Конечно, мы никогда не допустим нашего смешения с католиками, лютеранами и другими инославными христианами и сохраним свою Православную веру в неприкосновенной чистоте, если глубоко усвоим непререкаемую для нас истину, что только будучи в ограде нашей Церкви мы пребудем с благодатью Св. Духа как источником нашего временного и вечного спасения и что вне этой ограды мы лишимся сей благодати и погибнем навеки.
    <…> И пусть Православная вера, господствуя таким образом во всем нашем существе, будет в то же время верой исповеднической, да знают все, что она есть для нас самая главная сила, есть наша победа, победившая мир (Ср.: 1 Ин. 5, 4).
    В данном случае наши предки должны опять быть для нас примером. Всем своим религиозным бытом они открыто исповедовали свою Православную, царствующую в них веру и свидетельствовали, что она для них дороже всего в мире. Они не стыдились быть православными, и в своей личной, общественной и государственной жизни и деятельности показывали, что вера Православная составляет сущность их жизни и к ней направлены всецело их сердца.
   К несчастью для России, уже при Петре <…> наши предки под влиянием протестантизма и западного просвещения начали стыдиться своей веры, стали прятать ее. Этот стыд своей веры, исходящий из тщеславного опасения показаться отсталыми пред либерально и атеистически настроенными образованными людьми, в последнее время, пред гибелью нашей Родины, достиг высшей своей степени. Не вера Православная, а этот пагубный стыд стал господствующей силой в России, в особенности для интеллигентного русского общества. Движимое ложным стыдом, множество русских людей становилось в ряды безбожной и революционной интеллигенции, хотя их разум и совесть были против этого малодушия.
    <…> Поэтому к ним относятся слова Христа: А кто отречется от Меня пред людьми, отрекусь от того и Я пред Отцем Моим Небесным (Мф. 10, 33). Ибо кто постыдится Меня и Моих слов в роде сем прелюбодейном и грешном, того постыдится и Сын Человеческий, когда приидет во славе Отца Своего со святыми Ангелами (Мк. 8, 38).
    Но <…> недостаточно только веровать православно: надо еще нашу веру исповедовать, если мы не хотим быть отверженными от Бога за наш ложный стыд, который, конечно, исходит из нашего тщеславия. А грех тщеславия так велик, что при нем нельзя даже иметь истинной спасительной веры во Христа, почему Он и сказал: Как вы можете веровать, когда друг от друга принимаете славу (Ин. 5, 44).
    Разумеется, мы не имеем исповеднической веры не только по тщеславию <…>. Мы скрываем свое православие в силу страха от смертельной опасности, что в особенности наблюдается теперь в России; или – вследствие опасения лишиться временных для нас выгод <…>.
    Мы должны исповедовать свою веру в сознании, что чрез нее наши предки достигли того, что Господь царствовал в сердцах их Своею благодатью с ее святостью и блаженством. Но этою же верою наши предки приобретали и то, что Сам Господь покровительствовал России Своею всемогущею силою, покрывая ее Своим безконечным милосердием, почему она и сделалась самою могущественною и славною страною.
    <…> Предки наши <…> имели еще одно свойство в своей вере. Их вера была смиренной, так как им было присуще покаяние, это истинное выражение смирения. Благодаря смирению, без которого никакие истинные подвиги христианской жизни невозможны, вера наших предков и была аскетической, и переходила в исповедническую <…>
    По учению [Макария Великого] в этом смирении состоит и самый признак христианства. «Вот признак христианства, – говорит он, – сколько ни потрудишься, сколько ни совершишь праведных дел – оставаться в той мысли, будто бы ничего тобою не сделано… Хотя бы и праведен был ты пред Богом, должен говорить: „я не праведник, не тружусь, а каждый день начинаю только“».
