../christian-spirit.ru/sait.css"


   

   
 
ИСТОРИЯ

Преп. Антоний Римлянин, Новгородский чудотворец

(память 3 / 16 августа)

   Преподобный Антоний Римлянин родился в Риме у богатых родителей, державшихся православного исповедания веры, и воспитывался ими в благочестии. Лишившись родителей в 17 лет, он принялся за изучение писаний Святых Отцов. Затем он раздал часть наследства нищим, а все оставшееся вложил в деревянную бочку и пустил в море. Сам же принял постриг в одном из пустынных скитов, где и подвизался в течение 20 лет.
В это время римская церковь, уклонившись в ересь, отделилась от Восточной, и все, оставшиеся верными Церкви Восточной, претерпевали гонения от римского клира. Среди гонимых был и преп. Антоний.
    Святой скитался, переходя с места на место, и наконец поселился на скалистом берегу, вдававшемся в море. Там он совершал свой молитвенный подвиг, стоя на пустынном морском утесе.
    Скала же тем временем чудным образом отделилась от своего основания и приплыла в Новгород. Под праздник Рождества Пресвятой Богородицы камень остановился в трех верстах от Новгорода на берегу реки. На сем месте Преподобный, с благословения свт. Никиты Затворника, основал монастырь в честь Рождества Пресвятой Богородицы. На следующий год рыболовы выловили бочку с наследством преподобного Антония, пущенную в море много лет назад. Указав, что находилось в бочке, Преподобный забрал ее и на те деньги приобрел для обители земли. Так к духовному подвижничеству в обители прибавился и напряженный физический труд.
    Преп. Антоний заботился, чтобы из монастырских доходов часть выделялась нищим, сиротам и вдовам. В 1117 г. Преподобный начал возводить каменные постройки в монастыре. До наших дней сохранился собор в честь Рождества Пресвятой Богородицы, построенный еще при жизни Преподобного в 1117–1119 гг. В 1131 г. свт. Нифонт Новгородский поставил преп. Антония игуменом монастыря. Скончался Святой 3 августа 1147 г., а прославлен – в 1597 г.

* * *

    Правая вера должна быть гонима во всем мире. Об этом и Сам Спаситель говорил Своим апостолам. А св. Апполинарий Ерапольский, боровшийся против еретиков-монтанистов, сказал так: «Пусть нам скажут перед Богом, кто из всех их пророков, начиная от Монтана и его жен, был гоним иудеями и убит нечестивыми? Никто. Кто из них был взят за имя Христово и распят на кресте? Опять никто. Была ли хоть одна из жен когда-нибудь бита бичами или камнями в иудейских синагогах? Нигде и никогда». Святой хочет этим подтвердить, что правая вера всегда должна быть гонима в этом мире. Ереси обычно близки светскому и демонскому духу, поэтому мир и демоны не гонят свое. Быть постоянно гонимой – с краткими передышками – вот отличие веры и церкви Православной. Это гонение продолжалось во все времена и извне, и изнутри: извне – от иноверцев, а изнутри от еретиков.

Свт. Николай Сербский
«Духовный сад»

 

Антониев монастырь. Современный вид.
Фото http://www.novgorodmuseum.ru

 

| christian-spirit@yandex.ru | http://www.christian-spirit.ru/
Все права защищены © 2005
"Дух христианина ", свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-19589

 


Сщмч. Александр, еп. Команский

(память 12 / 25 августа)

    Святой Александр жил в III веке недалеко от Неокесарии. Его богоугодная жизнь была сокрыта от людских взоров и ведома одному только Богу. Будучи прекрасно образованным человеком, он мог бы собрать великое богатство и пользоваться всеобщим уважением, но Господа ради он избрал добровольную нищету. Презирая мир, он ни во что не ставил свои знания и выдавал себя за человека невежественного, исполняя этим слово Апостола: Если кто из вас думает быть мудрым в веке сем, тот будь безумным, чтоб быть мудрым (1 Кор. 3, 18). Приняв на себя подвиг юродства и нищеты, Святой жил, продавая уголь на городской площади. Многие, видя его всегда черным от угольной пыли, относились к нему с презрением.
Но Господь, призирающий на смиренных и возносящий их, благоволил еще в земной жизни прославить смиренного раба Своего Александра и даровать в его лице Церкви Своей столп и украшение; и соделал это следующим образом.
    Когда в Комане умер епископ, то некоторые предлагали избрать нового предстоятеля из знати, иные – хотели видеть на этом месте человека ученого или красноречивого, третьи – богатого. Тогда свт. Григорий Неокесарийский, званный для посвящения избранника, указал, что епископ должен иметь не внешние только достоинства и отличия, но, прежде всего, чистое сердце и святую жизнь. Эти слова вызвали у некоторых усмешку: «Если не смотреть на внешний вид и благородство происхождения, то и Александр угольщик может быть поставлен епископом». Свт. Григорий подумал, что не без Промысла Божия был упомянут этот человек, и просил вызвать его. При появлении Святого многие не сдержали своего презрительного смеха. Но св. Александр, почтительно обратившись к свт. Григорию, стоял, не внимая насмешкам и углубившись в себя. Святитель испытал его, и тот вынужден был открыть, что он прежде был философом, изучил Священное Писание, но ради Бога принял на себя подвиг добровольной нищеты и юродства.
Тогда свт. Григорий взял бывшего угольщика к себе в дом, смыл с него грязь и одел в чистые одежды. Вернувшись на Собор, свт. Григорий начал при всех предлагать ему вопросы из Священного Писания и св. Александр отвечал ему как знающий и мудрый пастырь. Увидев это, присутствовавшие подивились его смирению и единодушно избрали Александра епископом. Свт. Григорий посвятил его во пресвитера, а затем в епископа. После хиротонии новый Святитель сказал слово народу, исполненное силы и благодати Божией; и все возрадовались, что Господь послал им такого мудрого пастыря. В царствование же Диоклетиана, как известно, поднялось на христиан гонение, и святой Александр, еп. Команский, был схвачен нечестивыми язычниками; принуждаемый к идолопоклонству, он не отвергся Христа, за что, после мучений, был ввергнут в огонь, где принял мученическую кончину за Христа Бога нашего.

Свт. Димитрий Ростовский
«Жития Святых»

* * *

    Научись уважать и любить простых людей. Таковых большинство на земле, таковы все в Царстве Божием. Они чужды гордости – того главного безумия, которым одержимы души богатых и сильных мира сего. Они исполняют свой долг в совершенстве, но им непонятно и смешно, если кто-то их хвалит за это; в то время как уважаемые в мире люди ждут похвалы за любое свое дело, часто исполненное несовершенно.
    Св. Александр был знаменитым философом, но оставил все, скрылся от высшего общества и светской похвалы и смешался с униженными простыми людьми, словно уголек в куче угля. Вместо прежних похвал и почестей он с радостью переносил насмешки детей, бегущих за ним по улице.
Но не только он один полюбил жизнь среди простых людей. Многие цари и князья, познав свет Христов, оставляли власть и почести мирские и убегали от светской суеты. Разве не сам Царь царей Господь наш Христос появился между пастухами и рыбаками? В подтверждение этой истины св. Зенон советует: «Не выбирай известное место для жизни и знаменитого человека для дружбы».

Свт. Николай Сербский
«Духовный сад»