Электронный вариант газеты «Дух христианина»

 

Взгляд на события/История/Рубрики
почта

 

 

Газета выходит два раза в месяц

 

Страница: 1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11 - 12 - 13 - 14 - 15 - 16 - 17
 
НЕБО НАД СЕРБИЕЙ

 

Единство во Христе и независимость

  В русле борьбы за единство Сербии против независимости Косова и Метохии перед православными христианами – людьми с чистой совестью – ныне открыты все возможности для осмысления происходящего. Сербская Радикальная партия во главе с Томиславом Николичем и Воиславом Шешелем (который сейчас находится под судом Гаагского трибунала, теперь уже вместе с Вуком Караджичем) не добилась победы на так называемых демократических выборах. И в Сербии, оставшейся под контролем прозападного марионеточного правительства во главе с Борисом Тадичем, теперь прокладывают себе широкую дорогу интересы, чуждые славянскому православному духу.
    Наблюдая с одной стороны судебный процесс над сербами, защищавшими свою Родину, свой домашний очаг и свою свободу, а с другой стороны – судебные процессы над русскими людьми, легко провести аналогию: быть патриотом – преступление в глазах Запада. Эта очевидная несправедливость – яркое свидетельство противостояния добра и зла, Неба и земли, Христа и антихриста.
    Что же изменилось на Косове и в Метохии за последнее время? Жизнь продолжается. Вернее, продолжается Косовский бой. Надо помнить о том, что святой князь Лазарь, избрав Царствие Небесное и отвергнув земное, претерпел со своим войском поражение на поле битвы. И, по словам святого владыки Николая Сербского, это физическое поражение означает победу духовную. Нет ничего дороже для настоящего православного серба, чем быть со Христом. К внешнему рабству сербам не привыкать. Всякое рабство посылается за грехи, и время подчинения чуждой воле даруется Господом как еще одна возможность для покаяния. Действительное же, настоящее рабство требует независимости от Христа, от Истины.
    Например, во время последнего празднования Видовдана на Косове и в Метохии в монастыре Грачаница государственные службы безопасности приказывали убирать все, что несет в себе патриотическое содержание, – даже заставляли снимать одежду с надписью «Косово есть Сербия».

  Под тяжестью внешнего гнета еще весомее звучат слова владыки Рашско-Призренского и Косовско-Метохийского Артемия: «Видовдан означает сербскую вечность. Без Видовдана нет у нас ни исторического, ни духовного зрения. Святой князь Лазарь на Видовдан (день Косовской битвы) довел до совершенства святосаввский идеал сербского человека, исполнил святосаввское сербское Евангелие, которое гласит: «Отдать все за Христа, чтобы обрести Христа даром». Сегодня главный подвиг на Косове и в Метохии – сохранить Православную веру.
Чем приходится в наше время жертвовать ради Христа? Нынешние враги не требуют от людей их жизней. Нынешним врагам нужны наши души – забудь (т.е. отрекись!) Христа, и твоя жизнь станет проще!
Епископ Липлянский Феодосий и епископ Рашско-Призренский Артемий в монастыре Высокие Дечаны. 2004 г.
 

    Христос же на земле является перед нами в единой Святой Соборной и Апостольской Церкви. Вне Церкви нет Христа, без Святых Таинств, без соблюдения святых канонов, без святоотеческого предания, унаследованного от апостолов Христовых через благодать Духа Святого, – нет Христа. «Обрести Христа даром» – значит стоять твердо в вере Православной, и все, что бы человек ни делал, должно исходить от чистого сердца и по святой вере, с лучезарным ликом Христовым перед взором.
    Сербская Православная Церковь переживает теперь сильное искушение веры. На Косове это выражается в явном противостоянии по многим позициям между Рашско-Призренским епископом Артемием и митрополитом Черногорским Амфилохием, временно исполняющим обязанности Сербского Патриарха Павла, находящегося в больнице. Многолетними трудами владыки Артемия, полагаемыми на духовное укрепление сербской паствы на Косове и Метохии, сейчас явно пренебрегают. В течение нескольких лет он заботится о восстановлении сербских церквей и монастырей, разрушенных в результате албанского погрома в марте 2004 г. В этом вопросе речь идет не только о необходимости наказания виновных в злодеяниях, но в первую очередь о том, что православные святыни должны восстанавливаться только православными людьми. Если привлекать к таким работам иноверцев, храмы останутся в их распоряжении, а сербам дорога туда будет закрыта.
    Сторонники же митрополита Амфилохия, в их числе и викарный епископ Липлянский Феодосий (игумен монастыря Высокие Дечаны), противостоят такой позиции владыки Артемия, считая материальную выгоду более важной.
    Таким образом, епископ Рашско-Призренский Артемий остался единственным препятствием к отчуждению Косова и Метохии от Сербии. Обратимся теперь к официальным документам.
Вот что сказано в соответствующем заявлении Рашско-Призренской епархии от 26 августа 2008 г.:

