Электронный вариант газеты «Дух христианина»

 

Взгляд на события/История/Рубрики
почта

 

 

Газета выходит два раза в месяц

 

Страница: 1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11 - 12 - 13 - 14 - 15 - 16 - 17
 
ГЛАВНАЯ ТЕМА

 

Чем глубже скорбь, тем ближе Бог

Окончание. Начало

   Отец Валерий, что же мы – «Иваны, непомнящие родства»?
    – А многие ли из нас удосужились побывать на Куликовом Поле, посмотреть, где по урочищам, между верховьями Дона и Непрядвой, были разбиты несметные полчища Мамая? Сколько взрослых людей приходит к нам в храм на крестины, где покоятся витязи – преподобномученики Александр Пересвет и Андрей Ослябя – герои битвы, но редко кто из них скажет, к нашему общему стыду, в каком году была Куликовская битва. Сейчас, когда так оскудели наши души, так хромает сознание, я глубоко убежден, что каждому русскому человеку совершенно необходимо посетить эти святые места. Ведь не зря во времена седой старины русские богатыри набирали силы, припадая к родной земле.

    А какая связь между Полем Куликовым и московским храмом, в котором Вы служите?
    – Наш храм – усыпальница героев Куликовской битвы, многие из которых, по преданию, упокоились у его стен. (У нас составлен синодик, в нем около 140 имен, – ох, как хотелось бы, чтобы он был востребован!) Святой Феодор, племянник преп. Сергия, был духовным отцом великого князя Димитрия, который часто посещал наш Симонов монастырь, основанный его духовником. Здесь он говел, исповедовался и причащался; здесь созревала в его душе решимость дать бой «агарянскому змию». Видимо, тут бывали и лаврские монахи Пересвет и Ослябя, так как архимандрит Феодор тоже подвизался в свое время в Лавре; они были как духовные собратья – сотаинники друг друга.

    Отец Валерий, Вы часто произносите: «У нас на Куликовом»...
    – Корни мои там, неподалеку, в д. Лучки жила моя бабушка, там родилась мама, а мое это Поле, потому что родное сердцу оно, душе, и я стараюсь, с помощью Божией, сделать здесь все, что в моих силах. Частицу этой Священной Земли всегда ношу с собой в ковчежце. Знаете, это так благодатно осознавать, что мое Отечество – не только мой родной дом, но и Дом Пресвятой Богородицы, под покровом Которой жила и побеждала Русь!

    Сколько лет Вы занимаетесь темой Куликовской битвы?
    – Уже больше 10 лет. Когда я приехал туда в 1997 г., то, войдя в алтарь храма преп. Сергия, где была часть музейной экспозиции, загорелся желанием, чтобы здесь стоял Святой Престол.
    Божией милостию, многое уже осуществилось. На Поле Куликовом ныне два удивительных храма. Один на Красном холме, в честь преп. Сергия Радонежского, другой – храм Рождества Пресвятой Богородицы в с. Монастырщина, построен, по преданию, над братской могилой. Там уже почти закончены работы в Архангельском пределе. Главное: в обоих храмах уже совершается Божественная Литургия, хотя, к сожалению, пока не часто. Наши иерархи сюда особо не стремятся. Транспортные расходы, да и нет тут особенного благолепия, богатых хоров, тучных приношений. Но зато тут есть то, чего нигде нет! Сюда надо приносить, привозить и вкладывать со всех концов необъятной России. Да разве не честь послужить здесь хотя бы раз? Разве это не наш сыновний долг? Как это необходимо и отрадно! Даже если будут ходить в храм хотя бы несколько человек постоянно, уже хорошо. Старец Алексей Мечев служил 8 лет при пустом храме, но что потом стало! Игуменья Мария Тучкова ездила молиться на Бородинское поле (молиться в поле!) непрестанно, и воссияла великая благодать – вырос целый монастырь!
    Сейчас понемногу появляются делатели на Ниве Божией. Житель села Монастырщина вернул старинный храмовый запрестольный крест, после реставрации он украшает Сергиевский придел. И надо быть ближе к народу будущему тамошнему пастырю. Надо помнить, что служба Богу – не только богослужение, но и Богу служение. Конечно, люди живут там в большей степени бедно, за счет подсобного хозяйства (стыдно и сказать: в 90-х зарплату выдавали спиртным), но организовать людей, заинтересовать их, дарить им больше любви, тепла и света – это по силам нам, пастырям. Сколько сам отдашь, столько и вернется, и более того Господь пошлет. Люди здесь замечательные, чуткие сердцем: и напоят, и накормят. А дети какие! Помню, как-то приехали зимой, на память святителя Николая. На чтение акафиста на следующий день пришли дети из школы. Отопления еще не было, и я, прочитав половину акафиста, почувствовал, что руки у меня сильно замерзли, и поэтому сказал мальчикам, чтоб они надели шапки, но один из них от лица всех отрицательно покачал головой... Вот так! Какая тут Америка с Европой! Гром уже гремит повсюду, но у России – «особенная стать».

