Электронный вариант газеты «Дух христианина»

 

Взгляд на события/История/Рубрики
почта

 

 

Газета выходит два раза в месяц

 

Страница: 1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11 - 12 - 13 - 14 - 15 - 16 - 17 - 18 - 19
 
СЛОВО ПАСТЫРЯ

 

Великий дар – уметь оказать и принять милостыню

    Во Имя Отца и Сына и Святаго Духа! Блажени милостивии, яко тии помилованы будут (Мф. 5, 7). Такие слова, возлюбленные братья и сестры, Господь наш Иисус Христос говорил в Нагорной Проповеди, в которой изложил Заповеди Блаженств. В первой из них: Блажени нищии духом, яко тех есть Царствие Небесное (Там же, 3), – Господь заповедал пребывать в духе смирения. Ибо нищета духовная дает человеку познать свою немощь, с одной стороны: без Мене не можете творити ничесоже (Ин. 15, 5); и, с другой стороны, величие человека, которое заключается в данном ему Образе Божием. И в других заповедях наставлял Господь, чему мы видим подтверждение в сегодняшнем Евангелии.
    Сходя с горы, на которой проповедовал народу, Господь встретил процессию в городе Наине – это было похоронное шествие, скорбное: вдова переживала великое горе – лишившись прежде мужа, теперь она хоронила и сына – последнюю свою надежду. Непостижима скорбь матери! Эту скорбь переживали и переживают многие матери-христианки. Встретив эту горестную процессию, Господь <...> умилосердился и обратился к женщине: не плачь! (Лк. 7, 13). Он не стал утешать ее тем, что в последний день все воскреснут – в последний день жизни на земле – Страшный День Судный, когда Господь придет судить весь род человеческий. Он сразу обратился к сердцу скорбящей матери: не плачь! И слово Христово было с силой, ибо остановилась процессия. Подойдя ко гробу юноши, Христос повелел ему встать, ибо Жизнодавец Бог имеет такую власть – повелевать живым и мертвым.
    Неизреченная радость сменила глубокую скорбь наинской вдовы. Господь явил Милость Свою, показал Милосердие и призывает всех нас, возлюбленные, милосердствовать в этой жизни. Ибо Блажени милостивии, яко тии помиловани будут (Мф. 5, 7). Будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд (Лк. 6, 36), – заповедовал нам Господь во Святом Евангелии. Милостыня покрывает множество грехов, ибо она умягчает сердце творящего милость. И бывает суд без милости не оказавшему милости (Иак. 2, 13). Милостыня умягчает сердце милующего и производит радость в принимающем ее.
    И милосердствовать, и принимать милостыню должно о Имени Господнем – так, как заповедал нам Господь наш Иисус Христос. Скорби, горечи и болезни в какой-то степени ожесточают сердце человека, и тогда на помощь приходит возможность милосердствовать. Тому, кто творит милость о Имени Господнем, Сам Господь приходит на помощь и оказывает Милость сторицею. Ибо рука дающего не оскудевает. Милость проявляется в разных обстоятельствах жизни по-разному.
    Но самая великая Милость Божия – это мир души, твердость и крепость мысли. Это ясное, мужественное состояние души, имеющей твердую решимость всегда, во всех обстоятельствах жизни идти по пути Божию. И когда Господь дает такое сердечное чувство, такую волю и решимость – это есть самая большая Милость.
    Господь, дорогие мои, есть Источник Любви, и Господь сразу может все дать каждому человеку, но не все может вместить человек себе на пользу. Поэтому Господь каждому из нас дарует ровно столько, сколько может вместить наше сердце и наша душа. Сердце, преисполненное глубинной любви, может больше вместить, и Господь изобильно изливает в него дары Свои. Если же сердце человека погружено в терние жизни земной, оно не способно воспринять Милость Божию. Потому что так устроено сердце человеческое, что может быть привязано только к чему-то одному. Не могут из сердца исходить одновременно и добро, и зло; не могут из сердца исходить одновременно и любовь, и гнев... Сердце человека источает что-то одно – либо любовь, либо гнев; и в какое-то время мы бываем мирны, тихи, благодарны Богу, а в другие моменты жизни становимся и гневливы, и раздражительны...
