../christian-spirit.ru/sait.css"


   

   
 
ИСТОРИЯ

Как писались Четьи-Минеи

Из жития свт. Димитрия, митрополита Ростовского

(память 28 октября / 10 ноября)

По всей земле русской <...> распространен дух Четьи-Минеи <...> потому что есть чрезвычайно много рассказчиков и рассказчиц о житиях святых. Рассказывают они из Четьи-Минеи прекрасно, точно, не вставляя ни единого лишнего слова от себя, и их заслушиваются… Я сам в детстве слышал такие рассказы <...> Слышал я потом эти рассказы даже в острогах у разбойников, и разбойники слушали и воздыхали… В этих рассказах заключается для русского народа <...> нечто покаянное и очистительное.
     Ф.М. Достоевский

  Промыслом Божиим святой Димитрий призван был к великому делу составления Миней-Четьих, которыми он принес величайшую пользу всему народу русскому.
   В 1684 г. архимандритом Киево-Печерской Лавры был назначен Варлаам Ясинский. От своих предшественников – Петра Могилы и Иннокентия Гизеля – он вместе со званием архимандрита наследовал мысль о великом труде составления житий святых. Этот труд был тем более необходим, что вследствие татарских набегов, литовских и польских разорений Церковь лишилась многих драгоценных духовных книг и жизнеописаний святых. Отыскивая человека, годного для этого важного и великого труда, Варлаам остановил свое внимание на святом Димитрии, который уже прославился своею ревностью к душеспасительным трудам. Выбор его был одобрен единодушным согласием прочих отцов и братии Лавры. Тогда Варлаам обратился к Димитрию с просьбой переселиться в Киевскую Лавру и принять на себя труд исправления и составления житий святых.
   Устрашенный тяжестью возлагаемого на него труда, смиренный подвижник старался отклонить от себя сию работу. Но, страшась греха непослушания и сам хорошо сознавая нужды Церкви, он предпочел покориться настоятельным требованиям Варлаама. Возлагая надежду на помощь Божию и на молитвы Пречистой Богоматери и всех святых, Димитрий в июне 1684 г. приступил к новому своему подвигу и с великим тщанием начал проходить возложенное на него послушание. Душа его, наполненная образами святых, жизнеописанием которых он занимался, сподоблялась духовных видений во сне, которые укрепляли его на пути к высшему совершенству духовному и ободряли его в великих трудах.
   «Августа десятого 1685 г., – повествует сам святой Димитрий, – в понедельник, услышал я благовест к заутрене, но, по обыкновенной своей лености, разоспавшись, не поспел к началу и проспал даже до чтения Псалтири. В это время видел следующее видение: казалось, будто поручена была мне в смотрение некоторая пещера, в которой почивали святые мощи. Осматривая со свечой гробы святых, увидел там же якобы почивающую святую великомученицу Варвару. Приступив к ее гробу, узрел ее лежащую боком, и гроб ее являющий некоторую гнилость. Желая оную очистить, вынул мощи ее из раки и положил на другом месте. Очистив раку, приступил к мощам ее и взял оные руками для вложения в раку, но вдруг узрел в живых Варвару святую.
   – Святая дева Варваре, благодетельнице моя! Умоли Бога о грехах моих, – воскликнул я. Святая ответствовала, будто бы имея сомнение некоторое:
   – Не ведаю, умолю ли, ибо молишься по-римски.
    Думаю, что это мне сказано для того, что я весьма ленив к молитве и уподоблялся в этом случае римлянам, у которых весьма краткое молитвословие, так как у меня краткая и редкая молитва. Слова эти услышав от святой, начал я тужить и отчаиваться. Но святая, спустя мало времени, воззрела на меня с веселым лицом и изрекла: „Не бойся“, – и иные некоторые утешительные произнесла слова, которых я и не вспомню. Потом, вложив мощи в раку, я облобызал ее руки и ноги; казалось, тело живое и весьма белое, – но рака убогая и обветшалая. Сожалея о том, что нечистыми и скверными руками и устами дерзаю касаться святых мощей и что не вижу хорошей раки, размышлял, как бы украсить этот гроб, и начал искать новой и богатейшей раки, в которую бы переложить святые мощи, но в то самое мгновение проснулся. Жалея о пробуждении моем, почувствовало сердце мое радость».
   Заключая этот рассказ, святой Димитрий смиренно замечает: «Бог ведает, что этот сон знаменует, и каково оного событие воспоследует! О, когда бы молитвами святой Варвары, покровительницы моей, дал мне Бог исправление злого и окаянного жития моего!»
   Другое сновидение, случившееся через три или четыре месяца после первого, было следующее: «В 1685 г. в Филиппов пост, – пишет святой Димитрий, – в одну ночь окончив письмом страдания святого мученика Ореста, которого память 10 ноября почитается, за час или меньше до заутрени, лег отдохнуть, не раздеваясь, и в сонном видении узрел святого мученика Ореста, лицом веселым ко мне вещающего этими словами:
   – Я больше претерпел за Христа мук, нежели ты написал.
   Это изрек, открыл мне перси свои и показал в левом боку великую рану, сквозь во внутренность проходящую, сказав:
   – Это мне железом прожжено.
   Потом, открыв по локоть правую руку, показал рану на самом против локтя месте и сказал:
   – Это мне перерезано.
   При этом видны были перерезанные жилы. Также и левую руку открывши, на таком же месте такую же указал рану, сказал:
   – И это мне перерезано.
   Потом, наклонясь, открыл ногу и показал на сгибе колена рану, также и другую ногу до колена открывши, такую же рану на том же месте показал:
   – А это мне косою рассечено.
   И став прямо, взирая мне в лицо, промолвил:
   – Видишь ли? Больше я за Христа претерпел, нежели ты написал.
   Я, против этого ничего не смея сказать, молчал и мыслил в себе: кто этот есть Орест, не из числа ли пяточисленных (память которого 13 декабря)? На эту мою мысль святой мученик ответствовал:
   – Не тот я Орест, иже от пяточисленных, но тот, его же ты ныне житие писал.
   Видел я другого некоего важного человека, за ним стоявшего, и казалось мне, что это также некий мученик был, но тот ничего не сказал. В то самое время учиненный к заутрени благовест пробудил меня, и я жалел, что это весьма приятное видение скоро окончилось.
   – А что это видение, – прибавляет святой Димитрий, записав его спустя более трех лет, – я, недостойный и грешный, истинно видел, как написал, а не иначе, это под клятвою моею священническою исповедую: ибо все оное как тогда совершенно памятовал, так и теперь помню».