    Прихожане Вашего московского храма чувствуют связь с Куликовым Полем?
    – Да, конечно, и помогают, как могут. Первый колокол был куплен на их пожертвования и при помощи наших попечителей (хотя журнал «Русский дом» почему-то написал тогда: «…усилиями тульской администрации и музея…»). Так же были закуплены Престолы, жертвенники, старинные иконы, церковная утварь, библиотека и аудиотека. В прошлом году нам удалось поставить на Куликовом Поле памятный знак от собирательницы Земли Русской – Москвы. Каждому городу, чьи воины участвовали в битве, было отведено на Аллее Славы место для установки своего памятного знака. 5 лет ждали, когда будет представлена сама Москва, – но нет, не до этого чиновникам; вот мы, грешные, и решились.

    В России три Великих поля. Бородино не оставлено, на Прохоровке недавно вырос целый архитектурно-церковный комплекс, отчего же Куликово Поле – первое из всех – в таком забвении?
    – Поле, овеянное Славою и Честью Русской, не в почете у денационализированной власти РФ. Во время битвы князь Димитрий сам встал в первые ряды своего войска, и так бился, что еле жив остался. Кто из сегодняшних верховодителей способен на что-нибудь подобное ради своего народа? И с высоты страшного опыта всевозможных революций и демократий в полной мере понимаешь, как истосковались мы по такому князю-отцу! Ныне чужие люди правят Россией...

    То есть Вы, как и большинство наших читателей, уверены, что только самодержавная православная власть спасительна для России?
    Да, конечно. Но молиться за нынешнюю власть надо. Вот, как раз, пример из истории, касательно нашей темы: 157-летнее господство нечестивых агарян (до 1380 г.) не создало для Русичей духовной опасности. Более того – в ханской столице Сарае была создана в 1261 г. епископская кафедра! Батый фактически признал русскую веру. Но параллельно с благосклонными ярлыками Русской Церкви предъявили и неудобоносимое требование: молиться за род ханский (вы только подумайте: молиться за таких врагов!) Страшное ярмо, многих вводившее в соблазн: как молиться за тех, кто распинает твою землю? Как полюбить ненавидящих тебя? И все же молились о врагах, но вкладывали в это прошение духовный смысл. Молились не о том, чтобы супостаты еще больше полонили землю русскую, а чтобы Бог дал им «покаяние к уразумению истины». И впоследствии немалое число татар уверовали и крестились (в том числе и князья), озаренные светом Христовым, просвещающим всех...

    Современные язычники пытаются утверждать, что христианство – «это религия рабов», которая ослабляет нацию перед лицом врага.
    – А разве битва на Куликовом Поле не опровергает этого лживого мнения? Христианское смирение – это смирение не перед злом, а перед Богом. Тяжелую чашу испила Русь за удельное время и пережила страшную историческую драму. Иго было воспринято как «попущение Божие за грехи наши» – для вразумления, ибо налицо было падение нравственности, отступление от евангельских начал, пронесся смерч княжеских междоусобиц. В страдании и муках иноплеменного ига рождалась, выковывалась Святая Русь, закалялся непобедимый богатырский русский дух. А пришло время, и погнали «поганых» аж до реки Красивой Мечи. Красиво гнали. «Кто поднимет меч, тот мечем и падет». Так что нечего обвинять Православие в непротивлении злу.

