Электронный вариант газеты «Дух христианина»

 

Взгляд на события/История/Рубрики
почта

 

 

Газета выходит два раза в месяц

 

Страница: 1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11 - 12 - 13 - 14 - 15 - 16 - 17
 
СЛОВО ПАСТЫРЯ

Только чистое сердце может чисто любить

    Во Имя Отца и Сына и Святаго Духа! Господь наш Иисус Христос избрал еврейский народ для Своего пришествия в мир, ибо в Ветхозаветное время он был единственным народом, который хранил веру, единобожие, избегал язычества, идолопоклонства. Но избрание свое этот народ в большинстве своем воспринял неверно, ибо о себе возымел мнение, что поскольку имеет избрание на земле, то должен царствовать над всеми народами. Но Господь Бог избрал его для духовного служения, только это служение приняли немногие. Призывая народ одуматься, много говорил им Господь.
    В притче о злых виноградарях Он порицал этот народ: злых зле погубит их (Мф. 21, 41). И в притче о Царствии Божием, которое Господь уподобил пиру царственному, Он также сказал: много званных, а мало избранных (Там же. 20, 16). И когда искушали Христа Спасителя, поднося Ему монету с изображением кесаря и спрашивая, надлежит ли платить, давать подать кесарю? Господь, видя их лукавство, отвечал: отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу (Там же. 22, 21). И вот наконец один из законников, подходя ко Христу, спрашивает, вновь искушая Его, как и многие другие книжники и фарисеи: какая наибольшая заповедь в законе? (Там же, 36). Иисус сказал ему: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим (Там же, 37), и всею крепостию твоею (Мк. 12, 30). И вторая заповедь, подобная ей: возлюбиши ближнего своего, яко сам себя. На сих двух заповедях, – говорит Господь наш Иисус Христос, – утверждается весь закон и пророки (Мф. 22, 40). Заповедь о Любви – это единственная Заповедь в Новом Завете, о которой Господь сказал: Заповедь новую даю вам, да любите друг друга (Ин. 13, 34). Много люди и говорили, и будут говорить о любви, но каждый в это понятие вкладывает свой смысл.
    И вот первая Заповедь: возлюбиши Господа Бога твоего всем сердцем твоим (Мф. 22, 37). Господь говорит: Сыне, даждь Ми твое сердце (Притч. 23, 26). Что это означает? Это означает не возыметь сентиментальные чувства, переживания, а встать на путь жизненный, и подобно тому, как Христос Спаситель пронес Крест, взять свой крест и следовать за Христом по пути к Жизни Вечной. Это не чувственные переживания; здесь Господь говорит о той глубине духа человеческого, о той глубине духовной жизни, Веры, вместилищем которой является сердце человека. И для того, чтобы посвятить сердце Богу, возлюбить Бога всем своим сердцем, нужно его очистить от всякой греховной скверны. Для этого Господь и даровал Святую Церковь Свою, даровал Таинство Покаяния, в котором человек признает и осознает глубину греха и его злое действие на душу, сожалеет о соделанном и имеет сердечное сокрушение, что и очищает само сердце человека, и человек желает с помощью Божией более этого не творить, а приносить плоды достойные покаяния, т.е. добрые дела в противодействие содеянному греху. Это и есть процесс покаяния: изменение, очищение сердца.
    И только такое сердце – очищенное – может возлюбить Бога, ибо сердце, помраченное терниями греховными, погрязшее в заботах земных, не может воспринять Бога, а значит, и не может Его полюбить. Ведь сердце только то любит (т.е. только ради того становится жертвенным и преданным), что может понять и вместить.
    Поэтому одного желания любить Бога всем своим сердцем недостаточно. Надлежит еще иметь сердце очищенное, чистое, ибо только чистые сердцем Бога узрят (Мф. 5, 8). Только чистое сердце может чисто любить.
    Господь призывает всякого человека возлюбить Его всею душею своею, и всею мыслию своею, и всею крепостию своею. Всею душею – это всеми силами души и всей своей жизнью. Господь говорит: Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди (Ин. 14, 15). Но не говорит Господь: исполняйте. Ибо это невозможно для человека. А вот соблюдать и сохранять заповеди в своем сердце, в своем уме, в своих мыслях и в своей душе человек не только может, но и обязан.
    Не можем мы не согрешать, к сожалению, потому что и зачаты во гресех, и рождены во гресех, а вот иметь желание не грешить мы и обязаны, и можем. А Господь, видя наше усердие, желание, стремление к очищению, всегда поможет. Но там, где нерадивость, небрежность, там, где невежество и нежелание очищать свою душу, там Божией помощи не бывает.
    Человек имеет великий Дар от Бога – свободу и разум. Но свобода остается в человеке свободой лишь тогда, когда она направлена к Богу, ибо Бог дал ее. Когда человек делает доброе, только тогда он и свободен. А когда думает, что «я свободен, поэтому что хочу, то и творю», – тогда эта свобода теряется, поскольку, сотворив какой-либо грех, человек уже подлежит Суду Божиему.
