Электронный вариант газеты «Дух христианина»

 

Взгляд на события/История/Рубрики
почта

 

 

Газета выходит два раза в месяц

 

Страница: 1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11 - 12 - 13 - 14 - 15 - 16 - 17 - 18
 
ПРАВОСЛАВНАЯ МИССИЯ

 

НАЙТИ ДОРОГУ В БОЖИЙ ХРАМ

    Современная молодежь, в большинстве своем совсем не знакомая или мало знакомая с Православием, пытается сегодня осознать и найти духовный смысл своего бытия. Однако нередко случается так, что поиски эти приводят ее отнюдь не к Истине, а в различные неправославные движения и секты, где Истина подменяется ложью. Камнем преткновения зачастую служит неправильное понимание свободы, поскольку невоцерковленным людям христианство видится религией запретов и ограничений.
    Сегодня мы решили поговорить на эту тему с представителем Русской Православной Церкви священником Александром Колесниковым, преподавателем истории Владимиром Георгиевичем Мироновым и бывшим рок-музыкантом Дмитрием Прохоровым.

    Христианская вера основана на исполнении заповедей, следовании канонам и правилам Церкви. А свобода в современном нам обществе обычно понимается как отсутствие запретов, ничем не ограниченная возможность делать то, что хочется. Объясните, пожалуйста, как же сочетаются Православие и свобода?
    Отец Александр: Дар свободы, данный Богом человеку по великой любви, сегодня соблазняет многих, особенно молодых. С младенческих лет человек живет в пространстве запретов: «там не трогай», «сюда не ходи», «с тем не дружи» и т.д. Запрет обычно воспринимается как посягательство на свободу, но в действительности это не так. На самом деле запрет вложен Богом в душу человека именно как залог свободы. Вспомним Ветхий Завет, наших прародителей Адама и Еву. Они жили в райском саду и могли наслаждаться всеми дарами Божиими. Господь дал им только одну заповедь: не вкушать плодов с древа познания добра и зла. Эта заповедь была ничтожно мала и легко исполнима, однако, несмотря на это, человек пал, после чего стал грешным.
    Давайте подумаем, для чего Бог дал человеку эту заповедь? Ведь Он, всемогущий и всесовершенный, не мог не предвидеть, что человек нарушит ее и что все человечество станет более удобопреклонным ко злу, чем к добру. Разве Бог не мог сказать: «Ешьте все, пользуйтесь всем, делайте все, что пожелаете»? Для чего же был нужен запрет? Запрет был необходим для того, что не будь его, у людей не было бы свободной воли. В таком случае они походили бы на роботов, исполняли бы только то, что приказал Творец, не имея возможности выбирать между добром и злом. Итак, запрет, то есть заповеди и каноны, – это не ущемление свободы, но ее источник, первопричина.
    Д. Прохоров: Помню, меня до прихода в храм сильно смущал один вопрос, который до сих пор, как кость в горле, стоит у многих моих друзей и знакомых. Практически каждый музыкант считает, что он несет людям добро. Как-то мы всерьез задумались, откуда появилось зло; долго рассуждали, спорили и нашли только два варианта ответа. Либо зло, как и весь мир, сотворил Бог, но в таком случае, Он Сам не зол и не добр, потому что от доброго Бога не могло появиться зло и от злого – добро. Либо зло существовало изначально, параллельно доброму Богу.
    В таком случае это противоположные, взаимодополняющие начала, как свет и тьма, горячее и холодное, мужчина и женщина… Впоследствии, когда я уже узнал Православие, я понял, что по сути своей обе эти идеи неверны и даже богохульны. Но именно из-за неправильного понимания свободы сегодня многие блуждают в подобных лабиринтах своемудрия…
    Бог не творил зла. Зло – это отсутствие добра, как и тьма – это отсутствие света. Раньше мы собирались и писали песни, стихи… Мы видели, что творится вокруг: в мире, в стране, в семьях, с людьми, и нас это смущало. Мы не могли смириться с происходящим, всей душой протестовали. Но получалось так, что в один день мы протестовали, к примеру, против «промывки мозгов» через СМИ и безумной погони за материальными благами, а на другой – напивались пьяными и ругались со своими родителями, то есть перечеркивали все свои благие душевные порывы. Лично я видел, что зло сидит и внутри меня самого, даже часто говорил: «Я скотина», но не хотел и не пытался бороться с грехом. Поэтому в качестве оправдания своим поступкам решил для себя принять за аксиому мысль, что вся жизнь – это непрерывная борьба добра и зла, и ни то, ни другое никогда не одержит победы. Но от этого мне становилось тяжко, и я пытался хоть в чем-нибудь найти отдушину: в музыке, в наркотиках, в спиртном. В результате появлялось желание просто делать то, что хочется, наплевав на всех и вся…
    Отец Александр: Подобное мышление и поведение весьма распространено среди нынешней молодежи. Сейчас происходит возврат к язычеству. Появилось множество различных так называемых субкультур: рокеры, хиппи, панки, байкеры, растаманы, готы, эмо… Всех не перечесть. И обычно молодые люди, не воспитанные в Православии с детства, не имеющие понятий о вере, в которой они когда-то были крещены, либо вообще некрещеные, предпочитают ассоциировать себя с той или иной неформальной группой. Но нужно понимать, что в основе любой культуры лежит определенное верование. У неформалов же это язычество.

