Электронный вариант газеты «Дух христианина»

По благословению епископа Анадырского и Чукотского Диомида

Взгляд на события/История/Рубрики
почта

 

 

Газета выходит два раза в месяц

 

Страница: 1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11 - 12 - 13 - 14 - 15 - 16 - 17 - 18
 
МИССИОНЕРСТВО

 

«ЖАТВЫ МНОГО, А ДЕЛАТЕЛЕЙ МАЛО»

    На прошедшем в Москве 24–29 июня Архиерейском соборе обсуждалась миссионерская концепция Русской Православной Церкви. Мы пригласили к нам в редакцию священника Иоанна Малышева, заведующего миссионерским отделом православного центра «Просветитель» Игоря Владимировича Беланова и историка Татьяну Ивановну Козельцову, чтобы выяснить, насколько новая концепция соответствует традициям и учению Церкви.

Прежде всего необходимо поставить вопрос: что такое миссионерство?

Свящ. Иоанн: Истинное миссионерство есть продолжение апостольского подвига проповеди Православия миру. В первую очередь обязанность проповеди лежит на архипастырях и пастырях Церкви. Проповедь, по учению Святых Отцов, должна совершаться не только словом, но прежде всего делом, как об этом говорит преп. Авва Дорофей.

Т. И. Козельцова: История Церкви повествует о просветителях целых народов – таких, как святая равноапостольная Нина, святые Кирилл и Мефодий, равноапостольные князь Владимир и княгиня Ольга. Вспомним, в чем заключалась проповедь этих и многих других святых. Прежде всего они проповедовали не словом, а своей благочестивой жизнью, аскетическими подвигами. Благочестие этих святых было на высоте.

Свящ. Иоанн: В наши дни подвиг мученика Евгения Родионова разбудил сотни тысяч душ: молодых и пожилых людей, мужчин и женщин – людей разных профессий и убеждений и привел их в Церковь. Ведь даже в жизни рядовых православных христиан можно найти много случаев, когда им удавалось или молитвой, или добрым отношением привести своих близких или знакомых к Православию.

Т. И. Козельцова: В Синодальный период Русской Православной Церкви Святейший Синод посылал миссии и на окраины Российской Империи для просвещения инородцев и язычников, и в другие государства. Так возникла миссия в Сибири, в Америке, в Китае, в Японии, в Корее. Некоторые еретики сами обращались с просьбой о присоединении к Русской Православной Церкви. Так, в XIX веке усилиями митрополита Иосифа Семашко в нашу Церковь было принято три миллиона белорусских униатов. Около 20 тысяч урмийских айсоров (Северный Иран) присоединились к Российской Церкви из несторианской ереси. Как видим, цель миссии – обратить в Православие заблудшие души.

Прощание с Америкой святителя Тихона
Художник Ф. Москвитин

И. В. Беланов: До революции упор делался на создание миссионерских братств, которые через богослужение, создание православных школ, регулярную проповедь, паломничества к святым местам, благотворительность привлекали людей к Вере, а жаждущих деятельной христианской жизни – к посильным подвигам любви. При помощи именно такого метода миссионерской проповеди был просвещен запущенный район Тифлиса Колючая Балка. До начала миссионерской работы в этом квартале были сосредоточены несколько пивных и публичных домов при них. Дети местных рабочих постоянно находились на улице без присмотра и подвергались дурному влиянию. После того, как глава местного миссионерского братства архим. Гермоген1 начал опекать этот район, здесь появился молитвенный дом. Постепенно при нем возникла община. По ее ходатайству были закрыты увеселительные заведения, а улица по имени молитвенного дома получила название Феодосьевской.

Свящ. Иоанн: Совсем иначе работали католические миссионеры. Они исходили из того, что цель оправдывает средства. Потому иногда подкупали туземцев деньгами, иногда заставляли их креститься под угрозой смерти, в лучшем случае действовали через иезуитские школы и благотворительные учреждения. В последнее же время католические миссионеры, утратив военную поддержку, начали изощряться в изобретательности. Они делают упор на благотворительность, а также на максимальную либерализацию церковной жизни. В костелах служат на современных языках, мессы проводят под гитару, посты сокращены почти полностью, исповедь отделена от причастия2. Экуменические контакты также рассматриваются Ватиканом как миссионерство. При помощи экуменической ереси папа надеется привести в подчинение себе Восточные Православные Церкви. Однако прихожан в костелах с каждым годом становится все меньше и меньше.

И.В. Беланов: В современной России имеет место миссионерство всех трех типов. Активно орудуют католические и протестантские миссионеры. Русская Православная Церковь ведет свою миссионерскую работу. Но, к сожалению, некоторые современные православные миссионеры склонны применять в своей катехизической деятельности не испытанные святоотеческие методы, а приемы западных католических и протестантских миссионеров.