    И невозможно любить, если несвободен. Невозможно посвятить свое сердце Богу, если оно не свободно от греха. Ибо ничто нечистое не может унаследовать Жизнь Вечную.
    А Царство Божие внутрь вас есть (Лк. 17, 21) – внутри человека, по слову Христа Спасителя. И Царство Небесное нудится, – сказано в Евангелии, – и нуждницы (т.е. понуждающие себя к добру, к чистоте и к святости) восхищают его (Мф. 11, 12) и становятся достойными вместилищами мира Божиего, Света Христова, вместилищем Любви Божией. В каждом человеке есть частичка Божественной Любви. Ибо каждый человек носит Образ и Подобие Божие. Это великое достоинство человека. Поскольку Господь по Своей неизреченной и непостижимой для нас Любви даровал человеку частичку Своей Благодати, по Благодати Божией каждый человек есть Бог: вы Боги (Ин. 10, 34). Но Образ Божий, затемненный в нас грехами, нуждается в очищении. А Господь все даровал нам для очищения души и сердца, чтобы возлюбить Его, потому что нечистым сердцем любить чисто невозможно.
    Все есть у нас, возлюбленные, ибо Церковь Христова Православная есть корабль спасения, где Таинства Христовы являются врачевствами духовными. И все теперь зависит от нас – от нашего произволения. Без Бога человек не спасается, но и Бог не спасает человека без его на то воли. Добрыми делами мы также не спасаемся. Поскольку спасаемся только Милостью Божией. Но без добрых дел не бывает Милости Божией.
    Любовь есть вершина всех добродетелей, к которой надлежит нам идти.
    Наше время по-своему сложное, но Святая Православная Церковь всегда была обуреваема и гонима, но в том-то ее и сила. Поскольку гонят только тогда, когда есть за что гнать. Господь говорил: Аще Мене изгнаша, и вас изженут (Ин. 15, 20), поэтому когда на земле изгоняют за правду, справедливость, за Веру Православную, то радуйтесь и веселитесь, яко мзда ваша многа на Небесех (Мф. 5, 12). Поскольку Блажени есте, егда поносят вам, и ижденут, и рекут всяк зол глагол на вы лжуще, Мене ради (Там же, 11), – говорит Господь наш Иисус Христос.
    Мы знаем, что с первых веков истории Божией Церкви сначала были внешние гонения – кровь христианская лилась рекой, а когда в 313 г. равноап. Царь Константин легализовал Православную Веру, тогда начались внутренние скорби – расколы, ереси, секты.
    И в нашем XX веке Святую Православную Церковь волнуют расколы, ереси, секты, но Бог – не в силе, а в правде, как сказал однажды святой благоверный князь Александр Невский. И Бог поругаем не бывает (Гал. 6, 7), поскольку Любовь Божия долготерпит, а Правда Божия справедливо воздает. И пшеница, и плевелы должны созреть до своего времени. А пока идет процесс созревания, надлежит нам терпеть и просить у Бога сил дотерпеть до конца, потому что претерпевый же до конца, той спасен будет (Мф. 10, 22). А не тот, кто много вытерпит, а в конце не дотерпит...
    Лиха беда бывает начало всякому доброму делу. Очень бурной бывает середина жизни, но главное – это ее окончание. В чем застану, – говорит Господь, – в том и сужу. Но надо помнить слова Господни: Не бойся, малое стадо! – се Аз с вами есмь во вся дни до скончания века (Лк. 12, 32; Мф. 28, 20). И где труднее – там ближе Господь. Ибо не может Господь по Своей Любви попустить скорби, горечи, испытания большие, чем может это кто-либо из людей пережить. А если Он и попускает какие-то испытания и скорби, то желает этим уготовать душу, очистить сердце человеческое, чтобы в него больше вложить, больше дать.
    Господь в силе всем все дать, но в силе ли мы принять это от Бога? Принять мы можем только в той мере, насколько очищено наше сердце. Когда под сводами святого храма мы молимся – едиными устами, единым сердцем прославляем имя Божие – то молитва наша соединяется воедино, и Господь по Своей Милости и Любви подает каждому молящемуся соответственно общей молитве. Но воспринимает каждый из нас в зависимости от своего усердия к молитве и чистоты сердечной. По любви Своей Господь дает каждому то, что все вместе заслуживают, но по справедливости каждый вмещает в себя лишь ту частичку, в меру которой очищено его сердце: в той мере, в какой он сам способен воспринять Благодать и Милость Божию.
    Мы просим у Бога много, и часто просим, но не всегда задумываемся, способны ли мы это вместить? А способны ли мы будем вместить тогда, когда будем просить у Бога сил любить Его и веровать Ему до конца? Тогда Господь будет давать силы для очищения и ума, и сердца, и сподобит любить Его всем сердцем своим, всею душею своею, всем помышлением своим.

