Электронный вариант газеты «Дух христианина»

 

Взгляд на события/История/Рубрики
почта

 

 

Газета выходит два раза в месяц

 

Страница: 1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11 - 12 - 13 - 14 - 15 - 16 - 17 - 18 - 19
 
ДУХОВНЫЙ КЛАДЕЗЬ

 

«Невозможно и здесь плясать с бесами, и там веселиться с Ангелами...»

Поучение преп. Ефрема Сирина о том, что христиане не должны предаваться забавам

    Все знаем, что христиане не должны предаваться забавам, слыша о сем в божественных Писаниях, и особливо слыша, что Господь в Евангелии с угрозою говорит: горе вам, смеющиеся ныне, ибо возрыдаете и восплачете (Лк. 6, 25). И еще говорит: не возноситеся, потому что все это делают язычники. А Пророк Исайя, лучше же сказать, Сам Бог чрез Пророка говорит: горе пиющим вино с тимпаны, свирельми и гусльми (См.: Ис. 5, 12). Блаженный же Давид, как бы гнушаясь превозношением и хвалясь о Господе, сказал: Господи, не вознесеся сердце мое, ниже вознесостеся очи мои (Пс. 130, 1). И Иаков, брат Господень, говорит: Слезите, и плачитеся: смех ваш в плач да обратится, и радость в сетование (Иак. 4, 9). И блаженный апостол Павел предающихся забавам называет идолослужителями, говоря: ни идолослужители бывайте, якоже есть писано (1 Кор. 10, 7), и еще говорит: всяко слово гнило да не исходит из уст ваших, но точию слово благо (Еф. 4, 29); аще ясте, аще пиeте, или ино что творите, вся во славу Божию творите (1 Кор. 10, 31). И еще он же говорит: бывайте подражатели Богу, братья, и ходите в любви. Блуд же и всяка нечистота и лихоимство ниже да именуется в вас, и сквернословие и буесловие, или кощуны, яже неподобная, но паче благодарение (Еф. 5, 1–5). И много других мест в Божественных Писаниях, где говорится о сем.
    Но нет разумевающаго; напротив того, на нас исполнилось слово Владыки: прельщаетеся, не ведуще Писания (Мф. 22, 29). На нас исполняется и Павлово пророчество, которое говорит: приходит время, егда здраваго учения не послушают, но по своих похотех изберут себе учители, чешеми слухом: и от истины слух отвратят, и к баснем уклонятся (2 Тим. 4, 3, 4).
    Cиe-то самое постигло нас, возлюбленные; и вот видим, что слова оправдались делом. Кто теперь держится Божественнаго Писания? Кто прилежно внимает заповедям Христовым? Кто премудр, и сохранит сия? (Пс. 106, 43). Кто докажет, что мы не преступники закона? Много, говорят, сильных, много мудрых по плоти, много благородных, много сведущих книжников и законников, учителей; богатых, бедных, рабов и свободных, монашествующих и девственников и живущих девственно без обета, старцев и юных, но кто же из всех таковых может доказать, что христианам прилично играть на гуслях, или плясать, или скакать на улицах, или свирять, или шуметь, или гадать, или делать так называемые хранилища, или носить их, или вопрошать бесов, или упиваться, или терпеть других, делающих такие беззаконные дела? Кто, как сказал я, докажет, что свойственно cиe христианам? Какой Пророк, какое Евангелие, какая Апостольская книга подтвердят cиe?
    Если совершенно прилично христианам делать cиe, то все суета и заблуждение, -- и Закон, и Пророки, и Апостолы, и Евангелия.
    Если же они богоглаголивы, истинны и богодухновенны, как и действительно, то неприлично христианам делать что-либо из выше сказаннаго. Ибо вот от востока до запада и на пределах вселенной, в церквах и на всяком месте читается Божие Писание, что изрекли Закон, Пророки, Апостолы и Владыка всяческих, читаются и все богоносные Отцы; и нигде не найдешь, чтобы христианам прилично было делать cиe; напротив того, по слову Писания, каждый из нас от пути своего заблудился (Пс. 5, 3 6), преступил закон, пребывает законопреступным, лживым и безбожником, преступлением закона Бога безчествует (Рим. 2, 23). И да не покажется вам жестоким, что назвал я безбожным; не мое это слово, но Иоанна Богослова, который говорит: всяк преступаяй и не пребываяй в учении Божии Бога не имать (2 Ин. 9). Кто же злосчастнее и мерзостнее того, кем безчествуется Бог, давший и изрекший повеление Свое в законе чрез Пророков и Апостолов, и кто несет уже на себе горе, возвещенное Господом чрез Пророка: горе ихже ради имя Мое хулится во языцех (Ис. 52, 5)?
