Электронный вариант газеты «Дух христианина»

 

Взгляд на события/История/Рубрики
почта

 

 

Газета выходит два раза в месяц

 

Страница: 1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11 - 12 - 13 - 14 - 15 - 16 - 17 - 18 - 19
 
РУССКАЯ ИДЕОЛОГИЯ

 

Русская идеология*

Архиепископ Серафим (Соболев)

    «Богословие прямо пропорционально целомудрию», – говорил владыка Серафим (Соболев), и это мудрое определение в высочайшей степени применимо к его автору. Обладая ангельски чистой душой, Владыка был величайшим богословом и пламенным борцом за чистоту веры. Его труды в защиту Православия от всяческих искажений (в том числе от новостильной и экуменической ересей), а также в защиту Богом установленной власти – Монархии – подобны светлому источнику среди несметных мудрований всякого рода современных «богословов»-обновленцев. Несмотря на многочисленные чудеса, описанные еще при жизни владыки Серафима, и нескончаемый их поток после смерти, он вряд ли в ближайшее время будет прославлен во святых, поскольку его труды – как острое копье, вонзаемое в идеологию волков в овечьих шкурах – экуменистов-обновленцев. Однако верим, что архиепископ Серафим прославлен у Бога. А чада Православной Церкви относятся к трудам Святителя как к святоотеческим. Для нас важно еще и то, что они написаны в период новейшей истории Церкви и поэтому особенно актуальны для формирования правильного – истинно Православного – мировосприятия современного христианина.

Определение русской идеологии. Ее осуществление в жизни наших предков. Их церковный быт, проникнутый истинною Православною верою