    В чем заключается языческое верование?
    Отец Александр: Оно покоится на утверждении, что добро и зло – это два самостоятельных, равнозначных, со-вечных начала бытия. Эта поистине диавольская выдумка отрицает всемогущество Божие, Его благость и милосердие, лишает человека нравственных опор. Ведь если добро и зло равноправны и равно естественны для человека, то чего же стесняться действующего в нас зла? В таком случае мерилом человеческих дел и поступков не может быть нравственный идеал, воплощенный в заповедях Божиих и церковном Предании. Человек сам по себе становится мерой всего, и «естественные» человеческие порывы и склонности не подлежат «лицемерному» осуждению. В этом случае грехи и страсти приобретают «законные» права на существование, а зло становится достойным почитания не менее добра. И религиозные формы этого почитания – неотъемлемая часть любого языческого культа. Проще сказать, в основании язычества лежит более или менее откровенный сатанизм, неизбежно проявляющий себя вседозволенностью и безнравственностью.
    В.Г. Миронов: Действительно, языческая вера – ни что иное, как сатанизм. Вспомним для примера хотя бы наших предков, древних славян. Они рассматривали мир как арену борьбы между добрым Белбогом и злым Чернобогом. И тот, и другой требовали соответствующих жертв. Позднее почитание зла стало выражаться в культе Перуна. О жестокости и поистине варварских нравах язычников свидетельствуют летописи. Например, в середине X века они отличались зверствами, непривычными даже для тех суровых времен…
    По любому более или менее знаменательному поводу язычники обычно приносили человеческие жертвы своим идолам. Известно, например, что, собираясь заложить Новгород, народные старшины по указанию жрецов велели в основание городской крепости замуровать ребенка как «строительную жертву» богам.
    Столь же безпощадны были отношения между мужчиной и женщиной. У язычников даже не было семьи как таковой. Женщины с детьми жили отдельно, а мужчины совершали варварские набеги. Если в результате насилия рождался мальчик, то, подрастая, он уходил с мужчинами, а взрослеющая девочка оставалась с матерью и была обречена на такую же участь. Закон язычников дозволял матери умертвить новорожденную дочь, если ее рождение казалось излишним. Также признавалось и право детей на убийство родителей, обременяющих семейство старостью или болезнью. Более обезпеченные язычники были склонны к многоженству, и после смерти мужа всех его т.н. жен хоронили заживо вместе с ним.
    Отец Александр: Святой равноапостольный князь Владимир «Красно Солнышко», креститель Руси, понял, что государство – это семья, и построить его на язычестве нельзя. Он уразумел, что не может быть множества богов, что Бог един. И потому направил послов в страны, где верили в единого Бога, чтобы выбрать действительно истинную веру. По возвращении послы объявили князю, что иудейская вера не может быть истинной, так как жиды считают славян «гоями», т.е. недочеловеками. Мусульманская вера тоже ложная, так как учит, что у женщин нет души. Латиняне также не сыны Божии, ибо они похулили истинного Бога, соделав себе «божка» из своего папы.

