Электронный вариант газеты «Дух христианина»

 

Взгляд на события/История/Рубрики
почта

 

 

Газета выходит два раза в месяц

 

Страница: 1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11 - 12 - 13 - 14 - 15 - 16 - 17 - 18
 
ВЕРА, САМОДЕРЖАВИЕ, НАРОД

 

Русская идеология

Архиепископ Серафим (Соболев)

Продолжение.
Начало в № 17 (83)

    Вера предков сияла православной апостольской чистотой. Они тщательно хранили ее от всяких еретических искажений и настолько, что старались избегать даже чисто житейского общения с иностранцами, почему все ереси, бывшие в России в течение первых семи веков после крещения русского народа, не могли в ней укорениться и скоро исчезали по своем возникновении.
    Вследствие этой чистоты веры жизнь наших предков в лице иноков древних монастырей не только отличалась величайшими христианскими подвигами, но и благодатью Святаго Духа в ее поразительных знамениях или проявлениях <…>. За эту чистоту веры Господь пребывал со всем нашим народом как источник перерождающей человека внутренней благодати Святаго Духа, которая снизошла на Русскую землю как Царство Божие вместе с Крещением Святой Руси.
Эта перерождающая благодать Святаго Духа, это Царство сделалось самым драгоценным и высшим благом русского народа, что вполне понятно. Св. Симеон Новый Богослов говорит: «То и было целью и концом всего воплощенного домостроительства Христова, чтобы Духа Святаго принимали в души свои верующие в Него… чтобы сей Святый Дух был как бы душею души верующих, чтобы действием сего Духа Святаго они, некоторым образом, переплавлялись, пересозидались, обновлялись и освящались по уму, совести и по всем чувствам».
    Ясно отсюда, почему внутренняя благодать Святаго Духа в ее дивных проявлениях должна быть последнею и высшею целью всей земной жизни человека, согласно учению св. Серафима Саровского, который сказал: «Цель нашей жизни заключается в стяжании благодати Святаго Духа».
    Впервые она заблистала в сердцах апостолов, когда сошла на них в пятидесятый день по Воскресении Христовом и дивно переродила и изменила, ибо над ними исполнились тогда слова Псалмопевца: изменение десницы Всевышнего (Пс. 76, 11). Из немощных она сделала их сильными на борьбу со злом и неверием всего мира, способными к достижению нравственного совершенства и настолько, что апостол Павел говорил: Все могу в укрепляющем меня Иисусе Христе (Флп. 4, 13). Ум их, не могший до сего момента постигнуть учения Христова во всей глубине и полноте, она наполнила Божественным ведением и обогатила Божественною премудростью, почему тот же апостол Павел от лица всех апостолов сказал: А мы имеем ум Христов <…> проповедуем премудрость Божию, тайную, сокровенную, которую предназначил Бог прежде веков к славе нашей, которой никто из властей века сего не познал <…> А нам Бог открыл это Духом Своим (1 Кор. 2, 7–8, 10, 16). В сердцах их после приятия благодати уже не было места житейской печали, ибо апостолы стали иметь в себе непрестающий источник Божественной радости. Над ними во всей силе исполнились слова Христа: Так и вы теперь имеете печаль; но Я увижу вас опять, и возрадуется сердце ваше, и радости вашей никто не отнимет у вас <…> (Ин. 16, 22). Если заповеди Мои соблюдете, пребудете в любви Моей <…> радость Моя в вас пребудет и радость ваша будет совершенна (Там же. 15, 10–11). Свойство этой Божественной радости в апостолах было таково, что во время тяжких скорбей при их апостольском благовестии о Христе она еще более увеличивалась в них, почему апостол Павел говорит: Ибо по мере, как умножаются в нас страдания Христовы, умножается Христом и утешение наше (2 Кор. 1, 5).
    Эту-то внутреннюю перерождающую благодать Святаго Духа Господь стал посылать всем истинно верующим людям чрез Свою Церковь в Таинствах Крещения и Миропомазания. Благодать этих Таинств дает нам доступ к другим спасительным для нас Таинствам и величайшему из них – Божественному Таинству Евхаристии, в котором мы не только перерождаемся, но обожаемся и делаемся благодатно едино со Христом.