Рис. Д. Кузнецовой

| christian-spirit@yandex.ru | http://www.christian-spirit.ru/
Все права защищены © 2005
"Дух христианина ", свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-19589

 


Святой великомученик Димитрий Солунский

(Память 26 октября / 8 ноября)

   Этот славный святой и чудотворец родился в городе Солуни от родителей благородных и благочестивых, которые, будучи долго бездетными, испросили у Бога себе дитя. Димитрию, как единственному ребенку в семье, уделялось особое внимание при воспитании. Его отец был воеводой Солунским; а когда он умер, царь поставил Димитрия вместо отца на эту должность. Христоборный царь Максимиан особо поручил Димитрию гнать и истреблять христиан в Солуни. Но Димитрий не только не послушал царя, но, напротив, стал проповедовать Христа Господа в городе Солуни. Узнав о том, царь рассердился на Димитрия, и когда возвращался с войны против Сармата, заехал в Солунь, чтобы все разузнать. Призвал царь воеводу Димитрия и стал спрашивать его о вере. Димитрий открыто сказал царю, что он христианин, и к тому еще обличил царя в идолопоклонстве. Разъяренный царь бросил Димитрия в темницу. Зная, что ему предстоит, Димитрий поручил свое имение верному послушнику Луппу с тем, чтобы тот все раздал нищим, а сам радостный отправился в темницу, ожидая пострадать за Христа Господа. В темнице ему явился ангел Божий и сказал: «Мир тебе, страдальниче Христов, мужайся и крепись!»
    Через несколько дней послал царь воинов в темницу, чтобы убить Димитрия. Воины нашли святого угодника Божия на молитве и пронзили его копьем.
    Христиане тайно взяли его тело и честно похоронили. Мощи страдальца Христова источали целебное миро, от которого многие больные исцелялись. Вскоре над мощами была поднята малая церковь. Некий вельможа Илирийский Леонтий был неизлечимо болен. Он пришел к мощам св. Димитрия с молитвой и полностью исцелился. Из благодарности поднял Леонтий новую большую церковь вместо старой. Когда царь Иустин хотел перенести мощи святого из Солуни в Царьград, вылетела пламенная искра из гроба и послышался голос: «Остановитесь и не трогайте!» Так мощи св. Димитрия остались навсегда в Солуни. Как защитник Солуни св. Димитрий много раз спасал город от великих бед. Чудесам его нет числа.
    Св. Димитрия в России считают покровителем Сибири, которая была присоединена к России 26 октября 1581 г.

Свт. Николай Сербский
«Духовный сад»