О. Иоанн: Полностью с Вами согласен, Игорь Владимирович. Могу привести даже несколько примеров. Наиболее часто в СМИ мелькают имена дьякона Андрея Кураева, игумена Сергия (Рыбко) и игумена Евмения (Перистого). Дьякон Андрей Кураев в своей «миссионерской» деятельности далек от идеалов и заветов Святых Отцов. Он добивается популярности за счет потакания страстям своей аудитории. Например, последний его тур на Украину совместно с лидером рок-группы ДДТ. Во Львове ему удалось собрать аудиторию в 30 тысяч человек. Но число зрителей на рок-концерте не является показателем истинного миссионерства. В день Сошествия Святого Духа на апостолов после речи св. апостола Петра обратилось три тысячи человек, они стали истинными христианами, составившими Иерусалимскую Церковь. А сколько зрителей стало истинными христианами после рок-концерта Кураева? Ни одного!
    Кроме того, проповеди Кураева отличаются отсутствием благоговения. Он может, например, повторить кощунство на Духа Святого3, обозвать православных христиан, стойких в вере и не идущих на компромиссы со своей совестью в вопросе антихристовой глобализации, «инэнистами». Поведение Кураева – это поведение человека от мира сего. Оно не способно привести к глубокому пониманию Православия и вере во Христа.
Игумен Сергий Рыбко в вопросе «проповеди» посредством рок-музыки пошел еще дальше. Будучи в прошлом обыкновенным хиппи, он, видимо, решил вернуться в то состояние и осуществить свои нереализованные мечты. Он придумал какую-то рок-оперу, а при храме основал рок-клуб.
Но ведь, скажем, в XIX веке, когда театральное искусство было на достаточно высоком профессиональном уровне, ни одному священнику не пришло в голову в миссионерских целях основать клуб оперетты при своем приходе. Таким образом, наименование такого клуба миссионерским является грубой подменой понятий, оправданием неизжитой страсти к рок-музыке. Ясно, что такое миссионерство неспособно вдохновить человека на самоотверженный подвиг отречения от мира и своих страстей ради Христа.
С миссионерским методом игумена Евмения дело обстоит еще серьезнее. В своих беседах он применяет методику нейро-лингвистического программирования. Это способы не православного миссионера, а лидера тоталитарной секты. Известны и плоды такого «миссионерства»: один молодой семинарист, следовавший наставлениям Евмения (Перистого), покончил жизнь самоубийством. Многие последователи иг. Евмения, как и он сам, пребывают в состоянии, именуемом у Святых Отцов «прелестью». Они отвергают писания Святых Отцов, устраивают «уик-энды Святого Духа», на которых, как они думают, получают благодать свыше. На своих собраниях они практикуют особые обряды, такие, например, как «дружилки» и «обнималки». Это уже признаки не миссионерской работы, а нового сектантского течения.
Отдельно следует сказать об экуменических контактах. Митрополит Кирилл (Гундяев) и его соратники любят оправдывать свою антиканоническую деятельность мнимым «свидетельством Православия миру». Иными словами, они братаются с еретиками якобы для того, чтобы проповедовать миру Православие. Этим горе-миссионерам прислушаться бы к словам великого миссионера святого Апостола Павла: Еретика, после первого и второго вразумления, отвращайся (Тит. 3, 10) и прекратить свою антиканоническую и антицерковную деятельность. Но они этого не делают. Своим поведением они лишний раз доказывают, что цель экуменических контактов – не «свидетельство», а предательство Православия.

И.В. Беланов: Православие само по себе имеет могучую привлекательную силу. Необходимо, чтобы сам миссионер исправил свою жизнь по заповедям Христовым. Тогда даже если он будет мало искусен в слове, то сама его жизнь будет всем возвещать о Христе, о высоте и правдивости Его учения. Если же святая благочестивая жизнь православного миссионера соединена еще с глубокой образованностью, тогда язычнику просто невозможно устоять перед силой его проповеди. Но здесь необходимо сразу оговориться, что невозможно всех обратить ко Христу. Об этом свидетельствует Сам Христос в притче о сеятеле (см.: Мф. 13, 4–9). Сеятель сеял и при дороге, и на каменистой почве, и в тернии, а взошло и дало плод только семя, попавшее на добрую землю. Блаженный Феофилакт Болгарский говорит об этом так: «Три части посева погибли и только четвертая спаслась, потому что спасаемых вообще немного» (Толкование на Евангелие от Матфея).

Свящ. Иоанн: Ярким представителем истинного святоотеческого миссионерства является Преосвященный епископ Диомид. Чистота жизни в нем соединилась с высокой образованностью, любовью и состраданием к страждущему русскому народу. Этой болью за русский народ, за его угнетенное состояние, за попрание чистоты Православия современными еретиками и вызваны его Обращения, которые привели ко Христу и к вере Православной куда больше людей, чем сорокалетние потуги ОВЦС, деятельность Кураева, Рыбко и Перистого вместе взятых. Вот это и есть истинное миссионерство. Будем молиться Господу, чтобы вывел как можно больше таких миссионеров на жатву, ибо жатвы много, а делателей мало (Мф. 9, 37).

Беседовал
Дмитрий Морозов

    1 Архимандрит Гермоген (Долгенев), впоследствии епископ Тобольский. Причислен к лику святых на Архиерейском соборе 2000 г.
    2 Говоря о католической исповеди и причастии, мы ни в коем случае не говорим об их благодатности, ибо у еретиков нет и не может быть благодати, как ясно свидетельствует 1-е правило свт. Василия Великого.
    3 Как это было в одной из проповедей Кураева, транслировавшейся по радио «Радонеж».

Иг. Сергей (Рыбко) на праздновании дня
рождения Дж. Леннона из группы «Битлз»:
«Жалко, они [„битлы“] в Россию тогда
не доехали: они обязательно приняли бы
Православие. А Пол Маккартни еще примет.
Я позабочусь...» – самоуверенно говорит о. Сергий.

(Из калужской газеты «Вера молодых»,
издающейся по благословению
митр. Климента (Капалина))

 

Страница: 1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11 - 12 - 13 - 14 - 15 - 16 - 17 - 18

Взгляд на события/История/Рубрики
почта

© 2005 "Дух христианина"

Сайт создан: 1 апреля 2005 г.