    «В 2004 г. Рашско-Призренская епархия во главе с владыкой Артемием приступила к процедуре оценки ущерба, полученного в результате албанских погромов 17 марта 2004 г. Эти данные предполагалось использовать, в числе прочего, и в судебном процессе, который епархия начала в Международном Страсбургском суде против четырех европейских государств (Великобритании, Франции, Германии и Италии), считая их ответственными за разрушение 150 церквей. Однако иск <…>, представлявший одно из самых крупных препятствий для реализации идеи независимого Косово, был отозван спустя несколько месяцев после его подачи по настоянию монастыря Дечаны (при тесном координировании требования определенными кругами в США) и при последующем невероятном давлении со стороны нескольких архиереев (в частности, митрополита Амфилохия и епископа Афанасия Евтича), а также по рекомендациям, поступающим с Запада через международных представителей. <…> В январе 2005 г. <…> эти же лица приступили к реализации нового процесса (при поддержке Америки и стран ЕС) в соответствии с (предпринятым ими – примеч. ред.) Меморандумом о восстановлении разрушенных церквей (март 2005 г.). Одним из самых тяжелых последствий реализации этого Меморандума для сербской стороны стало восстановление разрушенного без предварительной оценки ущерба. По сути, после отзыва иска был начат процесс „восстановления“ (здесь и далее кавычки авт.) с целью уничтожить следы преступления без определения меры ответственности преступников (албанцев и нескольких западных государств) за совершенные злодеяния, т.е. фактическая реабилитация их.
    В то же время хорошо продуманная и организованная пропаганда все тех же епископов Амфилохия, Феодосия и Афанасия была направлена на распространение информации о неких успехах „восстановления“. Общественность они вводили в заблуждение, уверяя, будто бы процесс этот проходит успешно, скрывая факты, свидетельствующие об истинных причинах столь поспешных восстановительных работ и их реальных результатах. Вместо того чтобы разобраться с виновниками погромов, вышеупомянутые епископы выдвинули на первый план идею материального „восстановления“, что на деле только усугубило состояние пострадавших святынь и препятствовало определению точной оценки разрушений. Там же было сказано, что органы государственной власти не проявили инициативы в вопросе оценки ущерба, продемонстрировав этим, что государство Сербия не считает сербское наследие в Косово и Метохии своим и не заботится о нем должным образом.
    Таким образом, сложилась весьма плачевная ситуация: албанцы разрушили и сожгли сербские святыни; за эти преступления не наказаны ни организаторы, ни исполнители. Несколько „влиятельных лиц СПЦ“ препятствуют началу судебного процесса против преступников. Албанцы „восстанавливают“ разрушенные святыни (весьма возможно, что среди „реставраторов“ находятся и те, кто их разрушал), а деньги, выделенные на восстановление, идут им же. После осмотра выполненных албанцами работ были выявлены серьезнейшие нарушения: восстановление ведется зачастую без учета строительных норм (из-за непрофессионализма или намеренно), что не исключает возможности трагических последствий как для самих храмов, так и для тех людей, которые их будут посещать, из-за чего, очевидно, в будущем потребуются дополнительные капиталовложения для нового строительства.
    Как сказано в том же заявлении Рашско-Призренской епархии, «организованный подобным образом процесс „восстановления“ дает возможность шиптарам (т.е. албанцам – примеч. ред.) создать необходимое им общественное мнение, что они якобы обладают неким опытом „восстановления сербского православного наследия“ (о чем до сих пор не было и речи), и тем самым окончательно присвоить полномочия по „сохранению“ сербских православных святынь, полностью оттеснив от этого органы власти государства Сербии и СПЦ; также для шиптаров, учитывая их участие в работах и то, что они (частично – примеч. ред.) выделяли средства на строительство (восстановление), открывается возможность еще безцеремоннее присваивать сербское духовное наследие, называя его албанским, а не сербским».