    Да, но иго игу рознь…
    – Разные бывают ситуации. Надо всегда помнить, как гнал латинян поганых великий князь наш Александр Невский. Как боролись с ересью жидовствующих свт. Геннадий Новгородский и преп. Иосиф Волоцкий. Сколько еще таких примеров? Навеки надо запомнить и всем потомкам передать, что нет ничего страшнее покушения на Святую Веру нашу. Преп. Феодосий Печерский говорит: «Живите мирно не только с друзьями, но и с врагами; но только со своими врагами, а не с врагами Божиими». Мудрый святитель Филарет Московский как бы вторит: «Гнушайтесь убо врагами Божиими, поражайте врагов отечества, любите враги ваша». Зло надо обязательно пресекать, чтобы другим неповадно было.

    У некоторых людей возникает недоумение по поводу участия в Битве двух схимников – Пересвета и Осляби. «Как же так, – восклицают они, – монахи, деланием которых должно быть смирение и любовь даже к врагам, и вдруг...»
    – В период Смутного времени и польского нашествия по благословению преподобного игумена Дионисия монахи Троице-Сергиевой Лавры с оружием в руках встали на стенах святой обители, отражая атаки неприятеля. Посетивший Россию в 1619 г. Иерусалимский Патриарх Феофан пожелал видеть тех монахов. Первым из них был Афанасий (Ощерин), старец преклонных лет. Патриарх спросил его: «Ты ли ходил на войну и начальствовал над воинами?» Старец ответил: «Да, Владыко святой, понужден был кровавыми слезами». – «Что же свойственнее иноку – молитвенное уединение или воинские подвиги пред людьми?» Блаженный Афанасий, поклонясь, отвечал: «Всякая вещь и всякое дело познается в свое время. Вот подпись латинян на голове моей, от оружия. Еще шесть памятей свинцовых в моем теле. В келлии сидя, в молитвах, разве смог бы я приобрести таких побудителей к воздыханию и стенанию? А было все это не нашим изволением, но по благословению пославших нас на Божию службу». Тронутый мудрым ответом, Патриарх благословил и поцеловал его. Он благословил и остальных монахов-воинов и выразил одобрение всему братству Лавры преподобного Сергия.
    А вот пример святителя: митрополит Даниил Черногорский был самоотверженным защитником свободы своей страны. Он сам нередко стоял во главе своих дружин с мечом в руках. В 1712 г. он во главе небольшого отряда – 12 тысяч всего – разбил турецкую армию в 190 тыс. человек!
    Священное Писание гласит: Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за други своя (Ин. 15, 13). И таких примеров в истории много.

    Почему на поединок с хвастливым Челубеем никто не отважился, и за всех вышел Александр Пересвет?
    – Монах уже при жизни умирает для мира. Но был сакральный мотив в том, что преподобный Сергий послал на битву схимников-витязей. Дело здесь еще и в том, что Челубей был не простым воином. Существовала секта «Гэлуппа», в которую входили богатыри Тибета, Монголии, Ордынской империи. Руководил ими Цон-Капа. Подразделением ее являлась «Бон(г)-по». Так вот, Челубей был самой высокой степени посвящения в ней. Так что напрасно кто-то утверждает, что он был только лишь незаурядным, первоклассным бойцом, я дерзну назвать его «воином тьмы», обладавшим сверхъестественными способностями. Поэтому с ним мог справиться не просто ратник, но воин Христов, облеченный духовной, Божией силой свыше. Наше дело было постоять за Правду. И помогали Пересвету все светлые небесные силы. Оба погибли в схватке, но Челубей был сбит с коня и упал замертво, а Пересвет удержался в седле, и конь привез его к русскому стану, где он и почил. Но не потому, что Пересвет – воин света – не мог одолеть страшного врага и остаться живым. Видимо, нужна была жертва для Великой Победы.