Крещение княгини Ольги
Худ. С. Кириллов

    Только в Православии они не нашли изъянов и сочли эту веру действительно Небесной. После крещения в Православии князь Владимир полностью изменил свою жизнь. Так и должно быть, ведь когда человек приходит к вере, в его душе совершается глубокий переворот: невидимо, неуловимо, неощутимо касается ее Господь, сокрушая узы греховного ослепления.

    Сейчас некоторые православные миссионеры пытаются привлечь молодежь в Церковь, утверждая, что «князь Владимир был рокером» и что «от любого неформальства, любого бунта путь ко Христу самый прямой». Это действительно так?
    Отец Александр: Ни в коем случае! Мы же уже выяснили, что в основе идеологии неформальных сборищ лежит язычество. Кроме того, протест – это проявление гордыни. А утверждать, что святой Владимир был рокером – вообще кощунство. Многие люди, придерживающиеся бунтарской идеологии рока, искренне заблуждаются, но это не значит, что их нужно поддерживать в этом заблуждении. Напротив, нужно показывать разницу между бунтом и послушанием, между язычеством и Православием. Православная проповедь всегда основывалась на добром примере, на подвигах миссионера.
    Например, преп. Сергий Радонежский ушел в пустыню, он не ходил по корчемницам и не проповедовал среди пьяных мужиков, хотя всегда имел перед собой цель обратить ко Христу как можно больше людей.
    Его подвиг совершил дело проповеди. К нему стали стекаться люди со всех концов Руси, селились рядом с его келлией и учились у него добродетелям. Теперь на том некогда глухом лесном месте стоит Свято-Троице-Сергиева Лавра – огромный монастырь, а вокруг него город Сергиев Посад. Вот пример истинно православной проповеди.
    Преп. Серафим Саровский говорил: «Стяжи дух мирен, спасайся сам, и тысячи вокруг тебя спасутся». Не надо ничего придумывать, мудрствуя лукаво. В Православии все есть: постничество, нестяжательство, пустынничество, столпничество… Вот настоящая проповедь! Нам нужно подражать святым, если мы хотим привести своих ближних ко Христу, и называть вещи своими именами.
    В.Г. Миронов: Недавно прочитал в новостях, что какой-то батюшка считает наиболее восприимчивыми и открытыми для проповеди Православия готов. Он утверждает, что для плодотворной проповеди необходимо «отыскать точки соприкосновения, интересы, способные стать „мостиком“ для разговора о Православии». Но какой мостик может существовать между сатанизмом и верой в истинного Бога? Готы, если не ошибаюсь, почитают смерть, придумали себе культ смерти. А тот «миссионер» говорил, что готы, мол, близки к Православию, потому что «им интересна тема загробной участи человеческой души и они восхищаются черной одеждой духовенства и монахов»…
    Д. Прохоров: Сейчас я осознаю, что любая неформальная культура по отношению к Православию – это противоположная сторона баррикад. Увлечение неправославной идеологией нельзя считать каким-то переходным состоянием между безверием и верой. Точно так же, как членство в секте вовсе не является предпосылкой прихода человека в храм. Скорее, наоборот: человеку, не причастному ни к какому идолопоклонническому или еретическому сообществу, по-моему, легче обратиться к Истине. А увлечение, тесное соприкосновение с любым лжеучением оставляет отпечаток на душе. Конечно, Господь потом исцеляет, врачует душу, но для этого нужен подвиг покаяния и послушания.

