Электронный вариант газеты «Дух христианина»

 

Взгляд на события/История/Рубрики
почта

 

 

Газета выходит два раза в месяц

 

Страница: 1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11 - 12 - 13 - 14 - 15 - 16
 
КАНОНИЧЕСКОЕ ПРАВО

 

Восьмой Вселенский

   Все, чему учил Господь наш Иисус Христос, все, что сотворил Он для нашего спасения, придя на землю не судить мир, но спасти (cр.: Ин. 3, 17), да будем хранить неизменно, подвизаясь в заповедях Его и благодаря за все, в том числе и за то, что не умолчал Он, но предупредил нас: восстанут лжехристы и лжепророки, и дадут великие знамения и чудеса, чтобы прельстить, если возможно, и избранных (Мф. 24, 24). Сколько же надобно нам разумения и трезвения, чтобы не обольститься тонкими, прикровенными ухищрениями лукавого, но заметить их по благодати Святаго Духа!
   Изобретатель греха и ненавистник правды диавол, будучи гоним верными христианами, усердно подвизающимися в благочестии, начал совращать верующих во Христа ложными понятиями, а совращенных – опутывать незримыми узами прелести, сея хулу на Царя царствующих и вселяя в души людские сомнение в истинности слов Господних. Воры часто создают толчею и шум среди собравшегося на торжище народа, отвлекая внимание от похитителя, который, воспользовавшись людским смятением, крадет там, где и не подозревают. Подобно тому и лукавый при помощи служителей своих сеет раздор и неприметным образом расставляет сети еретических заблуждений там, где не ожидают его ловушек, и крадет души избранных Божиих, увлекая их в вечную погибель.
   Таков образ тонкого, неприметного на первый взгляд ухищрения, о котором мы обязаны рассказать во всеуслышание, чтобы разоблачить отца всех ересей, ныне принимающего на себя благочестивое имя Восьмого Вселенского Собора. Ибо, прикрываясь близким каждому христианскому сердцу именем, он ворует истину и делается человекоубийцею заблудших.
Православная Церковь твердо исповедует: «Наши догматы и учение нашей Восточной Церкви еще древле исследованы, правильно и благочестиво определены и утверждены святыми <Семью> Вселенскими Соборами. Прибавлять к ним или отнимать от них что-либо непозволительно. Посему желающие согласоваться с нами в божественных догматах православной веры должны с простотою, послушанием, безо всякого исследования и любопытства последовать и покориться всему, что определено и постановлено древним преданием <Святых> Отцов и утверждено святыми Вселенскими Соборами со времени апостолов и их преемников, богоносных Отцов нашей Церкви»1.
   Итак, семь голов суть семь гор – Семь Вселенских Соборов, на которых сидит жена (Откр. 17, 9) – Святая Православная Церковь. Она не имеет нужды в прибавлении или отъятии, ибо число семь есть число полноты.
   Однако же еретики-латиняне обвиняют ее в том, что будто бы, держась строго только постановлений Семи Вселенских Соборов и не признавая «живого органа непогрешимого учительства церковного в лице папы римского», чрез то самое сделалась неподвижною, а, следовательно, безжизненною, мертвою. Но так ли это на самом деле? Римские богословы обвиняют Православную Церковь в мертвенности, говоря, что жизнь есть движение, то есть каноническое развитие, а Православие будто бы представляет собой могильную плиту, неподвижно лежащую на определениях Семи Вселенских Соборов. Этими из песка сложенными <...> детскими построениями они пытаются оправдать свои еретические новшества.
Мы же, зная, что жизнь имеет двоякую природу, разделяем ее на тленную (временную) и нетленную (вечную) и утверждаем, что тленная, земная жизнь может развиваться во времени, нетленная же обладает божественными свойствами неизменности и постоянства, а потому не подвластна ему. Ориентируясь на нее и желая по милости Божией наследовать вечное блаженство в Царствии Небесном, верующий человек усердно подвизается в соблюдении заповедей Божиих, которые неизменяемы2.
   Жизнь во Христе недоступна тем, кто мыслит о ней плотски, а потому мы призваны иметь духовное ведение и рассуждать духовно. Ибо живущие по плоти о плотском помышляют, а живущие по духу – о духовном. Помышления плотские суть смерть, а помышления духовные – жизнь и мир, потому что плотские помышления суть вражда против Бога; ибо закону Божию не покоряются, да и не могут. Посему живущие по плоти Богу угодить не могут (Рим. 8, 5--8).