    В последние годы накануне 21 сентября на Куликовом Поле проводятся массовые театрализованные праздники, съезжается много людей.
    – Встреча с полем Куликовым – всегда праздник, хотя не обходится и без искушений. Одними такими общественными мероприятиями радость людям не вернешь, совесть подскажет: «Что-то не так». Хочется надеяться на великодушие и мудрость мужей, облеченных саном и властью. Я лично связываю надежду на Воскресение Руси с воскрешением приходской, молитвенной, литургической жизни на Куликовом Поле. Раньше ведь не строили памятников как таковых, но лучшая память была и остается – помин душ погибших воинов. Поэтому возводились часовни, храмы. С тех пор в церковном уставе появилась Димитриевская родительская суббота – по завещанию великих предков, «доколе стоит Земля Русская».

    Что ж, батюшка, воистину «ленивы мы и нелюбопытны»? Есть ли у нас надежда на будущее?
    На фундаменте безпамятства можно соорудить только Вавилонскую башню, которая непременно рухнет, ибо, как изрек один мыслитель, тот народ, который забывает свое прошлое, недостоин и будущего. И еще: «Народ, не знающий своего прошлого, рискует вновь пережить его». Ведь потерять память для человека – значит перестать существовать как личность, а для нации – деградировать и, утратив сознание единства, исчезнуть исторически. Оказывается, осьминоги по сложности организации мозга очень близки к человеку. Но вот парадокс-беда: как только воспроизведено потомство и исполнена родовая функция, они тут же умирают. А все дело в том, что у них отсутствует наследственная память... Но мы же не осьминоги, в конце концов! Слабо сейчас развито национальное самосознание, культура. Осознаем ли мы себя наследниками святого благоверного князя Димитрия Донского? Когда «жили» храмы, жила и народная душа, жила память. Осквернили себя святотатством, безпамятством, попытались отделить «душу» от «тела», то есть религию от государства, – и тело стало трупом. А Бог поругаем не бывает. Теперь важно осознание, покаяние за содеянное. Ох, как много надо еще сделать для возрождения! А сил и времени все меньше. Но будем молить Господа. И по вере вашей да будет вам.
    Сейчас время тяжелое, время испытаний. Всегда молитесь. Родину любите, не забывайте нашей Великой Истории. Памятью, как совестью, проверяйте себя. И ничего, кроме греха, не бойтесь. Тайна России разгадывается нашим страданием, тоской по ней. Мы живая часть ее. Не будет России – не будет и нас. В народе говорится: «Чем глубже скорбь, тем ближе Бог». То, что без труда и скорби дается, то и не ценится.
    Господь да благословит вас и укрепит молитвами Пречистой Своей Матери, всех святых и сонма наших воинов, проливших кровь свою за Веру и Отечество.

+ + +

    Предо мной книга, которую отец Валерий подарил нам со словами: «Простите, что одна, пока нет средств на ее издание». Книга называется «Священный зов»... Низкий ему поклон за такую важную работу. Там есть замечательные слова:
    «Соотечественники! Лучше слушаться Бога, чем кумиров и волков в овечьих шкурах. Господь же рече: “Познайте Истину, и Истина сделает вас свободными”. Преп. Серафим пророчествовал: “Господь помилует Россию и приведет ее путем страданий к великой славе”. О, Русь, стоящая на грани тысячелетий, тысячу лет живущая по благодати из купели Крещения, взыщи Бога Живаго и будет жива душа твоя! Была Голгофа, но было и Воскресение Христово. Христос Воскрес, и Русь – Родина моя – Воскреснет!»

Беседовала Мария Новикова

Храм преподобного Сергия Радонежского на Красном холме

 

Страница: 1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11 - 12 - 13 - 14 - 15 - 16 - 17

Взгляд на события/История/Рубрики
почта

© 2005 "Дух христианина"

Сайт создан: 1 апреля 2005 г.