Электронный вариант газеты «Дух христианина»

 

Взгляд на события/История/Рубрики
почта

 

 

Газета выходит два раза в месяц

 

Страница: 1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11 - 12 - 13 - 14 - 15 - 16 - 17 - 18 - 19
 
ГЛАВНАЯ ТЕМА

 

Поревнуем ревности мучеников

Окончание. Начало

   Во времена арабской экспансии на Ближнем Востоке изображение св. Георгия спасло немало христианских храмов от разрушения. А вот крестоносцев-латинян ничто не могло удержать от разграбления святынь, опустошения гробниц – еще один из многих фактов, заставляющий задуматься о навязываемой экуменистами идее об одинаковых нравственных ценностях православных с иноверцами.
    Как поучительна история жизни и подвига св. вмч. Георгия!
    В 284 г. к власти в Римской империи пришел император Диоклетиан. Родом он был из окрестностей Скодры (ныне Скутари), из местечка Диоклеи (теперь Дукля, в Черногории), и происходил из самого низшего класса (отец его был вольноотпущенником). Имя его было Диокл, которое, став императором, он сменил на более звучное – Диоклетиан.
    Поступив при Галлиене простым солдатом на военную службу, он быстро поднимался по служебной лестнице, знакомясь с положением дел в государстве. Стоя в Галлии со своим легионом, он, по преданию, получил от одной друидки предсказание, что будет императором, если убьет кабана (лат. aper). Когда император Кар отправился на войну с персами, Диоклетиан сопровождал его в качестве начальника императорской лейб-гвардии (лат. comes domesticorum). Когда же Кар, уже будучи по ту сторону Тигра, внезапно умер, а сын его Нумериан был коварно умерщвлен своим тестем, префектом преторианцев Аррием Апром, то солдаты заковали Апра в кандалы, а военачальники провозгласили императором Диоклетиана.
    Первым актом нового императора было собственноручное, на глазах всего войска умерщвление Апра, чем оправдывалось предсказание. Но этой казнью и ограничился новый император. Он не тронул никого из своих врагов, утвердил их в должностях и, победив в Мезии распутного Карина, другого сына императора Кара, даже удивил современников своей кротостью, не виданной ранее в Риме у победителей в междоусобных войнах.
    Диоклетиан, грамотный полководец и мудрый государственный деятель, мог бы войти в историю со славой, подобающей лучшему из императоров. Он ввел новое административное деление империи, распределив государственную власть между тремя соправителями.Он сумел в условиях непрекращающегося кризиса и непрерывных нападений врагов перевести рыночную экономику на рельсы административно-командной системы; и это далеко не все заслуги Диоклетиана в продолжение 20 лет его правления.
    Все эти годы он относился к христианству вполне терпимо: достаточно сказать, что его жена и дочь были христианками. Сам же Диоклетиан, как и его предки, заботясь о благосостоянии своего народа, полагался на жертвоприношения и пророчества языческих жрецов. Поэтому когда жрецы стали жаловаться ему, что христиане «отбирают у них силу», озабоченный благом государства, император в марте 303 г. издает три эдикта, призванных искоренить веру во Христа. Первым из них повелевалось по всей империи, на Западе и Востоке, разрушить христианские храмы, конфисковать и сжечь священные книги, а самих христиан лишить гражданских прав. Второй эдикт повелевал арестовывать и сажать в темницы всех представителей духовенства. Третий требовал применения пыток к упорствовавшим христианам. Своей задачей диоклетианово гонение имело полное истребление христианства, искоренение самого имени Иисуса Христа: «Да погибнет имя христианское!»
    Но Бог поругаем не бывает. Тысячи и тысячи мучеников своей кровью во время гонений и мучений засвидетельствовали Божественную Истину. Одним из первых мучеников, принявших смерть за Христа от рук Диоклетиана, был св. вмч. Георгий, названный в народе Победоносцем.
    Святой Георгий родился во II в. в Каппадокии в семье христиан. Поступив на военную службу, отличавшийся умом, мужеством и физической силой, юноша стал одним из тысяченачальников и любимцем императора Диоклетиана.
    Но Георгий открыто исповедовал христианство, за что и был подвергнут пыткам. Его били воловьими жилами, колесовали, бросали в негашеную известь, принуждали бежать в сапогах с острыми гвоздями внутри. Георгий перенес все эти мучения и не отрекся от Христа.
