Электронный вариант газеты «Дух христианина»

По благословению епископа Анадырского и Чукотского Диомида

Взгляд на события/История/Рубрики
почта

 

 

Газета выходит два раза в месяц

 

Страница: 1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11 - 12 - 13 - 14 - 15 - 16 - 17 - 18
 
НЕБО НАД СЕРБИЕЙ

 

Святитель Николай Сербский

«Духовный сад»

(главы из книги)

    Благодарите Господа, но не забывайте и о Его вельможах – нищих и убогих; они многое могут у Господа Бога.
    Это слова знаменитого русского подвижника XIX века старца Назария, игумена Валаамского. Так он сказал жене одного высокопоставленного Петербургского чиновника, который впал в царскую немилость по некоему тяжкому обвинению. Обвиненный чиновник от переживаний разболелся и слег в постель. Услышав о том, что отец Назарий прибыл в Петербург, жена чиновника поспешила его найти, поведала ему о своей беде и попросила молиться Господу о ее муже. «Есть ли у вас мелочь?» – спросил отец Назарий. Жена принесла и дала ему. И так отец Назарий удалился. В тот же вечер пришел он к той жене и сказал: «Слава Богу, все близкие царю обещали молиться о вас!» Жена подумала о царе Александре Павловиче и его приближенных, а духовник говорил о нищих на улицах, которым он роздал мелочь и просил молиться Богу о муже этой женщины. И правда, вскоре пришла весть о том, что царь велел пересмотреть дело чиновника. Как раз этого чиновник и желал. Когда жена стала благодарить о. Назария, он сказал: «Благодарите Господа, но не забывайте о Его вельможах – нищих и убогих; они многое могут у Господа Бога».

* * *

    Православная Церковь превосходит все остальные религии богатством своего Предания. Протестанты желают придерживаться только Святого Писания. Но и Святое Писание невозможно истолковать без Предания. Сам апостол Павел заповедал: Итак, братия, стойте и держите предания, которым вы научены или словом или посланием нашим (2 Фес. 2, 15). Предание о князе Авгаре – несомненно апостольское предание, хотя апостолы и не упоминают о нем в своих посланиях. Апостол Фаддей вообще не оставил писаний, т.е., по протестантскому толкованию, он ничего и не говорил, и верным не передал. Почему же он был тогда апостолом Христовым? Предание о князе Авгаре упоминает св. Иоанн Дамаскин в слове в защиту иконопочитания. Как удивительно и трогательно письмо Авгаря ко Христу! Он написал о том, что слышал о чудесной Его силе, исцеляющей больных, и умолял прийти к нему, чтобы исцелить его: «Слышал о том, что евреи Тебя ненавидят и готовят Тебе какое-то зло. У меня есть город, небольшой, но красивый и изобилующий всем: приходи ко мне и живи со мной в моем городе, в котором нам обоим найдется все потребное».
    Так писал языческий князь, в то время как князья Иерусалимские готовили смерть Господу Человеколюбцу.

* * *

    Немощный обычно защищается от нападок различных лицемерием, а сильный – насилием. Но человек не может защитить свою жизнь перед Богом ни лицемерием, ни насилием, и пример этого мы видим в истории святого старца Елеазара и царя Антиоха. Когда царь насильно вывел Елеазара на суд, принуждая его есть свиное мясо, если желает сохранить жизнь, то Елеазар непреклонно отказался. Тогда почитатели Елеазара втайне принесли ему кусок другого мяса, не запрещенного законом, и умоляли съесть его перед царем и народом, чтобы сохранить и жизнь, и чистую совесть. И это предложение старец отклонил, говоря: «Неприлично мне, старому, лицемерить, соблазняя многих молодых». И казнили старца, но так он спас душу свою. А жестокого царя Антиоха все-таки настиг гнев Божий еще в земной жизни. Напала на него некая страшная внутренняя болезнь, так что тело его кишело червями, а смрад от него распространялся далеко вокруг. В отчаянии он вспомнил пролитую им кровь тысяч и тысяч людей, которых по его приказу жестоко убивали, убоялся и стал исповедовать Бога Единого, верных которого раньше гнал. Но милость небесная не явилась ему…

* * *

    Если посмотрим на то, как люди умирают, то увидим, что смерть человека часто служит напоминанием о совершенных грехах. Как написано: Все взявшие меч мечом и погибнут (Мф. 26, 52).
    Пример тому Саломия, скверная дочь Иродиады, которая пожелала и получила голову Иоанна Крестителя на блюде. Живя в Испании, в городе Лерида, с изгнанным Иродом и Иродиадой, она пошла однажды по льду через реку Сикорис. Лед провалился, и она упала в полынью. Льдины сдавили ее горло, и она барахталась в воде, словно танцуя, как когда-то во дворце Ирода. И не могла ни утонуть, ни выбраться, пока острый лед не отсек ей голову. Тело ее отнесло водой, а голову принесли Иродиаде на тарелке, как когда-то голову Иоанна Крестителя.

