Электронный вариант газеты «Дух христианина»

 

Взгляд на события/История/Рубрики
почта

 

 

Газета выходит два раза в месяц

 

Страница: 1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11 - 12 - 13 - 14 - 15 - 16 - 17 - 18
 
ГЛАВНАЯ ТЕМА

 

Мы, русские – православные!

Окончание. Начало

   Как Вы стали верующим?
   – Когда спрашивают, верующий ли я, говорю, что только животные не могут ответить на этот вопрос «да», поскольку они просто исполняют то, что им велено. Человек же как существо духовное и свободное, конечно, всегда верует. Неверующих людей не бывает. Только один верит в деньги, другой еще во что-то, но все равно каждый верит. Достоевский писал: «Атеисты говорят, что Бога нет, но они сами уверовали в эту веру, что Бога нет. Это тоже вера. Но не замечают того, что уверовали в нуль». И еще он сказал, что «если мне докажут, что истина вне Христа и что это действительно так, я лучше останусь со Христом, нежели с истиной».
Человек искусства, по моим наблюдениям, быстрее приходит к Богу, чем другие люди.

   Что Вы можете сказать об экуменизме?
   – Я полностью согласен с мнением митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Иоанна (Снычева). Он объяснял, что не было никакого разделения церквей, но было отпадение западной части (католической) от Православия. Потом католицизм породил протестантизм. От протестантизма откололись другие секты. Теперь они плодятся, мутируют в разные новые учения, течения, подсекты.
Человеческий разум подобен огню. Пока огонь горит в печке, он приносит пользу. А когда тот же огонь распространяется без ограничений, он пожирает и сжигает все, что оказывается на его пути. Поэтому человеческому разуму необходимо ограничение – заповеди Божии и устав церковный. Конечно, соблюдать их нелегко, но без этого нельзя спастись. Путь в Царствие Небесное тернист, а пути во врата ада – широкие и пространные.

   Как Вы считаете, каноны Святых Соборов, Святых Отцов, Апостольские Правила обязательно сейчас исполнять, или, может, митрополит Кирилл (Гундяев) справедливо заметил, что в наше время они уже «не работают»?
   – Как это «не работают»? Все работает! Мы же Символ Веры, утвержденный на Вселенских Соборах, каждый день читаем на утренних молитвах и поем в храме за Литургией. Вот, он определен, он и есть, и будет таким, каким его определил Собор. А если постановления Соборов не исполнять, тогда зачем нужен Символ Веры? Тогда будет хаос, а вместо Церкви получится секта. Если же мы стремимся соблюдать все – будет порядок. И это ни коим образом не консерватизм. Несведущие люди говорят, что Православие – это консервативные пережитки, но такое мнение иначе как глупостью не назовешь. У нас все искусство основывается на Православии: и пение, и литература, и архитектура, и живопись. Весь синтез искусств – от Православия.

   Епископ Иларион (Алфеев) заявил, что «нам необходим стратегический альянс с католичеством против воинствующего секуляризма». Что Вы по этому поводу думаете?
   Католицизм отделился от Православия в 1054 г., поскольку римский папа хотел сосредоточить в своих руках мировое господство. То есть он стремился политически воздействовать на православный славянский мир. Для нас, православных, католическая идеология неприемлема.
   Можно рассмотреть заявление епископа Илариона и с точки зрения искусства. Здесь я тоже вижу диаметральную разницу. Наша великая православная иконопись, унаследованная от Византии, безконечно отличается от любой католической картинки. Русская иконопись неподражаема, неповторима. Посмотрите в Третьяковке, в Русском музее русскую домонгольскую живопись – это что-то потрясающее! Какая сила и высота духа! Какие краски! Они горят. Чистота во всем. Вот как Николай Николаевич Третьяков говорил: «С одной стороны – эпоха Возрождения, с другой – древняя русская иконопись. Она представляет собой отказ от плоти, изображение Духа. А западная живопись – это отказ от духа, изображение плоти».
   Не зная истинную цену иконописи, Петр I в XVIII в. завез в Россию и начал насильственно прививать так называемое западное искусство. Русское академическое искусство стало воспитываться на европейских, в частности, итальянских классических образцах. И хотя наша живопись по времени возникновения младше западно-европейской, однако по мастерству, по гениальности исполнения замысла наши художники никогда никому не уступали. А по духу – тем более. Мы, русские, – православные!
   Господь Своим премудрым Промыслом обратил вред петровских реформ и нововведений во благо. Классическая западная школа, попав на почву отечественной художественной школы, как через призму преломилась через русскую православную душу. В России художники трансформировали западную технику. Наше искусство отличается неповторимой теплотой. Особенно это заметно в сравнении с немецким искусством. Наши мастера сумели в лучших своих произведениях возвестить миру вечную истину Православия. Так появилось неповторимое русское изобразительное искусство.
    Когда же на западе происходило угасание человеческого духа, то и искусство тоже терпело поругание от всяких «измов»-авангардизмов. Шло, как Н.Н. Третьяков говорил, поругание образа Божия, т.е. когда на полотне тело выворачивают наизнанку. А разбитое, искореженное тело – это и есть сатанизм.
   Поэтому, несмотря на то, что корни русского реалистического изобразительного искусства как бы исходят от латинского запада, неправильно искать с латинянами-католиками каких-то стратегических альянсов. Ибо в духовном отношении запад давно уже выродился. Мой друг Иван Якушин, прекрасный певец и художник-пейзажист, который живет периодами то в Италии, то в России, однажды сказал: «Последний реалист-пейзажист умер в Италии 50 лет назад». Все – от духа. Если мы говорим, что там продолжается воспевание образа Божия в человеке, то это ложь. Католичество после II Ватиканского собора так же мутировало в сатанизм, как и западная живопись – в абстракционизм.
   Нам надо стремиться к высоте духа, которую, в частности, отображает русская иконопись. И русское искусство будет высокое, светлое, ясное, без кривляний. А эти все «измы» (кубизм, авангардизм, сюрреализм) – сатанизм чистой воды.

