../christian-spirit.ru/sait.css"


   

   
 
ИСТОРИЯ

Мученик Андрей Стратилат

(память 19 августа / 1 сентября)

Рис. А. Ивановой

   Святой Андрей родился в Сирии во времена царя Максимиана и служил офицером-трибуном в римском войске. Когда возникла военная угроза со стороны Персии, Андрей как храбрейший и искуснейший из военачальников был произведен в стратилата.
Будучи тайным христианином, он, положившись на Бога, отобрал из множества воинов самых лучших и сказал им, что если будут они призывать в помощь Бога Единого и Истинного, Христа Господа, то неприятели их рассыпятся как прах. Так воины одержали победу, и Андрей вернулся в Антиохию.
    Но некие завистники донесли царю, что Андрей – христианин. Наместник царский предал его лютым мукам, потом бросил в темницу и написал обо всем царю в Рим. Зная, что народ и войско любят Андрея, царь повелел наместнику отпустить его на свободу, но найти какую-нибудь иную причину, чтобы убить его. Божиим промыслом Андрей узнал об этом царском повелении, и, взяв с собой своих верных воинов (было их 2593), направился с ними в Тарс Киликийский, где они приняли Крещение от епископа Петра.
    Гонимые царскими властями, Андрей и его дружина скрылись в Армении на горе Таврос. Там, в тесном ущелье, воины Царя Небесного приняли мученическую кончину от рук нечестивых воинов максимиановых. Никто из них не пытался сохранить себе жизнь, но все желали принять мученическую смерть за Христа.
На том месте, где они пострадали, вскоре забил целебный ключ. Епископ Петр тайно пришел в ту землю и с честию похоронил тела мучеников.

* * *

    Отвага и готовность наших христианских предков претерпевать муки и смерть за Христа наводили страх на их мучителей. Царь Максимиан велел своему проконсулу в Антиохии отпустить св. Андрея Стратилата на свободу из страха перед народом, который больше почитал Андрея, чем царя; царь Валент приказал своему епарху в Едесе убить всех христиан, восстающих против Ария. Епарх был милосерднее царя и тайно предупредил христиан, чтобы на следующий день они не ходили за город на богослужение (в городе все церкви были захвачены арианами), чтобы не погибнуть. Но на следующее утро все христиане вышли за городские ворота, радуясь, что смогут пострадать за правую веру. Епарх увидел одну женщину-христианку, бежавшую в поле с ребенком на руках, и спросил ее: «Разве ты не слышала, что сегодня будут убиты все, кто соберется за городом на богослужение?» Жена ему ответила: «Слышала, и потому спешу умереть за Христа, как и все». Епарх опять обратился к ней: «А зачем же ты ребенка взяла с собой?» Жена сказала: «Хочу, чтобы и он со мной удостоился мученичества» Услышав такой ответ, пораженный епарх отказался казнить христиан, а царь, устрашенный верой христианской, отменил свой приказ.

Свт. Николай Сербский
«Духовный сад»

 

 

 

 

| christian-spirit@yandex.ru | http://www.christian-spirit.ru/
Все права защищены © 2005
"Дух христианина ", свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-19589

 


Страдание сщм. Иринея, еп. Лионского

(память 23 августа / 5 сентября)

    Святой Ириней, епископ Лионский – один из замечательнейших Отцов и учителей Церкви.
    В истинах веры христианской святой Ириней первоначально был наставлен святым Поликарпом, епископом Смирнским, учеником святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова, который передавал святому Иринею все то, что слышал сам от святых апостолов, бывших самовидцами и слугами Христовыми.
    Святой Ириней был пастырем овец Христовых в самые тяжелые времена, ибо тогда Церковь обуревали многие беды: нечестивые идолопоклонники подняли жестокое гонение на христиан, а безбожные еретики начали сеять смуты и несогласия в Церкви Божией.
    Святой Ириней терпеливо переносил ради имени Христова все притеснения от идолопоклонников, на еретиков же он грозно вооружился св. Писанием и поучениями Св. Отцов.
    Великую ревность проявил святой Ириней в обличении современных ему еретических лжеучений. Он написал множество сочинений, в которых дерзновенно обличал и опровергал заблуждения еретиков и раскрывал истины единственно спасительной веры – христианской. Самое выдающееся из всех его сочинений носит название «Против ересей».
    Главным основанием, на котором зиждется все христианское вероучение, «столпом и утверждением Церкви», по выражению Святого, служат четыре новозаветных Евангелия, написанные учениками и самовидцами Господа.
    Подлинно апостольских Евангелий, достоверных и непогрешимых, существует в Церкви только четыре, и «невозможно, – рассуждает святой Ириней, – чтобы Евангелий было больше или меньше, чем сколько их существует в Церкви».
    Священное Писание есть первый и самый главный источник веры и религиозного знания – истинный и непогрешимый и для всех обязательный. Правильное и безошибочное разумение Писания возможно только при руководстве святой вселенской Церкви, и в ней одной только можно найти истину. Такое же Божественное происхождение, как и Писание, имеет и Священное Предание, которое составляет другой источник веры – столь же истинный и непогрешимый и для всех обязательный, как и Священное Писание. Единственною хранительницею подлинно апостольского Предания может быть только вселенская Церковь в лице ее Предстоятелей. «Всякий, кто желает знать истину, – пишет святой Ириней, – должен обратиться к Церкви, потому что апостолы только ей одной сообщили божественную истину и положили в нее все, что относится к истине. Только Церковь есть дверь жизни». По учению святого Иринея, только пастыри Церкви, законно рукоположенные, суть истинные учители и хранители истины, заключенной в Церкви.
    Такое значение Церкви – как единственной непогрешимой хранительницы и носительницы подлинно апостольского предания – Святой основывает на постоянном присутствии в ней Духа Святаго и на постоянном действии в ней божественных Даров и сил. Дух Божий, – поучал святой Ириней, – существует в Церкви с самого ее основания. Он есть как бы жизнь и душа Церкви; Он движет и управляет ею точно так же, как душа движет и управляет членами нашего тела. В Церкви положены Богом все необходимые служения – апостольство, пророчество, учительство, при помощи которых содевается спасение наше.
    В силу постоянного и непосредственного присутствия в Церкви Духа Божия Церковь не может погрешать или заблуждаться. Божественная Истина, заключенная в ней апостолами устно или письменно, всегда останется в ней одною и тою же, такою же чистою и божественною истиною, какою была она и при апостолах, потому что один и тот же Дух Святый действовал и в апостолах, действует и теперь в Церкви, в лице их преемников. Преемство апостольского звания сохраняется в Церкви повсюду и непрерывно, а вместе с ним и апостольское предание сохраняется в его чистом и неповрежденном виде.
    Так поучая и наставляя всех, святой Ириней спас многих от язычества и от еретических заблуждений; многих христиан наставил он на путь спасения, а иных укрепил к мученическому подвигу. Наконец, и сам святой Ириней был усечен за исповедание Евангелия и восприял славный венец мученичества.

Свт. Димитрий Ростовский
«Жития святых»