* * *

    С шумом и безчестием погибали безумные еретики. Сама их смерть свидетельствует о гневе Божием на них за ложь, которую распространяли, и за скорби, причиненные Божией Церкви. Арий, осужденный в Никее, пришел однажды к царю Константину и молил царя, чтобы его опять приняли в церковь. Царь его спросил, верит ли он Никейскому Символу веры, и он, лукавый, держа под платьем своим бумагу, содержащую его еретическое зловерие, ударил себя в грудь и сказал: «Так верую». Царь подумал, что Арий раскаялся и послал его к патриарху Александру, чтобы тот принял его в церковь. Александр не хотел принимать Ария, зная, что он лжец. Но царь определил день, в который Ария должны были ввести в Великую Церковь. Накануне того дня патриарх молился Богу, чтобы Бог взял душу еретика прежде, чем богохульник будет введен в церковь. Когда наступило определенное время, Арий, сопровождаемый царскими людьми и своими единомышленниками, отправился в церковь, но придя ко двору Константина, вдруг почувствовал муку в душе и теле, и отправился в место для отправления телесной нужды. Его спутники долго ждали его возвращения, и, наконец, пошли посмотреть, что случилось. Ария нашли в смрадном месте в крови и нечистоте мертвым, вся утроба его выпала наружу

* * *

    Кто может уверовать, если Бог не привлечет к Себе? Кто может на подвиг пойти, если Господь не поможет? Кто может венец мученичества принять, если Христос не дарует? Бог может все, но хочет и исполняет только то, что спасительно для людей, и подает сие, если только люди молятся Ему. Молитвой святая Нонна обратила в христианство своего мужа Григория и своего сына Григория Богослова. Молитвой Моника вернула Августина от безпутной жизни на путь добродетели и веры. Молитвой святой Василий обратил ко Христу своего учителя Евула. Молитвой царь Иезекий продлил себе жизнь на 15 лет. Молитвой св. Симеон Столпник отвратил персов и скифов, уже готовых к сражению, от нападения на греческую землю. Словом, легче пересчитать великое множество звезд на небе, чем чудеса, сотворенные молитвой.

О величии Церкви Божией

И будет в последние дни: гора дома
Господня будет поставлена во главу
гор, и возвысится над холмами,
и потекут к ней все народы.

(Ис. 2, 2)

    Это пророчество относится к Церкви Христовой. Насколько оно было таинственно для ветхозаветных евреев, настолько ясно нам. Гора или высота дома Господня действительно утверждена наверху гор, т.е. в высотах небесных, ведь Церковь Христова не на земле зиждется, но на небе, и большая часть членов Церкви – небесные жители, а другая часть пока еще на земле.
Церковь Христова возвышена над холмами, т.е. над всеми земными и людскими величинами. И философия людская, и искусство, и все культуры народов, и вся земная цивилизация – только чуть заметные холмики перед необозримой высотой Церкви Христовой, и ни один из них, даже все они вместе и за многие тысячи лет не смогли создать Церковь.
    Наконец, говорит пророк, потекут к Ней все народы. К кому же притекают все народы, если не к Церкви Христовой? Храм иерусалимский был недоступен язычникам под угрозой смертной казни. Церковь от начала призывала все народы на земле, согласно заповеди Господа: Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа (Мф. 28, 19).
    О, Господи чудный, мы Тебя благодарим непрестанно за то, что Ты нас удостоил быть детьми Церкви Твоей святой и истинной, возвышенной над всеми мирскими высотами.
    Тебе слава и хвала во веки. Аминь.

* * *

    Не скорби о праведнике и не завидуй грешному. Всегда помни, что Господь Христос воскресением Своим победил позорную смерть, и что Ирод, Иуда, Нерон, Иулиан Отступник, Валериан, Лев Армянин и другие Христоборцы позорным концом нечестивой жизни своей умертвили навеки свои успехи и победы. Святого Наркиса, Патриарха, завистники оклеветали в нарушении целомудрия. Невинный Наркис удалился в пустыню и многие годы провел там в безмолвии и терпеливом ожидании, когда Бог откроет истину. Три Патриарха сменилось после него, и только после этого появились люди, доказавшие ясно его невиновность. Тогда все настояли, чтобы вернулся он из пустыни на свой престол. Так Бог оправдал праведника. Кровавый царь Валериан с сатанинской страстью убивал христиан по всему миру. И чем закончил? В войне с персами был побежден и взят в рабство царем Сапором, который не хотел его сразу погубить, но использовал его вместо подножки, когда садился на коня. Каждый день его слуги вместе с конем приводили ему Валериана, и Сапор наслаждался тем, что становится ногой на шею римского царя. Злую жатву собирает тот, кто сеет злое семя.