   Сейчас в Церкви существует такая проблема: либерально настроенные священнослужители, например, дьякон Андрей Кураев, игумен Сергий (Рыбко) пытаются связать проповедь Православия с рок-музыкой. Как Вы считаете, это нормально?
   Настоящая музыка – музыка, исходящая из храмов. Откуда такая красота в церковном пении? Русский православный человек верующим сердцем чувствовал и понимал эту красоту, отсюда такое сияние русского Православного искусства и органический его синтез. Застывшей музыкой называют искусствоведы архитектуру. Мы видим, что русские храмы – самые красивые в мире, так же, как и иконопись, пение, золотое шитье… Все это отображает самое прекрасное в душе человека – его Божественный мир. И даже самый простой и неграмотный человек, приходя в храм помолиться, посредством зрения и слуха приобщался к этой Божественной красоте. Здесь же истоки и народной песни, и народного эпоса.
   А сейчас нам что навязывают? Выходят индивиды в резиновых штанах, потные, накурившиеся марихуаны, с похмелья, предлагают нам все, что им вздумается, вроде «Черного квадрата», а от черного квадрата недалеко до прямоугольной могильной плиты. Это испорченные, больные души, и они свою испорченность, заразу эту, прививают другим. И такая мерзость массово навязывается всем с экранов, т.е. вкус извращают у человека. Не на красоте воспитывают, а на уродстве…
    Получается какая-то игра в одни ворота. Чего же тогда стоит их хваленая демократия, если я, например, не хочу, чтобы мои дети и внуки видели грязь, а она нам все равно круглосуточно демонстрируется в развлекательных молодежных программах. Но сколько же можно развлекаться? У нас поля пустые, земля пропадает...
   Вот на примере нашего села расскажу. У нас в войну было три героя Советского Союза, а в средней школе училось около пятисот человек. Теперь в первый класс идут всего три человека, да и те, когда вырастут, из деревни уедут. Откуда же героев брать? Земля пустует. А ведь у нас в селе за эту землю погибло 460 человек – моих односельчан. Один «героя» получил посмертно, а двое – при жизни. Кто же будет обрабатывать матушку-землю, если все развлекаются? Конечно, Буш накормит нас «ножками Буша» или другой какой западной отравой…
   Как вообще можно рок-концертами проповедовать Православие? А где народная песня? Русская народная песня – это душа народа. Почему эту душу искажают те, кто со сцены, по сути, должен исчезать, «яко дым»? Вот как-то Николай Борисович Штоколов (знаменитый бас, оперный певец, прекрасный исполнитель русских народных песен) заметил: «Я только тогда поверю, что началось возрождение, когда всю эту мразь со сцены выбросят, и появятся настоящие оперные певцы, и будут давать настоящее искусство».
   Тем не менее, мы надеемся, что все эти рокеры перебесятся и сгинут, и все станет на свои места. Идет возрождение. Это ощущается, например, по православным праздникам, таким, как в Можайске «Бородинская осень».

   На Бородинском Поле?
   Да. Я был там недавно на кинофестивале документально-исторических фильмов. Конечно, их надо смотреть. Словами не передашь. Но главное ощущение этого праздника – единение. Когда мне предоставили слово, я сказал: «Не будет разногласий тогда, когда мы все станем руководствоваться заповедями Отца Небесного». Мы поддерживаем друг друга, и единодушно, единогласно надо нам заниматься своим делом – возрождать Россию.