    К этой-то благодати как Царству Божиему, к его правде, миру и радости о Дусе Святе устремлялись наши предки как к своему Божественному предназначению, как к своему религиозно-нравственному идеалу чрез свою аскетическую, истинную Православную веру. И Господь за это исполнял над ними слова Свои: Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам (Мф. 6, 3), и являл дивные знамения Божественного заступления, изливая Свои великие милости на наш народ, что содействовало славе и могуществу России.
    Будем и мы подобно предкам нашим согласно с Богооткровенным и святоотеческим учением устремляться прежде всего и больше всего к благодати Святаго Духа как к высшей цели своей жизни, как к Царству Божиему чрез веру аскетическую, сопровождаемую христианскими добродетелями и в особенности любовью, без чего она не может быть спасительною и живою. Будем и мы в этом полагать свой религиозно-нравственный идеал – свою русскую идеологию.
    Но следует при этом нам помнить: если благодать Божественного Духа есть самое величайшее для нас сокровище, то таким же сокровищем должна быть для нас и Православная вера как чуждая всяких ересей, ибо отступление от сей веры удаляет от нас Божественную благодать, получаемую нами в Таинствах Церкви. Но если бы даже мы или Ангел с неба стал благовествовать вам не то, что мы благовествовали вам, да будет анафема (Гал. 1, 8), – говорит апостол Павел. Ясно, что нет большего для нас несчастья, как отступить от Православной веры.
    Впрочем, отсюда явствует и то, что мы должны тщательно хранить свою Православную веру от всякого еретического искажения, памятуя слова св. Серафима Саровского, который сказал: «Горе тому, кто хотя одну букву прибавит или убавит к постановлениям семи Вселенских Соборов».
    И мы сохраним ее во всей чистоте, если в этом хранении веры своей будем опять подражать нашим предкам. Они так оберегали ее, что старались избегать всякого общения с иноверцами, чтобы не смешаться с ними в вере. Они хорошо помнили слова Божественного Писания: С милостивым Ты поступаешь милостиво <…> с лукавым – по лукавству его (Пс. 17, 26–27).
Трудно теперь в такой степени иметь нам разобщение с иноверными. Великое множество их живет в России, а мы за границей живем среди них. В таком случае будем удалять от себя всякую мысль о каком бы то ни было смешении в вере со всеми инославными исповеданиями, и в частности с католиками и лютеранами. Мы должны всегда помнить, что вероисповедные различия не являются только временными перегородками, не имеющими вечного значения и для нас и для инославных христиан в отношении к вопросу о вечном спасении. Эти различия весьма и весьма для нас существенны, ибо только истинная Православная вера сообщает действенную спасительную благодать, в которой все наше спасение и здесь и там, за гробом. По учению св. Иоанна Кассиана, только благодать, сообщаемая нам в Таинствах Православной Церкви, может спасти нас, ибо только при ее помощи можно побеждать страсти и достигать нравственного совершенства. А по учению св. Симеона Нового Богослова, благодать Святаго Духа и есть та одежда, без которой нельзя будет войти в небесный чертог Христа для вечного блаженства.
    Но, как видели мы, благодати Святаго Духа в качестве перерождающей и спасающей силы не могут иметь отступники от Православной веры, принявшие, по словам апостола, иное благовествование (см.: Гал. 1, 8).