    Нет, братия мои, умоляю вас, не будем так губить дни покаяния нашего, но послушаем Пророка Давида, который вопиет, увещевает нас и говорит: приидите, возрадуемся Господеви, и немедленно присовокупляет: предварим лице Его во исповедании (Пс. 94, 1, 2); предварим, пока не кончилось торжище; предварим, пока Сам Он не пришел видимым образом и не застал нас праздными в нерадении, пока нет еще онаго вопля: се Жених грядет (Мф. 25, 6). Тогда возрадуются готовые; тогда возрадуются милосердые; <...> достойные будут радоваться неизглаголанною радостию. Но предварим, братия, поспешим, пока есть время, пока не поставлены престолы, пока не отлучили нас друг от друга. Предварим лице Его во исповедании, и во псалмех воскликнем Ему. Пророк сказал: во псалмех, а не в том, что возбуждает смех; во псалмех, а не в бесовских песнях. Сказал: приидите, поклонимся и припадем Ему, и восплачемся; а не скакать станем, или играть на гуслях, но восплачемся в псалмех и пениях.
    Псалом – отгнание демонов. Псалом – оружие против страха нощнаго. Псалом – успокоение от дневных трудов. Псалом – безопасность младенцев. Псалом – утешение старцам, самое приличное убранство женщинам. Он светлыми делает праздники, он производит печаль по Богу. Псалом и из каменнаго сердца вызывает слезы. Псалом – дело Ангелов, небесное жительство, духовное кадило. Он просвещает ум, он возводит на Небеса, он делает людей собеседниками Божиими, радует душу, прекращает празднословие, изгоняет смех, напоминает суд, умиряет враждующих. Где псалом с сокрушением, там и Бог с Ангелами. А где песня противника, там гнев Божий и горе – воздаяние за смех. Где священные книги и чтение, там веселие праведных, спасение слушателей и посрамление диавола. А где гусли, и лики, и рукоплескания, там омрачение мужей, погибель жен и печаль Ангелам и праздник диавольский.
    О, какая злая выдумка диавола! Как искусно запинает и обольщает он каждаго, и убеждает делать зло как добро! Сегодня по-видимому поют псалмы, как повелел Бог: а наутро с усердием пляшут, как научил сатана. Сегодня отрицаются сатаны, а наутро ему последуют. Сегодня сочетаваются со Христом, а наутро отступают от Него, отрицаются и безчестят Его. Сегодня христиане, а наутро язычники; сегодня благочестивы, а на утро нечестивы; сегодня верные и рабы Христовы, а наутро – отступники и враги Божии.
    Не вдавайтесь в заблуждение, не вдавайтесь, братия мои; ни один слуга не может двема господинома работати, как сказал Владыка Христос (См.: Мф. 6, 24); потому что никто не может Богу работати и маммоне. Созданные по образу Божию, не будем безчестить образа Божия, но как воины Христовы Христу последуем, Ему поработаем. Не делай так, чтобы сегодня петь с Ангелами, а наутро плясать с бесами. Сегодня внимать Божественным чтениям, как слушателю христолюбивому, а наутро заниматься гуслями, как преступнику и христоненавистнику. Сегодня каяться во грехах своих, а наутро плясать на погибель свою; сегодня поститься и воздерживаться, а наутро ходить упившимся, кружась там и здесь и служа для всех посмешищем. Нет, братия мои, умоляю вас, не станем так тратить время, которое дал нам Бог для покаяния и спасения. Вспомним Господа, Который говорит с угрозою: горе вам, смеющиеся ныне, ибо восплачете и возрыдаете (Лк. 6, 25). И еще говорит: блажени плачущии (Мф. 5, 4). Никто да не обольщает вас, братия мои христолюбивые: не Апостольское это учение. Апостолы говорят: если кто научит вас тому, чему мы не учили, анафема да будет (Ср.: Гал. 1, 8). Не христианам cиe свойственно, но неверным язычникам, не покорившимся Евангелию, как сказал Владыка, что все cиe делают язычники (Мф. 5, 47), у которых нет никакой надежды спасения. Знаете, братия мои, что елицы во Христа крестихомся, во Христа облекохомся (Гал. 3, 27). Как же, совлекшись Христа, служите антихристу? Имеем заповедь от Апостола непрестанно молитися (1 Сол. 5, 17), вся во славу Божию творити (1 Кор. 10, 31).