    Враг рода человеческого борется с Богом, поле битвы – сердце каждого из нас. И к чему наше сердце склонится, то им и будет обладать. Сатана всякими путями – и льстивыми, и коварными, и прямым нападением – старается отторгнуть человека от пути мира, от пути спасительного: то леность ему навевает, то уныние, то гнев, то самолюбие... Любые средства использует лукавый для того, чтобы лишить человека мирного, благодатного духа. В этом и заключается духовная брань: чтобы все время свои мысли, свои чувства, свою волю и желания направлять к Жизни Вечной, к тихой Пристани, к Миру, ибо стяжание Благодати Святаго Духа, по слову преподобного Серафима Саровского, и есть смысл жизни христианина на земле.
    Милосердным Сам Бог подает Свою Милость. Господь смягчает сердце, ожесточенное бурей духовной брани и терниями этой жизни, ибо мир во зле лежит, и часто сердце человека холодеет и ожесточается. Но этого надо избегать: и терпением, и смирением, и просить у Бога сердечного тепла и мира души. Это то, что согревает человека, помогает ему жить, а не просто существовать.
    Когда мы потребляем хлеб и иную пищу – это необходимо только лишь для храмины души – для тела. Заботиться о теле необходимо, потому что оно есть дом души, но нельзя, по слову апостола Павла, заботы о плоти превращать в похоти (Рим. 13, 14). О необходимом надлежит заботиться – надлежит трудиться, но с молитвой и о Имени Господнем. Молитва, как всем нам известно в той или иной степени – в меру опыта духовного каждого из нас – самым действенным образом согревает душу, умиротворяет помыслы, успокаивает чувства. Ибо молитва – это беседа с Богом, это большой, но и самый необходимый труд, – Господь сторицей воздает за такой труд великой милостью.
    На всяком месте Господь призывает нас, родные, молиться. Но будем всегда помнить, что молитва без дел милосердия, без дел Любви не доходит до Бога. Даже имея дар молитвы, даже имея дар воскрешать, но не имея любви, человек – медь звенящая – так говорит святой апостол Павел (1 Кор. 13, 1). Только любовь подвигает на дела милосердия. Только любовь созидает, ибо буква мертвит, а дух животворит (2 Кор. 3, 6). Знания часто надмевают ум человека и охлаждают его сердце, а любовь согревает и живит. Любовь всегда милосердствует, любовь всегда прощает – о Имени Господнем.
    Всякое дело доброе является добрым лишь тогда, когда оно совершается во Славу Божию и о Имени Господнем. И дела милосердия нам надлежит всегда творить с чувством кротости, смирения. Каждый из нас знает, и совесть каждого из нас обличает, что часто мы, имея по милости Божией возможность благотворить, милосердствовать, оказываем милость ближнему с чувством некоторого высокомерия, тщеславия, самомнения, что, вот, «я благотворю...» Но всегда, возлюбленные, по слову Апостола, надлежит говорить и думать, что, действительно, все я могу, но только в укрепляющем и помогающем мне Господе (Флп. 4, 13). И местоимение «я» Господь усвоил каждому из нас по Своей Любви, поскольку дал Образ Божий в каждую душу человеческую. Мы можем говорить о себе «я» лишь о Имени Господнем. Тогда будет постоянная, возлюбленные, связь в нашем сердце, в нашей душе с Самим Богом: через тот Образ Божий, который Господь нам даровал. А если с нами Бог, если мы с Богом, то кто против нас? Никакие силы вражии, никакие соблазны, никакие напасти, никакие скорби не повергнут такую душу в пучину скорби и малодушия, ибо с Богом и скорбь бывает облегченной, а радость – удвоенной.