    Сегодня добродетель послушания практически незнакома молодежи. Все слышали когда-то, что надо слушаться родителей, старших. Но многие относятся к этому как к пережитку прошлого. Невоцерковленными людьми послушание вообще воспринимается исключительно как посягательство на их свободу, как рабство. Каков же истинный смысл этой православной добродетели?
    Отец Александр: Православная Церковь учит, что падение человека произошло через непослушание Адама и Евы, а через крестное послушание Христа совершилось искупление падшего человеческого рода, спасение. Отсюда познаем, как велика добродетель послушания. Своеволие обрекает людей на адские муки, послушание же усвояет нас Господу, уже на земле дарует радость и покой, а по смерти вселяет в Царствие Небесное, где вечное ликование и блаженство. Послушание – это наиважнейшая, необходимейшая добродетель для любого христианина, главное его оружие в борьбе со страстями и похотями.
    Почему так важно послушание? Потому что оно с корнем вырывает гордыню, матерь всех зол. Святые Отцы пишут, что отвержение собственной воли – это самый удобный и самый короткий путь к совершенству. Самовольное и самодовольное жительство неугодно Богу, неспасительно. Но когда человек отвергает свою волю ради заповедей Божиих, он уподобляется мученику, уподобляется Самому Христу. «Послушание есть гроб собственной воли и воскресение смирения», – пишет преп. Иоанн Лествичник.
    Сейчас многие люди думают, что послушание – это обязанность только монашествующих, и оправдываются: «Я же не монах, чтобы все соблюдать, все время кого-то слушаться». Но это совершенно безрассудное и неправославное утверждение. Вера Христова основана на добровольном исполнении заповедей Божиих и канонов Церкви, ибо «кому Церковь – не Мать, тому Бог – не Отец». Монахи отличаются от мирян только тем, что они дают обеты безбрачия и нестяжания, а все остальные обеты даются каждым христианом в Таинстве Крещения. Все христиане обязаны и молиться, и поститься, и соблюдать все, что установлено Церковью. Господь же не сказал в Евангелии: «Монахи, непрестанно молитесь, а вы, миряне, только чуть-чуть». Нет, Он говорил для всех, и все должны стараться жить так, как учит Православная Церковь.
    В.Г. Миронов: Поучительно и поразительно, до какой степени простиралось послушание святых. В патериках и житиях описываются удивительные случаи. Вот, например, преп. Елена Дивеевская за послушание умерла в 28 лет. Преп. Серафим Саровский позвал ее к себе и спросил: «Радость моя! Исполнишь ли послушание?» Она ответила: «Я Вас всегда слушала, Батюшка, и теперь исполню, что скажете». И Батюшка Серафим сказал: «Видишь ли, твой братец Мишенька болен у нас и должен умереть, а он мне еще нужен для монастыря, для моих дивеевских сирот. Вот тебе и послушание: умри ты за него». – «Благословите, Батюшка», – и умерла спустя несколько дней поистине блаженной смертью.
    Или еще случай из патерика свт. Игнатия Брянчанинова. Преп. Иоанн Колов был в послушании у одного старца, и тот, воткнув совершенно сухую палку в землю, приказал Иоанну ежедневно ее поливать. Святой не стал спорить и доказывать безполезность этого дела, но послушался. И через три года выросло из палки дерево и принесло плоды.
    За послушание люди ходили по воде, брали ядовитых гадов руками, так что те им не причиняли никакого вреда… Много, казалось бы, немыслимых, превышающих человеческое естество подвигов совершено благодаря силе этой добродетели. Безусловно, и в наше время такое возможно, ибо Бог и вчера, и сегодня, и во все дни – Тот же. Надо стремиться подражать православным святым, и рассказывать детям, как прекрасно послушание, объяснять, что оно – вовсе не признак слабости характера, а наоборот, – плод сильной воли, образ поведения мужественного и стойкого человека.
    Д. Прохоров: Мне думается, что только когда человек сам на себе это испытает, он поймет, что такое послушание. Например, я, придя к вере, какое-то время жил в монастыре трудником. Но мои бывшие друзья никак не могли меня понять, они возмущенно говорили: «Да ты просто дурак, мы не понимаем, что это за жизнь, как можно жить, все время кого-то слушаясь, делать только то, что тебе скажут…» Действительно, в сравнении с моей прежней жизнью, которую можно охарактеризовать лишь словом «безпредел», отсечение своей воли кажется немыслимым. Но я понял, что вседозволенность – это дорога в ад, это пустота и боль в душе, ощущение вечной тревоги и безсмысленности бытия. Это ощущение именно духовной несвободы, тюрьмы. У нас даже песня была про то, что вся жизнь – тюрьма, безпросветная темень и тоска, абсурд. В тексте этой песни упоминалось одно малюсенькое окошко под потолком, через которое тускло светит одинокая звезда, – такой своеобразный образ надежды… А потом, по милости Божией, я увидел настоящий свет и вырвался из этой тьмы на свободу. «Путь и истина сый Христе…», – говорится в молитве путешествующего… Желаю всем, кто ищет истину и свободу, постараться освободиться от греха, потому что нет другого пути, ведущего в «живот вечный».

