../christian-spirit.ru/sait.css"


   

   
 
ИСТОРИЯ

День Крещения Руси

(память 1 / 14 августа)

    В Русской Церкви праздник Происхождения (Изнесения) Честных Древ Животворящего Креста Господня соединился с воспоминанием Крещения Руси св. князем Владимиром 1 августа 988 г. – так повествуют летописи. В «Сказании действенных чинов святыя соборныя и апостольския великия церкви Успения», составленном в 1627 г. по повелению Патриарха Филарета, дается такое пояснение: «А на происхождение в день Честного Креста бывает ход освящения ради водного и просвещения ради людского, по всем градам и весям».
Сведения о дне Крещения Руси сохранились в хронографах XVI в.: «Крестися князь великий Владимир Киевский и вся Русь августа 1». Великим благодеянием Божиим для России было уже самое обращение к христианству великого князя Владимира. Он принял святую Православную веру не прежде, как предварительно испытав разные верования и глубоко убедившись в превосходстве христианства пред всеми другими; принял не иначе, как после неоднократного совещания с представителями своего народа и по их единодушному согласию; принял именно с Востока – от Церкви Греческой, которая одна только сохраняла тогда во всей чистоте Православие и древнее благочестие.
Во дни равноапостольного князя Владимира святая вера Христова соделалась господствующею на всем пространстве тогдашней России и юная Церковь Русская пестовала уже чад своих во всех пределах молодого Русского царства. «Он заповедал, – пишет пресвитер, впоследствии митрополит Иларион, – по всей земле своей креститься во имя Отца, и Сына, и Святого Духа, чтобы открыто и громогласно славилось во всех городах имя Святой Троицы и все были христианами: малые и великие, рабы и свободные, юные и старые, бояре и простые, богатые и убогие. И ни один человек не противился его благочестивому повелению; крестились, если кто и не по любви, то из страха к повелевшему, так как благоверие в нем соединено было со властию. И в одно время вся земля наша стала славить Христа со Отцом и Святым Духом... Он обратил от заблуждения идолопоклонства не одного человека, не десять городов, но всю область свою». Точно так же и другой из ближайших к тому времени свидетелей неоднократно повторяет, что святой князь «крестил всю землю Русскую от конца и до конца... всю землю Русскую исторг из уст дьявола и привел к Богу... всю землю Русскую и все грады ее украсил святыми церквами... и всюду раскопал идольские храмы и требища, всюду сокрушил идолов».
Благодаря принятию на Руси Православия, все огромные пространства, занятые восточными славянами от Черного и Азовского морей до Финского залива и от Карпат и Немана до Волги, слились в одно государство – Русь, связанное не одной лишь племенной общностью, но духовным пониманием Божия замысла о людях и совместным служением ему. Это было подлинным духовным рождением русского национального самосознания.
При крещении народа в Днепре князь Владимир воззвал к Богу из глубины души:
«Боже Великий, Сотворивший небо и землю! Призри новые люди сия и даждь им, Господи, увидети Тебе, истинного Бога, яко же увидеша страны христианстии, и утверди в них веру праву и несовратиму, и мне помози, Господи, на супротивного врага, да надеяся на Тя и на Твою державу, побежи козни его!»
В этой замечательной молитве содержится вся русская национально-государственная идеология – быть оплотом истинной веры и с помощью Божией защищать ее от козней диавола. Таков священный долг русского человека, явленный нам в истории нашими святыми князьями, святителями и Патриархами, православным воинством.
Никтоже, возложь руку свою на рало, и зря вспять, управлен есть в Царствие Божие (Лк. 9, 62), – свидетельствует Святое Евангелие.
В 988 г. по Р.Х. русский народ возложил руки свои на рало церковного послушания, которое он упорно и терпеливо, «не зря вспять», доныне несет под покровом Пречистой Пресвятой Богородицы и Приснодевы Марии молитвами преподобных и богоносных отец наших и всех святых.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

| christian-spirit@yandex.ru | http://www.christian-spirit.ru/
Все права защищены © 2005
"Дух христианина ", свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-19589

 


Блгв. князь Роман Рязанский

(память 19 июля / 1 августа)

   Святые благоверные князья составляют особый, весьма многочисленный чин святых в русской церкви. Почитание святых князей начинается с первых лет зарождения христианства на Руси, но особую значимость оно приобретает во времена монгольского ига. В первое столетие татарщины с разрушением монастырей почти иссякает русская монашеская святость. Подвиг святых князей становится главным исторически сложившимся не только национальным делом, но и церковным служением. Татарское иго способствовало возникновению настоящего мученичества за Христа. Оно же освятило и ратный подвиг, смерть в бою как мученичество за веру.
   О подвиге рязанского князя Романа Ольговича, претерпевшего ужасную смерть в Орде в 1270 г., память сохранилась лишь в краткой летописной записи...

* * *

Святой благоверный князь Роман Олегович Рязанский был из рода князей, прославившихся во времена татарского ига, защищая христианскую веру и свое Отечество. Оба его деда погибли, сражаясь с Батыем. Воспитанный в любви к святой вере (князь жил в постоянных покаянных слезах и молитвах) и своей Родине, он всеми силами заботился о разоренных и угнетенных подданных, защищал их от насилий и грабежей ханских баскаков (сборщиков податей).
Баскаки возненавидели святого и оклеветали его перед татарским ханом Менгу-Тимуром. Роман Олегович был вызван в Орду, где хан Менгу-Тимур объявил, что он должен выбрать одно из двух: мученическую смерть или татарскую веру. Благоверный князь отвечал, что христианин не может поменять истинную веру на ложную. За свою твердость в исповедании веры он претерпел жестокие истязания: ему отрезали язык, выкололи глаза, обрезали уши и губы, отсекли руки и ноги, содрали с головы кожу и, отрубив голову, насадили ее на копье. Это произошло в 1270 г.
Почитание князя-мученика началось сразу же по его смерти. Летопись говорит о святом так: «Купи себе страстию Царствие Небесное и венец прият от руки Господней со сродником своим великим князем Черниговским Михаилом Всеволодовичем, пострадавши по Христе за Православную христианскую веру».
Свт. Димитрий Ростовский
«Жития Святых»
С 1854 г. ежегодно в Рязани совершается Крестный ход и молебен в день памяти святого князя Романа, а в 1861 г. в Рязани был освящен храм в честь этого святого князя-мученика.