Электронный вариант газеты «Дух христианина»

 

Взгляд на события/История/Рубрики
почта

 

 

Газета выходит два раза в месяц

 

Страница: 1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11 - 12 - 13 - 14 - 15 - 16 - 17 - 18
 
НЕБО НАД СЕРБИЕЙ

 

Совесть Сербской Церкви

Преподобный Иустин (Попович) в отношении к Святоотеческому Преданию

    В наше время происходит небывалое смешение всех понятий и ценностей, и запутавшись в этом хаосе, мы как-то заплутали и позабыли о правильном отношении к главным святыням Православия, особенно к Святому Преданию.
    Проблема даже не в том, что кто-то «по-богословски» или «научно» не признает Святое Предание как таковое, но в том, что Святое Предание потеряло свое значение в нашей жизни, в ее практических вопросах, т.е. мы, православные, а зачастую и наши духовные пастыри, так себя ведем, будто бы и вовсе нет Святого Предания, нет и его практической и вечной ценности.
Сие размышление направлено на то, чтобы сойти с этих опасных и гибельных путей, по которым мы осознанно или несознательно блуждаем, с помощью достойного учителя нашего времени преподобного аввы Иустина.
    Чтобы хоть что-то сказать об отце Иустине в свете святоотеческого Предания, необходимо сначала разъяснить и усвоить некоторые общие понятия, которые помогут нам избежать впоследствии лишних недоразумений. Прежде всего необходимо уяснить, кто такие Святые Отцы, что такое Святоотеческое Предание, и как надо правильно ему следовать. Без этих разъяснений или хотя бы краткого рассмотрения данного вопроса посредством истории святоотеческой мысли мы не сможем правильно воспринять ни отношение отца Иустина к Преданию, ни определить нашу позицию по отношению к Преподобному, что для нас весьма важно.
    Слово «отец» в Церкви произносится часто, но оно не всегда и не везде имеет одно и то же значение. Прежде всего, отцами у христиан всегда назывались духовные вожди и учителя, которые занимали важное место в жизни Христовой Церкви первых веков. Являя собой великий пример, они почитались за то, что несли для христианства безценный дар – новое духовное рождение. Сами святые апостолы именовали своих учеников «чадами» или «детьми», ведь их, по словам святого апостола Павла, рождали во Христе Иисусе благовествованием (ср.: 1 Кор. 4, 15).
    Благовествование святые апостолы вменяли в обязанность духовным отцам или родителям. Чадами назывались и ученики их преемников и наследников. Совершенно естественно и логично, что духовно рожденные чада называют своих духовных родителей отцами. Так, например, свт. Александр, епископ Иерусалимский, в своем послании к <еретику> Оригену, определенно называет «отцами» их общих учителей Пантена и св. Климента – основателей Александрийской Богословской школы. В духовном смысле отцом стал именоваться каждый епископ в своей епархии, а позднее и каждый священник. Подтверждение этому мы видим в Мартирологе св. Поликарпа Смирнского. Когда святого Поликарпа вывели на суд перед князем, языческая толпа разъяренно кричала: «Это учитель Азии и отец христиан!»
    В IV в. отцами назывались и предводители монашествующих, так как организация монашеской жизни тогда устанавливалась по принципу отцовства, т.е. аввы и послушника, его духовного сына. Со временем они стали духовными отцами не только для своих учеников, но и для многих христиан, приходивших к ним и ищущих духовной пользы, совета, исповеди грехов. Отцы пустыни стали Отцами всей Церкви, а их поучения широко распространились и укоренились в церковной среде. Так, позднее через непрестанную борьбу Церкви Божией с еретиками, особенно с антитринитариями (еретиками, отрицающими Божество Святой Троицы), создано и утверждено церковное понятие «Отец».
    С тех пор этим словом стали называть тех людей, которые письменно или деятельно участвовали во Вселенских Соборах, излагая Православное учение Церкви. Их имел ввиду свт. Василий Великий, когда говорил, что необходимо придерживаться того, «чему мы от Отцов научились».
    По словам одного богослова, «Отцы Церкви есть те столпы благодати, которые продолжили дело святых апостолов. Преданные Христу душой и телом, испытанные многократно на стезях добродетелей, они удостоились великого просвещения и правильно руководствовались словом истины в своей жизни, в проповедях и в исполненных божественной мудрости письменных трудах». Написанные ими труды и жития представляют собой часть драгоценного духовного наследия Церкви, наиболее значимого после Святого Писания. Труды Отцов являют нам пример глубокого познания Слова Божиего, и не только познания умом, но и воплощения оного в жизни. Они исполнили все заповеди Божии, от великих до малых, и оттого имели настолько просветленную мысль, что ею они дерзновенно возносились к тайнам Божественного Откровения. Высота их богословского восхождения, верность и точность в понимании догматов объясняется не только тем, что они денно и нощно изучали Священное Писание, но тем, что они жили и дышали им.