    Поэтому надлежит нам всегда прибегать к помощи Божией, но если мы просим у Бога Милости и просим перед всякой молитвой: Боже, милостив буди нам, грешным! – если мы желаем получить Милость Божию, то надлежит и нам с милосердием относиться к ближнему. По своей греховности каждый из нас в ближнем скорее видит недостатки. К сожалению, это так, и нам надлежит это осознавать, но не унывать, поскольку нет такого греха, которого Господь не простил бы кающемуся, – всякий грех прощается, только надлежит глубоко, искренне каяться.
И мы молимся словами церковной молитвы, чтобы Господь отверз нам двери покаяния, ведь чтобы покаяться (и это – тоже дар Милости Божией) – надо увидеть свои грехи и, не оправдываясь, признать их. Самолюбие мешает признать грех. Надо его осознать глубоко, с сожалением о содеянном, и иметь решимость исправиться и более не грешить, а творить добрые дела – то есть принести плоды покаяния.
    Это – процесс всей жизни. Этому внутреннему процессу всегда мешает враг рода человеческого: то всевает самооправдание, то умаление грехов (начинает человека склонять к мысли, что не так уж велик его грех). Но этим внушениям нам никак, дорогие, нельзя внимать – отгонять их надо силой Животворящего Креста и молитвы.
    Мы можем оказывать милость ближнему самыми разными способами. Господь наш Иисус Христос словом Своим воскресил сына наинской вдовы, ибо Слово его было с силой. И наше, человеческое слово, тоже имеет силу. Мы знаем, что словом мы можем поддержать ближнего и словом же можем убить его морально, ввергнуть в пучину малодушия, уныния. Об этом надлежит помнить всегда. И первая наша помощь ближнему, первая наша милость – это сердечная молитва о нем. Мы часто обращаемся друг к другу с просьбой: «Прошу святых молитв». Святые молитвы – те, которые исходят из сердца: преисполненные любви и благожелания. И над этим нам тоже надлежит всегда трудиться. Не всегда наше сердце расположено таким образом. Но и в этом случае Господь рядом – Господь у сердца: воззови ко Мне и услышу тебя (Иер. 29, 12; Пс. 90, 15).
    Господь непрестанно стучит в наше сердце: и радостями, и скорбями, и изобилием, и оскудением, и мирными, и горестными событиями. Всеми возможными средствами Господь призывает всякого человека к Жизни Вечной: Будьте милосерды, как и Отец ваш Небесный милосерд (Лк. 6, 36). Если хотите, чтобы с вами поступали по-доброму, если хотите, чтобы милосердствовали к вам, то будьте и сами милосердны – так, возлюбленные, Господь взывает к нам.
    А мы будем взывать к Царице Небесной – Она Первая Ходатаица у Престола Господня и Первая Заступница в скорбях наших: «Милосердия двери отверзи нам, Благословенная Богородица!» Укрепи нас в этой жизни, даруй нам силы и Благодать Божию стяжать сердце сокрушенное и смиренное, стяжать Любовь в своем сердце, стяжать Милосердие, которое может и нам испросить помилование. Ибо этой Милости все мы ожидаем не только в этой жизни – наипаче Божией Милости жаждем мы на Суде Божием, куда непременно каждая душа человеческая призвана будет по окончании земной жизни.
    Да дарует нам Господь силы подражать Ему Самому в Милосердии всеми теми средствами, возможностями, силами души, талантами, которые Господь нам дал: во Славу Божию, во имя Любви Божией, дабы и нам сподобиться еще здесь, живя на земле, вкусить своим сердцем Любви Божией. Чтобы, познав начатки Жизни Вечной, души наши и в Вечности вселились в те блаженные обители, где нет ни болезней, ни скорбей, но пребывает Свет Христов, пребывают Вечная Любовь Божия и Милость Господня. Аминь.

Епископ Ипполит (Хилько)

Страница: 1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11 - 12 - 13 - 14 - 15 - 16 - 17 - 18 - 19

Взгляд на события/История/Рубрики
почта

© 2005 "Дух христианина"

Сайт создан: 1 апреля 2005 г.