    <…> Почему же смирение имеет такую великую силу для нашей живой веры с ее добродетелями и подвигами? Потому, что оно низводит на нас Божественную силу для избавления нас от всех наших врагов видимых и невидимых. Вспомнил нас в унижении нашем, ибо вовек милость Его; и избавил нас от врагов наших (Пс. 135, 23–24). Сила смирения состоит в том, что с ним соединяется благодать Св. Духа по слову Апостола: Бог гордым противится, а смиренным дает благодать (Иак. 4, 6; 1 Петр. 5, 5), которая как на своем престоле почивает в смиренных. Отсюда понятно, почему Господь требует от нас, чтобы мы для соединения с Ним научились Его смирению, говоря: Придите ко Мне <…> и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем (Мф. 11, 28–29). Ясно отсюда и то, почему Господь во главу всех Своих Божественных заповедей положил смирение (Ср.: Мф. 5, 3), ибо только чрез смирение Господь может даровать нам Свою благодать, без которой нельзя исполнять Его заповеди и невозможно сделать ничего доброго, согласно с Его словами: Без Меня не можете делать ничего (Ин. 15, 5).
    Но если смирение сделало веру наших предков аскетическою и исповедническою, то оно было и причиною, почему они свою веру содержали во всей ее православной чистоте, чуждой всяких еретических заблуждений. Это смирение, выражаясь всегда в покаянии наших предков, не допускало гордости владеть их сердцами. <…> Как смирение есть источник всех добродетелей, так гордость, по учению св. Иоанна Кассиана, есть источник всех грехов и преступлений; или, по словам преподобного Иоанна Лествичника, – «начальница и завершительница всех зол».
    В частности, гордость является первою и главною причиною всех ересей. Она, по учению преподобного Нила Синайского, «низвергла архангела с неба и сделала то, что он, как молния, спал на землю». Но что же представляет собою его падение по своей основе, как не ересь, ибо денница, возгордившись своею чрезвычайною славою, помыслил, что он может быть равен Богу. Так гордость родила в нем первую ересь, от которой он навеки погиб.
    <…> Смирение со своим покаянием ограждало наших предков от ересей, а вместе с тем, от гибели Родины <…>. Но как только русские люди вступили на путь диавольской гордости, или тяжкого греха еретического, и атеистического отступления от Православной веры, то благодать Св. Духа <…> стала оставлять нашу Россию, и она наконец была ввержена в море неслыханных несчастий.
    Будем всегда помнить, за что мы наказаны Богом. Да, переживаемые беды случились в нашей русской жизни оттого, что мы отступили от Православной веры. Но этого не было бы с нами, если бы мы не возгордились и продолжали бы пребывать в смирении и покаянии, которые украшали веру наших предков, <…> низводившую на них благодать Св. Духа, а вместе с нею святость жизни, ограждавшую их от диавольской гордости, от ее еретичества и безбожия как источника всех бедствий, переживаемых нами ныне.
    Однако эта смиренная вера будет спасительным достоянием для нас и для России только в том случае, если мы вступим на путь первого выражения смирения, т.е. на путь покаяния во грехах своих, особенно в самом тяжком грехе нашем, в котором повинны активно или пассивно все русские люди, – в грехе бунтарства против Самодержавной власти нашего Царя – Помазанника Божиего. Это грех является для нас таким тяжким потому, что имеет за собою утрату русскими людьми совести, удаление их от Церкви – ее веры, учения и благодати. Он есть верх или плод тех разновидных религиозно-нравственных тяжких преступлений, которые совершались русскими людьми в течение многих и многих лет.
    Означенный грех так велик в очах Божиих, что переполнил чашу Божественного долготерпения. Вот почему после отвержения русским народом своего Царя Господь тотчас отверг и Россию, и она погрузилась в пропасть неслыханных бедствий.

Из книги «Русская Идеология»

 

Страница: 1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11 - 12 - 13 - 14 - 15 - 16 - 17 - 18

Взгляд на события/История/Рубрики
почта

© 2005 "Дух христианина"

Сайт создан: 1 апреля 2005 г.