    Некоторые Святые Отцы Церкви глубоко познали не только христианскую науку, но изучили в некоторой степени и светские премудрости. Они оставили нам в наследие сокровище писаний, в которых мы встречаем свидетельствование о Православии, видим авторитет, способный утвердить правую веру. Другие Отцы (их гораздо больше) – это праведники, несведущие в светских науках, но, как истинные ученики Божии, они явили силу и твердость веры. Они не оставили после себя рукописных трудов, поскольку Слово Божие распространяли и утверждали устной проповедью и светлым примером жизни, а на Соборах растолковывали догматы и подписывали соборные определения.
    Главными же добродетелями всех Отцов Церкви были великая святость жизни и исходящий от них свет Православного учительства. Второе, однако, не подразумевает непременного наличия написанных трудов, тем более в смысле литературных произведений.
    О том, кто же такие Отцы Церкви, лучше всего говорит сама Церковь в установившиеся определенные праздники, посвященные памяти тех Отцов, которые участвовали во Вселенских Соборах. Так, например, вспоминаются 318 Отцов, бывших в Никеи, память которых Церковь празднует в воскресенье седьмой недели по Пасхе.
    Величие, которым церковное сознание наделяет этих святых, выражается в стихире празника: «Святых Отцев лик, от конец вселенныя стекшийся, Отца и Сына и Духа Святаго, едино существо научиша и естество, и тайну богословия ясно предаша Церкви ихже похваляюще верою ублажим, глаголюще: О, божественный полче, богоглаголивии оружницы ополчения Господня, звезды многосветлыя мысленныя тверди, таинственнаго Сиона необоримии столпи, миродохновеннии, цвети райстии, всезлатая уста Слова, Никейская похвало, вселенныя украшение, прилежно молитеся о душах наших».
    Украшенные такими добродетелями и талантами, Святые Отцы всегда имели великое и неослабное почитание в Церкви Православной. Поэтому отец Иустин (Попович) говорит: «Мы не перестаем повторять, что в Церкви лучше всех мыслят Святые Отцы, так как они Духом Святым мыслят». Оттого в Православной Церкви Божией никогда не принималось западное, схоластическое отношение к Святым Отцам, и не могли укрепиться их внешние критерии «распознавания» Святых Отцов. Напротив, на Востоке испокон веков отеческие свойства распознавали по их опыту и сообразности мышления предыдущих Отцов, не трудясь над изысканием каких-либо внешних свидетельств.
    Западные латинские богословы, склонные по своему рационализму все подводить под стандартные формы и шаблоны, будучи верны своему схоластическому мышлению, стали определять временные границы отеческой эпохи в Церкви, забывая о Слове Божием, что Дух дышит, где хочет (Ин. 3, 8), значит, – и когда хочет. Некоторые из них положили конец отеческой эпохи в 787 г., в год Седьмого Вселенского Собора, некоторые желали, чтобы это был 451 г. или даже 313 г. Православное же церковное сознание именует Отцами избранные сосуды благодати живших во все времена. Разумеется, что первое место отводится тем Святым Отцам, которые в первые века христианства упорядочили церковный строй и разъяснили догматическое учение. Однако определять и фиксировать какие-то границы отеческой эпохи – ошибочно. Отцы немыслимы без Церкви, как и Церковь без Отцов. И во всякое время, в том числе и в наше, среди наших современников есть люди, по всему равные древним Отцам и достойные нести это высокое имя. С полным правом так могут именоваться в наше время святой Нектарий Пентапольско-Эгинский, епископ Николай Охридско-Жичскиий, отец Иустин Челийский и некоторые другие.
    Главным и единственным предметом богословия Святых Отцов является Богочеловек Иисус Христос и Его учение. Краеугольным камнем каждой их мысли и всех собраний есть поразительный факт: И Слово стало плотию (Ин. 1, 14). Вокруг этого в большинстве своем вращаются отеческие труды, которые представляют собой не что иное как толкование и разъяснение Евангелия Христова. Неисчерпаемый источник отеческих писаний есть Предание в общем его значении, которое проповедует поколениям человечества Богочеловека Христа и все, что от Него, в Нем и связано с Ним.