    По словам великого писателя Ф.М. Достоевского, русский человек есть Православный человек. И это понятно для нас. Православная вера, воспринятая от крещения детскою, простою душою русского человека, сделалась его основой, обнявши всю его жизнь во всех ее проявлениях. В этой вере и в таком жизненном ее усвоении и состоит русская идеология.
    Русский народ усвоил Православную веру не умом только, как теоретическую доктрину, а всем своим сердцем, как главное правило своей жизни. Знаменательно, что для русских людей с давних времен самым любимым чтением наряду со словами вечного живота – со Священным Писанием – были Жития Святых, появившиеся на Руси вместе с христианством; они весьма размножились и дошли до нас в разнообразных письменных памятниках – проповеднических словах, прологах, патериках и в безподобном изложении Четьи-Миней свт. Димитрия Ростовского. Причем устремление к четьи-минейному чтению наблюдалось во всех сословиях без исключения. Такая любовь наших предков к жизни святых свидетельствует о том, что они стремились Православную веру воплощать в самую жизнь свою, чтобы их вера была не только на словах, но оправдывалась на деле.
    Впрочем, о таком значении Православной веры для русских людей свидетельствует иноческая жизнь, которая возникла у нас почти одновременно с крещением Руси. Киево-Печерская лавра, основанная около 1054 г., показывает, как воспринята была вера нашими предками в лице истинных Печерских иноков. Их вера проявлялась не только в подвигах святой жизни, но и в дивных знамениях и чудесах, которыми так отличались великие подвижники первых веков христианства.
    Конечно, не одна Киево-Печерская обитель свидетельствует о жизненном значении Православной веры в России. Святостью вера блистала и в других обителях, появившихся на Святой Руси. Мы имеем в виду Сергиев, Волоколамский, Кириллов, Чудов, Соловецкий, Суздальский-Евфимиевский и многие другие русские монастыри.
Как показывает Киево-Печерский Патерик, Киевская лавра была в первое время рассадником кандидатов для замещения епископских кафедр на всю Россию. «Как от Христа Бога нашего во всю вселенную посланы были Апостолы, так из Печерского монастыря Пречистой Богоматери многие епископы поставлены были, и, как светила светлые, осветили всю Русскую землю святым крещением. Первый из них – великий святитель Леонтий, епископ Ростовский, которого Бог прославил нетлением».
    По свидетельству Киево-Печерского Патерика, таких великих светильников-архиереев вышло из Киево-Печерской лавры до 50-ти человек. И словом, и своею жизнью они призывали русских людей к святой христианской жизни. И этот призыв к святости, конечно, не мог быть безплодным. Их святую проповедь продолжали монастыри, которые имели огромное влияние на русский народ как его благодатные просветительные центры. В этих монастырях библиотеки были наполнены книгами библейскими, богослужебными и отеческими, последними – в особенности. Здесь, по руководству великих святых иноков Антония, Феодосия, Сергия, Кирилла, Иосифа и других, читались поучения братии и народу. Отсюда рассылались учительные послания в города, к вельможам, народу – к православным русским людям.
    Наша древняя проповедническая литература, русская летопись, письма Патриарха Никона и других святителей подтверждают, что наши предки, миряне, руководствовались в жизни наставлениями иноков. Они «усвоили себе всю монастырскую обрядность и по ней устрояли свои действия. Сильная природа их и могучий характер выносили монашеские подвиги твердо, до последнего часа жизни. Не обо всех подвижниках благочестия свидетельствует древняя история <…> Но общая среда <…> убеждает в том, что их было неисчетное множество во всех сословиях».
    И прежде всего эта вера располагала их к общественной молитве. Для этой цели наши предки строили безчисленное множество храмов. В одном Киеве уже в начале распространения христианства было построено до 600 церквей и 13 монастырей. Русские люди, в особенности богатые, не жалели денег для устроения и украшения церквей. Даже дома свои они украшали иконами наподобие церковного иконостаса. Недаром Максим Грек свидетельствовал, что «русские строят великолепные храмы». А. Курбский писал, что «вся земля Русская от края до края, подобно чистой пшенице, держится верою в Бога. В ней Божии храмы числом подобны звездам небесным, в ней множество монастырей, которых никто не в силах перечислить».
    Трогательное проявление веры наблюдалось в наших селах среди крестьян. Сами они жили в хижинах, крытых соломой, с земляными полами, а храмы их возвышались, как дворцы. Сами они в своем домашнем обиходе пользовались сосудами из дерева и глины, а сосуды для святейшего Евхаристического Таинства ими делались из серебра и золота. Одеждою для них была самая дешевая самотканая материя, а ризы для священнослужителей были из драгоценной парчи, не говоря уж о ризах св. икон, которые были серебряными, вызолоченными и украшались драгоценными камнями…
    Иностранцы поражались церковностью Святой Руси и особенно ее наружным благочестием. «Внешний вид русского города и селения показывал, что религия – господствующая сила в стране. Иностранцы видели в городах множество богатых церквей и монастырей. Палаты князей и богатых людей украшались внутри на церковный лад. По городу постоянно слышался звон доброшумных колоколов; на всех улицах стояли часовни, иконы в окладах, с зажженными свечами. Прохожие крестились перед каждою церковью и часовней, иные клали земные поклоны. Здесь можно было встретить духовенство с иконами, крестами, пением и св. водой. Торжественные Крестные ходы совершались весьма часто».
    Английский посол при царе Феодоре Иоанновиче, Флетчер, осуждая русский народ за его нравственные недостатки, все же сознается, что «набожность господствовала в России».
    Разумеется, нельзя смотреть на дело так, что вера древней Руси исчерпывалась ее внешним благочестием и выражалась главным образом в устроении великолепных храмов. Правда, с точки зрения истинного православного воззрения, храмоздательство является одним из величайших спасительных для нас дел, поскольку здесь проявляется не только наша вера во Христа, но и истинная любовь к Богу, которая стоит во главе всех Божественных заповедей.
    Следовательно, здесь нужно констатировать выявление нашими предками самой действенной веры их – той, которая, по слову Апостола, действующая любовью (Гал. 5, 6).