    Итак, послушание – это всегда и безусловно добро, а непослушание – безусловное зло?
    Отец Александр: Нет, это не так. Послушание может быть и ложным. Истинное послушание – это послушание только Богу, Его заповедям. Вот, Владимир Георгиевич приводил случаи из житий святых, до какой степени простиралось у них послушание. Действительно, оно, как учит Церковь, должно быть даже до смерти, совершенно без всякого рассуждения. Но это лишь в отношении палочек или, например, капусты, – когда старец приказывал сажать капусту вверх корешками. Когда же дело касается веры, ее догматов, канонов, предания – здесь должно оказывать послушание только Господу, следовать тому, что раз и навсегда уже установлено Церковью. Например, если Ваш духовник скажет Вам, чтобы Вы помолились вместе с еретиком или вкусили идоложертвенное, Вам не нужно этого исполнять, потому что здесь уже грех. Преп. Амвросий Оптинский говорил: «Слушаться надо всех, но не против Бога».

    Как Вы считаете, каким образом можно помочь современной российской молодежи найти дорогу в храм Божий?
    Д. Прохоров: Самое важное – не лукавить. Священники и православные миссионеры прежде всего должны проповедовать Христа своими делами, своим примером. Ведь для всех, а особенно чутко это чувствует молодежь, ясно, что компромисс в вере – это некое лукавство, заигрывание. Православие – религия не от мира сего, и не может священнослужитель благословлять мирские увеселения. Вседозволенность – это сатанизм, а послушание заповедям Бога – это истинная свобода человека от греха.
    Когда я еще играл рок, но уже стал читать книги о Православии, то почувствовал, что одно с другим несовместимо. Поверьте, это осознает и каждый неформал, кто так или иначе не отрицает существование Бога. А когда начинают смешивать, соединять несоединимое, то появляется чувство неприязни.
    В.Г. Миронов: Это можно сравнить с тем, когда священник, к примеру, ездит на шикарной иномарке или живет с неподобающей роскошью. При виде такого несоответствия возникает духовное отторжение. А тем более, если священник, к тому же монах, играет рок – тут возникает еще большее недоумение и негодование. Молодежь не обманешь. Она идет к тем священникам, которые называют вещи своими именами, не лукавят перед ней, не подстраиваются под мир, не предлагают компромиссов. Вот если бы, например, о. Сергий (Рыбко) говорил рокерам: «Вы должны каяться в том, что играете», – другое дело. А так получается, что он своим поведением дает им повод к самооправданию. А самооправдание, как пишут Святые Отцы, – самый худший грех, поскольку уводит человека от покаяния.
    Отец Александр: Действительно, путь ко спасению прежде всего заключается в покаянии. Если же человек приобретает навык самооправдания, он может погибнуть. Удивительно, что люди, имеющие священный сан, забывают, что канонами Церкви священнику запрещено даже в кафе заходить, а не то что в рок-концертах участвовать. Я понимаю искренне желание привлечь молодых людей в храм, но нельзя при этом придерживаться иезуитских лозунгов, что цель оправдывает средства. Господь наш Иисус Христос не привлекал к себе никого уловками и обманом. В Евангелии есть эпизод, когда Он учил о Евхаристии и многие отошли от Него. Но Христос не бросился вслед за ними, чтобы предложить какой-то компромисс. Напротив, Он и оставшимся апостолам с упреком сказал: Не хотите ли и вы отойти? (Ин. 6, 67).
    Так что будем подражать Господу нашему Иисусу Христу, а не современным лжемиссионерам, которые, подобно фарисеям, обходят море и сушу, дабы обратить хотя бы одного, и обратив, делают его сыном геенны, вдвое худшим себя... (ср.: Мф. 23, 15).

Беседовал
Игорь Беланов

 

Страница: 1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11 - 12 - 13 - 14 - 15 - 16 - 17 - 18

Взгляд на события/История/Рубрики
почта

© 2005 "Дух христианина"

Сайт создан: 1 апреля 2005 г.