    Но ты не взираешь на cиe, а напротив того, отвращаешь слух и смежаешь очи. Конец же твой будет тебе горячее желчи и острее обоюдоостраго меча. Еще говорю: не вдавайтесь в заблуждение, братия христолюбивые! Не христианам cиe свойственно, но язычникам, у которых нет Бога.
    Размыслим, братия, что человек суете уподобися (Пс. 143, 4): дние его яко цвет сельный (Пс. 102, 15), прейдут в одно мгновение времени, и все минуется.
    Для чего же напрасно мятешься, человек? Одно приражение горячки прекратит твои плясания и скакания. Один час разлучит тебя с пляшущими вместе с тобою. Одна ночь, и увянут плоти твои, остановятся ноги твои, текущие на зло, расслабеют руки твои, померкнут глаза, язык внезапно прейдет в безмолвие, оскудеет у тебя внезапно голос, умножатся твои воздыхания, потекут у тебя безполезные слезы, расстроятся мысли твои; и никто не будет в состоянии помочь тебе; ты безславил и безчестил Бога, и все, оставив тебя, пойдут прочь, и никого не останется при тебе, кроме невидимых бесов, которым ты угождал. Посланный же неумолимый ангел, стоя вдали, с потупленным взором будет ожидать Владычнего мановения, чтобы, исхитив бедную душу твою, отвести ее в уготованное ей место, где пожнет, что посеяла, где произрастают, изобилуют и даже преизбыточествуют плач, скорбь, теснота, скрежет зубов и горе. Для чего напрасно мятешься, несчастный? Там померкнут очи упивающихся, там увянут плоти пляшущих, там будут мучиться и взалчут пиющие вино с гуслями и свирелями, там с великою скорбию будут плакать, скрежетать зубами и бить себя по лицу блудники, прелюбодеи, тати, человекоубийцы, прорицатели, отравители, чародеи, обманщики, мужеложцы, деторастлители, хищники, кровопийцы. Все они и подобные им до конца нераскаянно согрешающие и идущие путем широким и пространным, который ведет в пагубу, без сомнения, найдут себе там пристойное жилище. Ибо невозможно и здесь плясать с бесами, и там веселиться с Ангелами, как сказал Господь; горе вам, смеющиеся ныне, ибо восплачете и возрыдаете (Лк. 6, 25). Невозможно, братия, иногда быть христианином, а иногда делаться язычником.
    Итак, по сказанному выше, нигде не позволяется христианину делать подобное сему. Ибо Господь и Спаситель наш, пришедши, упразднил все cиe, то есть сии диaвoльcкие учения, какие к несчастию изучил человек, преступив заповедь создавшего его Бога, сделавшись изгнанником из рая и научившись всякому злу, именуемому под небесем. Все cиe, как сказано, Господь, пришедши, прекратил и изгнал, и Сам, и чрез учеников Своих, говоря: шедше, научите вся языки, крестяще их и учаще их блюсти вся, елика заповедах вам (Мф. 28, 19–20), т. е. скажите им: покайтеся, приближибося цapcтвиe небесное (Мф. 3, 2). Не упивайтеся, не плясками занимайтеся, но кайтеся, плачьте, бдите, молитесь, всегда будьте готовы; потому что пришествие Господне близко, Царствие Господне при дверях.
    Будем же готовыми и достойными, чтобы Господь наш, пришедши, обрел нас в покаянии готовыми, и никого из нас не осудил, но всех соделал наследниками царствия Своего. Ему слава во веки веков! Аминь.

Святой Ефрем Сирин.
Творения. М.:1994. Т. 3. С. 43–49.



Страница: 1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11 - 12 - 13 - 14 - 15 - 16 - 17 - 18 - 19

Взгляд на события/История/Рубрики
почта

© 2005 "Дух христианина"

Сайт создан: 1 апреля 2005 г.