    Вторая Заповедь, – а по нашей жизни на земле она первая, – возлюби ближнего твоего, как самого себя (Мф. 22, 39). Здесь глубокая мудрость. Поскольку чего мы не желаем себе, не надо творить и ближнему. А что желаем себе, то нужно делать и ближнему о имени Господнем – во имя Образа Божия в каждом человеке. И мы часто любим ближних по-разному: внешней любовью, эмоциональной, на моральном и нравственном уровне. Но самая правильная любовь и глубокая – это любовь к Образу Божию в человеке. И когда сердце будет наполняться такой любовью, тогда она будет переноситься на Самого Бога. Поэтому Господь и говорит: если вы что доброе творите ближнему – Мне творите, поскольку в каждом человеке есть Образ Божий. И научившись любить ближнего, и Бога легче будет возлюбить. Ибо, как говорит св. Иоанн Богослов: Кто говорит: «я люблю Бога», а брата своего ненавидит, тот лжец (1 Ин. 4, 20). Невозможно любить Того, Кого не видишь, не возлюбив того, кто перед тобой. Любовь долготерпит, и прощает, и милосердствует, и терпение дает смирение, а смиренным Бог дает Благодать, ибо говорит Господь: на кого Я призрю: токмо на кроткого и смиренного и сокрушенного духом (Ис. 66, 2), научитеся от Мене, яко кроток есмь и смирен сердцем (Мф. 11, 29).
    Все у нас есть по Милости Божией, надлежит только самим, когда оскудевают духовные силы, оскудевает вера, просить ее так, как просили Апостолы: умножь в нас веру! (Лк. 17, 5).
    Когда оскудевает у нас любовь, появляется осуждение, укорение, раздражительность, тогда тоже будем молиться: Господи, умножь в нас любовь! И всегда будем на всяком месте молиться, чтобы Господь научил нас и любить, и прощать, и миловать, ибо кто милует, тот сам помилован будет. И бывает суд без милости не творящему милости (Иак. 2, 13).
    Наша жизнь на земле коротка, но и сложна. Сложна, потому что враг рода человеческого, аки лев рыкающий, желает и везде ищет поглотить всякую душу живую. Ибо изгнанный из рая сатана знает, что не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его (1 Кор. 2, 9). А сердце – единственное вместилище Веры в человеке. Ибо разум – это исполнительная сила души. А вера – творческая сила. Вера всегда для разума является подвигом.
    Разум человеческий желает проникнуть в тайны мира – и сего, и потустороннего, но то, что Господь открывает разуму человеческому, – этого вполне достаточно, чтобы познавать Бога, чтобы веровать. Ибо сначала вера бывает, потом – знания. А вера может вместиться только в чистое сердце, ибо она есть Дар Божий. Поэтому нам всегда нужно вести жизнь исправительную – покаянную. И Святая Церковь просит в молитвах, чтобы Господь отверз нам двери покаяния, чтобы мы могли видеть свои грехи, осознавать их, сокрушаться, иметь ненависть ко греху, сожаление о соделанном и решимость с помощью Божией не творить грехов. Это наш путь в жизни, наше постоянное духовное направление.
    И Милостию Божией, под Покровом Божией Матери, по молитвенному предстательству угодников Божиих Господь да дарует нам сердце сокрушенное и смиренное. Сердце чистое – любящее, чтобы возлюбить ближнего своего и Бога, потому что Господь милует всех, а любит любящих Его. Да дарует Господь стать нам вместилищем Любви Божией и жить так, как Святой Апостол Павел, говоривший: И уже не я живу, но живет во мне Христос (Гал. 2, 20), и соединиться со Христом в своей жизни, в своем сердце еще здесь, на земле, и вечно со Христом быти. Аминь.

Епископ Ипполит (Хилько).
Успех борьбы со злом
определяется не внешней победой,
а лишь стоянием в Истине до конца.
Тульчинская епархия, 1999.

 

Страница: 1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11 - 12 - 13 - 14 - 15 - 16 - 17

Взгляд на события/История/Рубрики
почта

© 2005 "Дух христианина"

Сайт создан: 1 апреля 2005 г.