../christian-spirit.ru/sait.css"


   

   
 
ИСТОРИЯ

 

Как должно поступать во времена общественных бедствий

   Бывает, братие, что, по попущению Божию, нас иногда постигают бедствия общественные, например, засуха, безведрие, мор, голод и другие несчастия. Что же нам делать во времена сих бедствий, как избавиться от них? Нужно прежде всего думать, что бедствие, постигшее нас, – следствие наших грехов, и потому должно первее нам плакать о своих грехах и каяться в них и, наконец, совершать всенародные молебствия с прошениями к Богу о помиловании.
   В восемнадцатое лето царствования императора Греческого Льва, в шестой день ноября, в полдень, в Царьграде все небо покрылось темными тучами, а затем по нему пошли огненные облака. Это явление продолжалось сорок дней.
   Люди думали, что будут попалены огнем, пришли в ужас и растерялись. Но вскоре народ понял, что у него осталась единственная надежда – надежда на помощь Божию, и к этой помощи прибег. Царь Лев и Патриарх Геннадий со всем народом каждый день стали совершать вокруг города крестные ходы, у всех церквей совершали молебствия и все – от малого до великого – предались горькому плачу о своих грехах. «Многие слезы, – говорит сказание, – христианам быша, и лютое рыдание, от самые глубины сердечныя, со стенанием и горестью сердечною... да злобный пламень дымный Господь отымет». И такая слезная молитва не осталась тщетной. Человеколюбец Господь явил молящимся Свое милосердие, и бедствие прекратилось.
   Также в святительство Ионы, архиепископа Новгородского, в Новгороде возникло моровое поветрие. Иона сказал народу: «Мы за то наказываемся от Бога, что постоянно лишь грешим, а покаяния в своих грехах не приносим». Народ уразумел значение слов Святителя, приняв их к сердцу, и вместе со своим архипастырем совершил молебствие. Так принесено было всенародное покаяние. После сего моровое поветрие прекратилось, и не только уже более не было умерших, но и больные все выздоровели.
   Итак, значит, правду мы сказали, что для прекращения общественных бедствий нужно разуметь, что бедствия сии постигают нас за наши грехи, и потому надо сокрушаться об этих грехах и каяться в них и в общей молитве просить Бога о помиловании. Так должно быть непременно, ибо покаянием и молитвою и Ниневитяне стяжали себе помилование, и раньше, при Самуиле, иудеи; и вся почти история судей Израилевых свидетельствует о том же.
   А в виду всего сказанного, когда и нас, по грехам нашим, постигнет какое-либо зло, то первее всего смирим себя под крепкую руку Божию, постараемся расторгнуть в себе навсегда узы греховных навыков и страстей, оплачем прежние беззакония свои и прибегнем к общему Отцу нашему Господу с мольбою о прощении и помиловании. И Он, безконечно милосердый Спаситель наш, подвигнется и паки на милость к нам и от обошедших нас зол избавит. Аминь.

«Пролог в поучениях»
прот. В. Гурьева
Месяц ноябрь, 6-й день.

 

| christian-spirit@yandex.ru | http://www.christian-spirit.ru/
Все права защищены © 2005
"Дух христианина ", свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-19589

 


Святой великомученик Мина

(память 11 / 24 ноября)

Рис. Д. Ивановой

   Святой был родом из Египта, а служил он воином в городе Котуане под началом центуриона Фирмилиапа во время царствования императоров Диоклетиана и Максимиана (284–305 гг.). Когда соправители неправедные начали жесточайшее в истории гонение на христиан, Мина не пожелал служить им и, оставив службу, удалился в горы, где стал подвизаться в посте и молитве.
   Однажды во время языческого праздника Святой пришел в свой город. И в разгар праздничных игрищ, смотреть которые сошелся весь народ, раздался обличающий голос угодника Божия, проповедовавшего веру во Христа, Спасителя мира. Святой Мина открыто исповедал свою веру и перед судом правителя Пирра сказал, что пришел сюда, чтобы обличить всех в злочестии. Он отказался принести жертву языческим богам, за что принял немилосерднейшие муки, после которых глава его была усечена мечом, а тело мученика приказано было сжечь <…> Той же ночью христиане собрали в пепле уцелевшие останки святого Мины. После прекращения гонений на месте страданий и кончины Великомученика был построен храм в его честь, где с благоговением были положены его честные мощи. Пострадал сей верный сын Христов в 304 г.

* * *

   Некая женщина по имени София однажды шла в храм великомученика Мины поклониться его святым мощам. На дороге ей встретился воин, который, увидав, что она одна, решил обезчестить ее. Она стала усиленно сопротивляться, призывая на помощь святого Мину. И сей угодник Божий не лишил ее своей помощи, но наказал желающего над ней надругаться, а ее сохранил невредимой.
   Когда воин, привязав к своей правой ноге коня, хотел сотворить над женщиной насилие, конь пришел в ярость и воспрепятствовал намерению своего господина, потащив его волоком по земле. И не остановился и не успокоился конь до тех пор, пока не притащил своего безстыдного хозяина к церкви святого Мины. Непрестанным свирепым ржанием конь привлек внимание множества людей, ибо был в тот день праздник, и в церкви находилось много народа. Воин, увидав такое великое собрание народа, и в то же время видя, что ярость коня не иссякла и не от кого ему ждать помощи, испугался, как бы не претерпеть еще чего-нибудь более ужасного от безсловесной твари. Посему он, оставив стыд, исповедал перед всем народом свое нечестивое намерение, и конь тотчас успокоился и сделался кротким, а воин, войдя в церковь и припав к мощам святого, молился, прося прощения за свой грех. Так повествуется о чудесах святого великомученика Мины в сказании Тимофея, архиепископа Александрийского.

* * *

   Около церкви Святого великомученика среди прочих были хромой и немая, чающие исцеления. В полночь, когда все спали, святой Мина явился хромому и сказал: «Подойди к немой женщине и возьми ее за ногу». Хромой ответил на это мученику: «Божий угодник, разве я блудник, что ты повелеваешь мне сделать это?»
   Но Святой три раза повторил ему свои слова и прибавил: «Если не сделаешь сего, не получишь исцеления».
   Хромой, исполняя повеление Святого, подполз к немой женщине и схватил ее за ногу. Та, пробудившись, начала кричать, негодуя на хромого. Он же, испугавшись, вскочил на обе ноги и побежал прочь от нее.
   Таким образом оба уразумели, что получили исцеление: немая заговорила, а хромой побежал, как олень, за что они тут же воздали благодарение Богу и святому великомученику Мине.

Свт. Димитрий Ростовский
«Жития Святых».