* * *

    «Жизнь и смерть предложил я тебе», – сказал Моисей сыновьям Израилевым, поэтому выбери жизнь, чтобы быть живым. Существуют определенные моменты в жизни человеческой, когда нужно выбирать между жизнью и смертью. Иуду в такой момент соблазнило серебро, и он выбрал смерть, т.е. грех сребролюбия. Когда воина Марина военачальник хотел возвести в чин офицера, то некий завистник доложил ему, что Марин – христианин. Военачальник дал Марину три часа, чтобы тот сделал выбор между жизнью и смертью, т.е. отрекся от Христа или принял смерть за Него. Марин пошел к епископу Феитеку за советом. Епископ ввел его в церковь, поставил перед Евангелием и, показывая сначала на Евангелие, а потом на меч, висевший у Марина на бедре, сказал: «Выбери, храбрый муж, одно из двух: или меч носить и служить временно земному царю, а потом погибнуть вечной смертью, или стать воином Царя Небесного и жизнь свою положить за имя Его святое, написанное в Этой Книге, и царствовать с Ним в безсмертной жизни». Марин без колебаний принял решение, облобызал Евангелие и принял смерть, чтобы жить вечно.

* * *

    Принимать чужой грех на себя – мученичество и знак превеликой любви к ближнему. Грех рождает смерть (Иак. 1, 15), и значит, приять чужой грех – то же, что присоединить к своей смерти еще одну смерть. Но Бог награждает воскресением тех, кто по любви жертвует жизнью своей. Есть много примеров того, как святые принимали на себя грехи ближних своих. Послушайте, что рассказывают о святом Амоне. Некий брат впал в грех и открыл Амону, что из-за совершенного греха собирается оставить монастырь и отправиться в мир. Амон сказал ему, что берет на себя его грех и уговорил брата остаться в монастыре. Брат остался в монастыре, а старец Амон стал приносить покаяние и молитвы Богу. Через некоторое время старец получил откровение от Бога, что грех тот прощен из-за любви его к брату. Когда св. Макарий, св. Симеон юродивый, св. Феодора и другие святые безвинно обличались в грехе блуда, они не оправдывались, но, приняв на себя чужой грех, принимали и тяжкое наказание и терпели все поношения, пока Бог не открывал их чистоту людям.

О ничтожестве грешника
перед величием Божиим

Иди в скалу, и сокройся
в землю от страха Господа
и от славы величия Его
.
(Ис. 2, 10)

    Это горькая насмешка Пророка над народом своим, народом-идолопоклонником. Народом, который оставил веру в Единого правого Бога и стал поклоняться идолам из камня и земли. Что будешь делать, злой народ, когда настигнет тебя суд Господень? Куда побежишь, когда явится слава величия Его? Беги в скалу, из которой ты сделал себе бога! Беги во прах, из которого ты сделал себе бога! – О, как язвительна насмешка дальновидного пророка! Кто может войти в скалу и сокрыться? Кто может скрыться в земле от всевидящего Бога?
    Но оставим, братья, еврейское идолопоклонство, за которое евреи довольно были наказаны, и обратим внимание на идолопоклонство между нами, христианами. Что такое куча золота, как не идол? Что есть награбленные нивы, как не идол из праха? Что такое роскошная одежда, как не идол, сделанный из кожи животных и шерсти? Где же сокроются идолопоклонники нашего времени, когда поразит их гнев Господень и когда явится слава величия Его? Ищи убежища в золоте, золотопоклонник! Беги в землю, землепоклонник! Сокройся в коже животного или в лисьих мехах, идолопоклонник! – О, горькая ирония! Ведь огонь все сожжет в День Господний, в страшный тот День. И тогда человек станет лицом к лицу с Единым Величественным и Непреходящим. Идолы людские первыми погибнут в огне, и Судья безсмертный спросит идолопоклонников: где же ваши боги?
    Одному Тебе мы кланяемся, Единый Живой Господи, все другое почитаем за преходящий прах. Помоги, Господи, помоги, чтобы ум и сердце наше не привязывались к суете временной жизни, но только к Тебе, Единый Живой и Вечный.
    Тебе слава и хвала во веки. Аминь.

   

Страница: 1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11 - 12 - 13 - 14 - 15 - 16 - 17 - 18

Взгляд на события/История/Рубрики
почта

© 2005 "Дух христианина"

Сайт создан: 1 апреля 2005 г.