    Нельзя не отметить, что апостолом налагается анафема вообще за приятие иного благовествования. Он не указывает, что мы должны разуметь под иным благовествованием: искажение ли всего благовестия Христова, или же только одной части его. Но если бы инославные <…> и немного отступили от Православной веры, все равно мы должны относиться к ним как к отлученным от благодати Святаго Духа. Здесь нужно иметь в виду слова апостола Иакова: Кто соблюдает весь закон и согрешит в одном чем-нибудь, тот становится виновным во всем (Иак. 2, 10). Когда человек заболевает какою-либо частью своего тела, то и другие части страдают с нею: страдает ли один член, страдают с ним все члены (1 Кор. 12, 26) и в итоге весь человек является больным. Поэтому наша святая Православная Церковь считает то или иное инославное христианское исповедание неистинным и даже недостойным наименования церкви, хотя бы оно имело некоторые здравые догматические учения.
    <…> Католики предоставлены только своим естественным силам в борьбе со грехом и в отношении к стяжанию добродетелей не отличаются от язычников. По учению того же св. Иоанна Кассиана, язычники в своей морали, как не имеющие внутренней благодати Святаго Духа, могут возвышаться только до мучительного воздержания от совершения внешних пороков. Среди них не может быть людей, имеющих благодатный и блаженный мир Христов от страстей и превосходящих невинных младенцев своею внутреннею и постоянною чистотою в добродетелях. Такое нравственное совершенство может быть только в жизни православных христиан, где действует и царствует Дух Святый своею благодатью.
    Этого нравственного совершенства не может быть у католиков <…> О лютеранах говорить не приходится <…>
    Конечно, мы никогда не допустим нашего смешения с католиками, лютеранами и другими инославными христианами и сохраним свою Православную веру в неприкосновенной чистоте, если глубоко усвоим непререкаемую для нас Истину, что только будучи в ограде нашей Церкви мы пребудем с благодатью Святаго Духа как источником нашего временного и вечного спасения и что вне этой ограды мы лишимся сей благодати и погибнем навеки.
    Поэтому пусть Православная вера не только будет нами тщательно хранима, но пусть будет основою, проникающею все наше существо в движениях его ума, воли и сердца. Иначе сказать, Православная вера должна быть для нас критерием истины при оценке всякого человеческого учения или деяния. <Тогда> эта оценка, вне всякого сомнения, будет соответствовать истине, ибо Православная вера побудит нас для разрешения того или другого вопроса обратиться к Богооткровенному и святоотеческому учению, проникнутому Духом Святым, Которого Господь назвал Духом истины (см.: Ин. 14, 17; 15, 26; 16, 13). В Православной вере мы должны получать оружие для борьбы с грехом и несения креста наших скорбей, так как чрез веру в церковных молитвах, богослужениях и таинствах нам подается Божественная сила от Того же Духа Святого, Которого Господь назвал силою (см.: Деян. 1, 8). Вера Православная должна быть для нас и средством к получению Божественной радости, ибо только при ее наличии святая Церковь обильно изливает на нас утешение в таинствах и других источниках благодати Святаго Духа, Которого недаром назвал Господь Утешителем (см.: Ин. 14, 16, 26; 15, 26).
    И пусть Православная вера, господствуя таким образом во всем нашем существе, будет в то же время верой исповеднической, да знают все, что она есть для нас самая главная сила, есть наша победа, победившая мир (Ин. 5, 4).
    В данном случае наши предки должны опять быть для нас примером. Всем своим религиозным бытом они открыто исповедовали свою Православную, царствующую в них веру и свидетельствовали, что она для них дороже всего в мире. Они не стыдились быть православными и в своей личной, общественной и государственной жизни и деятельности показывали, что вера Православная составляет сущность их жизни и к ней направлены всецело их сердца.

Продолжение следует

Крестный ход
Фото иеромонаха Феофана (Кратирова) (http://foto.orthodoxy.ru)

 

Страница: 1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11 - 12 - 13 - 14 - 15 - 16 - 17 - 18

Взгляд на события/История/Рубрики
почта

© 2005 "Дух христианина"

Сайт создан: 1 апреля 2005 г.