   А в чем Вы видите возрождение России?
   Молодежь надо воспитывать в православных традициях, потому что дух запада чужд нам. А СМИ насильственно прививают нам именно западный образ жизни. Здесь – нарушение как раз тех прав человека, о которых они так любят вещать.
   Меня несколько раз спрашивали, шедевр ли «Черный квадрат». Ну, давайте рассудим. Скопировать, скажем, у Александра Иванова любой предварительный этюд к картине «Явление Христа народу» далеко не каждый мастер способен. И в то же время, скажи всякому ребенку-первокласснику: «Десять сантиметров сюда проведи, десять туда, раскрась черной тушью». И готов черный квадрат. Здесь таланта никакого не надо , это все – блеф. Просто из нас стараются сделать дураков, хотят приучить, чтобы мы белое считали черным, а черное – белым. Полным ходом идет подмена ценностей, хотя, конечно, она шита белыми нитками. Русский народ все равно не принимает на генетическом уровне всю эту ложь. Русские люди ценят только настоящее искусство.
   Нам нужно хранить память о трудовой жизни наших православных предков. Как раз в этом я и вижу возрождение России. И детям стараться не на словах только рассказывать о добре, а делами подавать пример. Если каждый будет на своем месте заниматься своим каким-либо созидательным делом, вот тогда будет польза для России.
Это вовсе не максимализм, это нормальное состояние человеческой души. Искренне верующий православный человек всегда чувствует ответственность перед ближними, перед своими детьми, перед страной. И в таком человеке живет созидательное стремление свой дом, свое село, свой город, свою Родину сделать лучше. Так Россия и собиралась, прирастали малые народы к великому Русскому Народу. Все-таки без старшего брата им нельзя. Я надеюсь, что однажды свершится объединение России, Украины и Белоруссии. А после и другие народы придут к нам.
   Я многому научился у моих учителей, как в живописи, в художественном училище, так и от моего отца, – плотничать, например. Молодежь сейчас не знает, чем заняться. А мы в 14 лет уже работали. В каникулы на лошади воду возили, на поле стога метали. Все это с такой теплотой вспоминается. Через труд рождалось ощущение причастности к традиционной работе, к русской культуре…
   Но все равно в нашем народе есть генетическая сила, которая помогает нам выстоять. Показали же наши ребята в Осетии, как надо воевать, как надо защищать своих братьев по духу и по плоти. Я верю, что Россия возродится, потому что подвижники в монастырях, в миру герои – есть. И на них надо равняться. Просто про них почти не говорят. Вместо этого людям с экранов показывают негатив, из-за которого сердце постепенно черствеет.
   Сейчас народ бежит в Москву за деньгами, как будто Москва какая-то панацея спасения. Свою землю бросили. А ведь русские за каждую пядь этой земли проливали кровь.
   По сути дела земля-то наша – она мученица святая, политая кровью нашего народа, кровью предков наших. Такие войны были страшные, и все это бросать – просто кощунство! А сейчас землю русскую продавать начали. Я по своему селу знаю: пай – 4,5 га – продается за 7,5 тысяч. Но земля ведь – это святыня, как же можно ее продавать? Св. прав. Иоанн Кронштадтский говорил: «Перестали понимать русские люди, что такое Русь. Она есть подножие Престола Божия».

   Некоторые утверждают, что патриотизм с Православием не совместим. А Вы как считаете?
   Как же несовместим? Это просто абсурдное мнение. Само слово «патриот» происходит от латинского слова «отец». То есть патриот – тот, кто любит своих отцов и дедов. Любить Родину-мать, землю родную, любить свое Отечество – вот это и есть патриотизм. А любить свое Отечество – значит любить свой народ, свою культуру. Как же такая любовь несовместима с Православием?..
   Отечество наше – это и есть наша святыня. Пушкин сказал: «Два чувства с детства знакомы нам: любовь к родному пепелищу, любовь к отеческим гробам». И еще сказал: «Ни за что не променяю ту историю, что дал нам Господь Бог». А Тютчев писал: «Умом Россию не понять, аршином общим не измерить. У ней особенная стать. В Россию можно только верить!» Вот и будем верить, что возродится Россия. Будем для этого трудиться и работать и на духовной ниве, и на плодородной ниве житейской. С Богом!

Беседовал
Александр Монахов

 

Страница: 1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11 - 12 - 13 - 14 - 15 - 16 - 17 - 18

Взгляд на события/История/Рубрики
почта

© 2005 "Дух христианина"

Сайт создан: 1 апреля 2005 г.