    Однако наши предки этим не ограничивались. Они созидали храмы Божии как места особенных, усердных своих молитв, совершение коих было для них настоящим и великим аскетическим подвигом. Многие посещали церковь каждый день. Мещане и купцы в городах ежедневно ходили к ранней литургии, а нередко – и к поздней. «Ежедневное посещение церкви, в особенности во дни праздников, входило даже и в придворный этикет. Поздоровавшись с боярами, царь вместе с ними отправлялся к обедне в домовую церковь; в большой праздник – в собор или в монастырь… Молитвы церковные были продолжительны в посты. Алексей Михайлович в Великий Пост выстаивал службу церковную по четыре часа, полагал по 1500 поклонов и этим удивлял иностранцев».
    Следуя монастырскому уставу, а в особенности словам Священного Писания о непрестанной молитве, предки всего более любили молитву. Поэтому они молились не только в церкви, но и дома.
    «В комнате, где стояло наибольше образов, собиралась вся семья и прислуга, зажигались лампады и свечи, курили ладаном. Хозяин читал вслух утренние молитвы, иногда заутреню и часы, смотря по досугу, уменью и степени благочестия; умевшие петь – пели. У знатных людей и у князей были домовые церкви, и все домашние сходились в церковь, где молитвы, утреню и часы служил священник, а после богослужения кропил предстоящих св. водою. Затем все расходились для своих занятий».
    Но несмотря на всю трудность осуществления мирянами молитвенных правил, помещенных в Следованной Псалтири, эти правила они старались выполнять неуклонно. Каждый русский православный человек ежедневно вычитывал или выслушивал всю Псалтирь, весьма многие из них клали ежедневно до 1200 поклонов с молитвою Иисусовой. Молитву Господню, Богородицу и Символ Веры читали по нескольку раз в день. Кроме того, они читали молитвы во всякое время за делом, чтобы не развлекаться суетными делами и помыслами.
    Такая подвижническая вера наших предков не могла не расположить их к другой аскетической добродетели, столь свойственной православным верующим людям с самых апостольских времен. Мы имеем в виду пост. Русские люди древней России отличались особенно строгим воздержанием во дни Великого Поста и в посты, которые налагались на них по поводу общественных или государственных бедствий. Как постились наши предки, об этом лучше всего свидетельствуют слова летописца: «Россияне-миряне, – говорит он, – в Великий Пост питаются редькою, капустою и хреном, вареное едят в субботы и недели; от рыбы воздерживаются всячески, кроме Благовещения и недели Ваий. Благоговейнейшие постятся за грехи свои строже; только хлеба кусок съедают пополудни, обмакнув его в пепел. А монахи, неравно мирским, держат жестокое житие всегда, когда постятся – съедают только кусок хлеба с водою в сутки».
    Воздержание от мяса и рыбы на всю жизнь среди мирян было весьма нередким явлением. А некоторые истинные иноки, например, св. Феодосий Печерский, подобно самому Спасителю, уединялись и выдерживали во дни Великого Поста сорокадневное пощение. Послабления в древней Руси не допускались, и высшие лица были образцом строгого воздержания. Алексей Михайлович в понедельник, среду и пятницу в течение каждой седмицы Великого Поста ничего не ел, а в остальные дни только обедал. При общественных бедствиях Церковь налагала на всех трехдневный пост, не делая в таких случаях исключений и для детей.
    Многие христианские добродетели были присущи русским людям старой России как проявление искренней их веры. Но особенно они отличались милосердием к бедным и гостеприимством. Любовь к ближним во всех ее проявлениях была самою отличительною чертою русского народа искони. Она исходила из их веры во Христа и любви к Нему. Поэтому они творили милостыню бедным и бедствующим своим братьям, относя ее к лицу Спасителя, по слову Его <...>: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне (Мф. 25, 40).
    Великие князья служили примером милосердия. О многих из них наши летописи говорят: «Бяше милостив паче меры, нищия милуя, старцы и вдовицы заступая, обидимые изымая». Великий князь Иоанн которого даже прозвали Калитой, ибо носил с собой мешок с деньгами для раздачи бедным. Известно также, что Патриарх Филарет содержал на свои средства в Москве богадельни, больницы и сиротские дома. Патриарх Никон выстроил в Новгороде четыре, а в Москве две богадельни. Так поступали и другие русские архипастыри. Митрополит Феодосий имел в своей келлии расслабленного, служил ему и омывал его струпья. В домах бояр и купцов содержалось множество нищих и странников.
    Конечно, мы далеки от мысли считать наших предков совершенно безукоризненными в области их нравственной жизни. Наряду с высокими добродетелями, порожденными их действенной верой, им свойственны были и многие нравственные недостатки, о которых свидетельствует проповедническая литература древней России. Душа русского человека слишком широка, и наряду с подвигами великой святости в русской жизни наблюдалось много пороков и проявлений тяжкого греха. Недаром Достоевский говорил, что в душе русского человека две бездны. По своему нравственному состоянию русский человек может возвыситься до неба и может ниспасть до самых глубин ада.
    Но насколько наши предки тяжко грешили, столько умели и каяться. По свидетельству того же Достоевского, покаяние было отличительным свойством русского народа; оно было искренним, глубоким. И если наши предки безчестили праздники пьянством и пресыщением, то умели обуздывать себя подвигами поста. Свои тяжкие грехи они старались загладить перед Богом и милостыней, зная, что милостыня очищает многие грехи.
    Впрочем, и за каждодневные грехи свои – грехи человеческой немощи – они приносили Богу в церкви и дома чистосердечное покаяние, молились Ему долго и усердно, с поклонами и часто со слезами, и даже ночью вставали на молитву.
    Это-то покаяние как средство духовного очищения вместе с церковным просвещением и воспитанием русского народа и помогло <русскому народу> сохранить свою веру в том виде, как она была принята от греческой Церкви, т.е. во всей чистоте, чуждой всяких еретических искажений. По этой причине ереси богомильская, стригольников, жидовствующих, Башкина, Косого, как и католичество, и протестантство не привились в древней России к русскому народу, который строго и непоколебимо держался своей Православной веры.

Продолжение следует

   *Печатается с незначительными сокращениями.

 

Страница: 1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11 - 12 - 13 - 14 - 15 - 16 - 17 - 18 - 19

Взгляд на события/История/Рубрики
почта

© 2005 "Дух христианина"

Сайт создан: 1 апреля 2005 г.