Келлия преп. Иустина (Поповича)

    Святые апостолы в проповедях редко ссылались на свидетельства книг Ветхого Завета, но проповедовали в основном то, что видели: Мы говорим о том, что знаем, и свидетельствуем о том, что видели (Ин. 3, 11). Подобно им поступают и Святые Отцы, жившие в первом веке после святых апостолов. Они не столько ссылаются на книги Нового Завета, сколько на события, ведь для Церкви был важен сам факт воплощения Сына Божиего, а не средства и способы Предания.
Святое Предание по отношению к Святому Писанию имеет дополняющий характер, так как дополняет и раскрывает то, что в Святом Писании выглядит неясным или таинственным. Так, по преимуществу Святое Предание определило Канон Священного Писания. Святое Предание сохранило в себе число Святых Таинств, приснодевство Пресвятой Богородицы, призвание святых в молитве, почитание икон и мощей и т.д.
    Тайна, хранящаяся в Предании, обширна настолько же, насколько и тайна богочеловеческого организма Церкви, она содержит все, что имеет Церковь, и остается неизменной, как и учение самой Церкви. Святитель Василий Великий в своем известном труде о Святом Духе приводит много примеров ненаписанного Предания, которое, по его словам, составляет неотъемлемую часть всей полноты апостольского Предания. Так, например, он говорит о знамении Честнаго Креста, о необходимости молиться на Восток, о благословении воды для Крещения и елея для Миропомазания, о троекратном погружении и отречении от сатаны в Таинстве Крещения и т. д.
Также, по слову сщмч. Иринея Лионского (и др. Святых Отцов Церкви), «апостольское Предание охватывает всю полноту Церкви и все, что в Церкви: пресвитеров ли, епископов ли, истинную веру (Православие), дары Святаго Духа, церковный порядок и организацию, церковные собрания, Евхаристию, Крещение, церковную жизнь и все, что соблюдается во всех Православных Поместных Церквях, которые составляют ипостась Церкви Божией в мире».
    Об этом говорит и отец Иустин (Попович) в толковании на слова апостола Павла: Итак, братия, стойте и держите предания, которым вы научены или словом или посланием нашим (2 Фес. 2, 15). На вопрос: «Что есть Предание наше?», Преподобный отвечает: «Все, что Богочеловек Христос Сам и через Духа Святаго заповедал, надо держать и так жить: все, что передал Церкви Святой, в которой пребывает непрестанно Сам со Святым Духом Своим… Все, что предано Апостолами от Спасителя Христа и Святаго Духа, составляет Предание, Святое Предание… Одним словом, божественное и богочеловеческое Предание есть Предание через века и через поколения Самого Господа Иисуса Христа со всеми божественными истинами и заповедями, со всею благодатию и совершенствами Его, как Живого Бога и Спасителя в Церкви. Это, по сути, и есть Церковь Христова как Богочеловеческое Тело Его, как живое и пронесенное через века Святое Предание, вечно живой Богочеловек Христос и все, что Он имеет в Себе, и что приносит с Собой». Или в другом месте он еще определеннее высказывается: «Личность Богочеловека Господа Христа, преображенная в Церковь, срастворенная с молитвенным, богослужебным безбрежным морем благодати, и с Евхаристией, и со всей Церковью – это и есть Святое Предание».

Артемий,
Епископ Рашско-Призренский

Перевод с сербского
Екатерины Василевич

Продолжение в след. номере

 

Страница: 1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11 - 12 - 13 - 14 - 15 - 16 - 17 - 18

Взгляд на события/История/Рубрики
почта

© 2005 "Дух христианина"

Сайт создан: 1 апреля 2005 г.