    Таковое предательство со стороны представителей Сербской Православной Церкви наблюдается ныне на Косове.
    Епископ же Феодосий, предоставивший сербские святыни в распоряжение албанцев, попустил также и другие серьезные нарушения канонического церковного порядка. Как сказано в заявлении Рашско-Призренской епархии от 22 августа 2008 г., он противопоставил братию монастыря – хотя и не всю – правящему владыке Артемию. Он «распространял клевету по другим монастырям епархии, среди священства и среди народа; использовал любой повод, чтобы показать особую „заботу“ о тех, кто в опасности, – о детях, о беженцах, возвращающихся в свои дома... С таким лицемерием создавалось впечатление, что владыка Артемий не заботится о народе и о Церкви... Особенно он восстал против моих (еп. Артемия – примеч. ред.) соратников, в частности, – против отца Симеона, из зависти. Свою враждебность ему удалось перенести и на настроения насельников некоторых монастырей, а также разделить ее с владыками, с которыми он очень близок – Амфилохием, Афанасием, Григорием, Иоанникием...
    Это противостояние длится уже четыре года. Мы терпели это, осознавая нашу тяжелую ситуацию на Косове и Метохии. Мы виделись, служили вместе, внешне создавая впечатление о хороших взаимоотношениях. Между тем ситуация ухудшалась. Больше так продолжаться не могло, двоевластие в Рашско-Призренской епархии (противное св. Канонам) должно было быть упразднено. Требовалось вернуть и утвердить церковно-канонический порядок».
    Оберегая свою паству от духа демократической революции в Церкви, 21 августа 2008 г. владыка Артемий, приняв решение поступить в соответствии с правилами Церкви, прибыл в монастырь Дечаны, чтобы объявить о своем намерении еп. Феодосию. В монастыре Владыке было оказано открытое неповиновение, а протопресвитера Симеона, сопровождавшего Владыку, по приказу владыки Феодосия тяжело избили монахи монастыря Дечаны. Теперь дело передано на рассмотрение Синода.
    Страшно осознавать простому мирянину, что вслед за несправедливостью политической набирает силу антихристианский дух предательства. Независимость, незаконно установленная для Косова и Метохии, наступает на православный мир с требованием независимости от Христа. Что делать? Оставаться со Христом, ведь по слову Евангелия: претерпевший же до конца спасется (Мф. 10, 22)…
    Так же, как и в Русской, в Сербской Православной Церкви ныне происходит видимая поляризация клириков и паствы – к земному или к Небесному. Каждый выбирает то, что ему дороже.
    Чтобы не быть голословными, приведем рассказ мирянки Драганы Станоевич-Илич, которая имела возможность лицезреть митрополита Амфилохия в монастыре Сланцы (подворье Хиландара в Сербии) в день памяти первомученика архидиакона Стефана.
    «Для меня каждое паломничество в монастырь всегда связано с чувством сердечного сокрушения о грехах. В светской жизни я, увы, нередко отступаю от традиций благочестия, не задумываюсь о том, что мой внешний вид противоречит христианской вере. Но даже сама мысль о молитве в монастыре всегда настраивает на строгое отношение не только к своей душе, но и к одежде: юбка, длинные рукава, платок. Узнав, что на службе будет митрополит Амфилохий, я обрадовалась, понадеявшись взять у него благословение. Подъехал митрополит на бронированном джипе, вышел в сопровождении мощных охранников, которые не подпускали верующих под благословение, т. е. охраняли „пастыря“ от народа. Огорчилась я немного, но подумала, что недостойна, видимо, архиерейского благословения. Служба прошла благочинно, как это всегда бывает в монастыре Сланцы, за что и люблю это святое место.
    Хочется отметить, что у владыки Артемия я всегда безпрепятственно брала благословение и в его сопровождении видела только монахов. А еще, много лет назад, посчастливилось мне взять благословение у Святейшего Патриарха Павла, когда он стоял на троллейбусной остановке как обычный человек. Вот об этом всю жизнь буду вспоминать. Хорошо, когда архиереи близки народу, как наш Господь Иисус Христос. Мы, простые люди, плохо знаем каноны, но многие вещи понятны и нам с первого взгляда».
    Сейчас в Сербии, превратившейся в единое Косово поле, идет битва – битва за души человеческие. Только благодать Духа Святаго способна даровать победу в этой битве через единство православных во Христе. Единство во Христе противостоит независимости от Христа. Чтобы «обрести Христа даром», надо отказаться от властолюбия, суеты, тщеславия, сребролюбия – от всякой выгоды. И эта борьба между царством земным и Царством Небесным продолжается в душах христиан. Много еще монастырей в Сербии, в которых жив истинный дух Православия, способный излечить душевные раны. И монастырь Сланцы – один из них. Однажды в этом монастыре я беседовала со старцем Матвеем из Смедерева. С какой любовью говорил Старец о России, о русской поэзии, о русском народе! Сказал он мне тогда, что в Сланцах есть один русский, который каждый день уходит в лес на молитву. Зачем он об этом сказал? Думаю, для того чтобы передать упование сербского православного народа на молитвенный подвиг в России. Весь мир на нас смотрит в ожидании чуда. А это чудо есть Христос, и только в Нем возможно спасение и единство.

Драган Иоанович
Перевод с сербского
Екатерины Василевич

 

Страница: 1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11 - 12 - 13 - 14 - 15 - 16 - 17

Взгляд на события/История/Рубрики
почта

© 2005 "Дух христианина"

Сайт создан: 1 апреля 2005 г.