    Тогда император Диоклетиан решил пойти на компромисс с истерзанным пытками великомучеником, что, как он полагал, должно было устроить обоих. Спустившись в темницу, император предложил своему бывшему верному телохранителю сделку: не отрекаться от Христа, а только лишь для виду бросить кусочек ладана на жертвенник. Георгий ответил: «Отнесите меня в храм Аполлона».
    Когда же это было исполнено, Георгий встал в полный рост перед беломраморным идолом, и все услышали его слова: «Неужели ради тебя я иду на заклание? И можешь ли ты принять от меня эту жертву как бог?» При этом Георгий осенил себя и статую Аполлона крестным знамением. Взбешенные этим, жрецы кинулись избивать Георгия. А прибежавшая в храм жена императора Александра, бросилась к ногам великомученика и, рыдая, просила о прощении грехов ее мужа-тирана. Диолектиан в гневе закричал: «Отсечь! Отсечь головы! Обоим отсечь!» И Георгий, помолившись в последний раз, со спокойной улыбкой положил голову на плаху*.
    Вместе с Георгием приняла мученическую смерть царица Александра, названная в Житии супругой императора Диоклетиана.
    «Ты измучишься раньше, мучая меня», – предсказал св. Георгий своему мучителю. Так и вышло: в мае 305 г., добровольно отказавшись от императорской власти, Диоклетиан отправился доживать свой век на родину и поселился в своем поместье близ Салон (ныне Сплит), где прожил восемь лет в уединении. На попытку Максимиана и Галерия убедить его возвратиться снова к власти он ответил решительным отказом, заметив, между прочим, что если бы они видели, какую он вырастил капусту, то не стали бы в другой раз приставать к нему со своими предложениями. Последние годы его были омрачены не только физическими страданиями, но и грубостью новых правителей.
    Опустошенный душевно, по традиции, распространенной среди патрициев, он закончил свою жизнь самоубийством, приняв яд в 313 г. – как раз в год издания эдикта Константина Великого, предоставившего право свободного перехода в христианство всякому желающему. Так безславно закончилось самое жестокое, десятое по счету, гонение на христиан.
    Пример же подвига св. вмч. Георгия будет жить, пока жива Церковь Христова, побуждая сердца все новых христиан к исполнению евангельской заповеди о Любви – Любви Истинной и непреходящей, перед которой все блага земной жизни – ничто, ради которой смерть – не утрата, а приобретение.
    Так думалось мне, когда с благоговением и некоей горечью стоял я пред гробницей св. Георгия. С благоговением перед его мужеством, перед силой его веры, с горечью – от осознания того, что не так много найдется ныне подвижников, готовых подражать подвигу, непреклонной вере Святого. Много ли тех, что не последуют примеру ветхозаветного Исава и не продадут право первородства, не продадут усыновление Божие за «чечевичную похлебку», предлагаемую новыми «ревнителями о благе Отечества» в виде глобалистских номеров, электронных чипов и карт, паспортов, содержащих оскорбляющие чувства христиан символы, взамен имен, полученных во святом Крещении. А ведь Господь по Своей милости (несмотря на то, что все уже предсказано в Священном Писании) не перестает являть нам разнообразные предупреждения – вспомните, например, с какой легкостью американские спутники обнаруживали постоянно менявшие дислокацию наши подразделения в Южной Осетии по излучению даже выключенных сотовых телефонов и выдавали целеуказание грузинской артиллерии.
    Братия, если мы сейчас поддадимся, то ради чего была пролита кровь св. вмч. Георгия – одного из многотысячного сонма мучеников, пострадавших за Истину?! Пока терпит нас Господь, поревнуем стойкости и мужеству мучеников Христовых, дабы возыметь надежду – вместе с ними восхвалять Господа нашего Иисуса Христа в Вечной Его славе.
    Святый великомучениче и Победоносче Георгие, моли Бога о нас!

Валентин Капитонов,
историк

    * Степанян В. Н. Предсмертные слова знаменитых людей. СПб.: 2002. С. 6–7.

Храм вмч. Георгия в г. Лидда

 

Страница: 1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11 - 12 - 13 - 14 - 15 - 16 - 17 - 18 - 19

Взгляд на события/История/Рубрики
почта

© 2005 "Дух христианина"

Сайт создан: 1 апреля 2005 г.