   Представление латинских богословов о жизнетворчестве церковных догматов, как о развивающемся, постоянно обновляющемся и дополняющемся учении – плод плотского мудрования. И это неудивительно, потому что как отсеченный член разлагается и распадается, испуская при этом зловоние, так и латиняне, отпав от Тела Церкви Божией, с молниеносной быстротой распадаются на новые течения и секты, повсюду распространяющие мертвящий смрад своих лжеучений. Но Бог поругаем не бывает (Гал. 6, 7). Пусть никто не обманывается: живительная сила благодати Христовой не пребывает в учениях мертвых, имеющих разрушительное развитие, к каким относится и учение римской церкви <...>. Дух Божий живет там, где истина остается неизменной, где крепки столпы определений Семи Вселенских Соборов, защищающих учение Христа от еретических новшеств. Только там поселяется и непрестанно пребывает животворящее дыхание Духа Божия.
   Благодатью Духа Святаго обладает лишь совершеннейшее Православие, неповрежденным сохранившее истинное учение Господа нашего Иисуса Христа, которое Он во всей полноте явил во время Своего вочеловечения. В сем святейшем учении Спаситель наставил апостолов, а те положили его в сокровищницу Православной Церкви, о которой имеем обетование, что и врата ада не одолеют ее (Мф. 16, 18). На этом обетовании зиждется догмат о непогрешимости и святости нашей Церкви. «Вратами адовыми Слово Божие назвало сонмища безбожников и богохульства ересей», – говорит преп. Исидор Пелусиот, – которым Церковь Божия всем противится, сама побеждает их, но ими <никогда> не побеждается3.
   В определениях Cеми Вселенских Соборов Святые Отцы поведали нам тайну богословия, запечатлев ее в неприкосновенном Символе веры4. Все Семь Вселенских Соборов признаны Церковью непогрешимыми. В богослужебных песнопениях она величает их седмью столпами, на которых незыблемо утверждена истина Православия. «<Вселенские Соборы>, – поется в тропаре канона Святым Отцам, – седмь убо духов, иже почиша на Христе, Исайя сие рече: на Седмих же Соборех почи Христос, со Отцем и Божественным Духом»5.
   Если же Церковь утверждает, что учение Христа отражено в Символе Семи Вселенских Соборов, то может ли идти речь о созыве Восьмого? Совершенно очевидно, что такой необходимости нет. Разве не прольет воду тот, кто станет лить ее в сосуд, наполненный до краев?6
   Латиняне, оставив святую седмирицу Соборов, уже имеют в своем арсенале 21-й «вселенский собор» и похваляются этим как особым достижением7. Но если мы, например, посмотрим на определения их последнего (II Ватиканского) собора, то увидим, что он во многом противоречит постановлениям Семи Вселенских Соборов и его решения скорее похожи на законы язычников, нежели на канонические заповеди христиан8.
   Семь Вселенских Соборов как семь золотых светильников своими каноническими определениями освещают всем верным путь ко спасению. Будучи возжены Самим Христом Богом, они излучают животворящий свет Триединого Солнца Истины. И души православных христиан, словно растения, жаждущие солнечного тепла и света, устремляются к совершенству во Христе Иисусе. В этом жизненная сила догматов и канонов для всех членов Церкви, ибо, познавая спасительное православное вероучение, победоносно высящееся на семи столпах – Вселенских Соборах – христиане духовно и нравственно совершенствуются, соприкасаясь с Божественной вечностью.
   Учение Христа, выраженное в Символе веры Семи Вселенских Соборов, есть учение совершеннейшее и не имеет необходимости обновляться или развиваться, как это мы видим на примере канона книг Священного Писания. Невозможно же в состав книг Библии добавить какую-либо новую книгу, как бы она нам ни казалась святой и боговдохновенной. Так же нельзя и к Символу веры Семи Вселенских Соборов прибавить что-либо еще, ибо на Седьмом Вселенском Соборе Святые Отцы положили предел исследованиям в догматах. Вот как об этом свидетельствует Православная Церковь: <...> Отцы, стекшеся на Седьмом Соборе манием Божием, в шести днех все сие совершившаго, и седьмый благословившаго честнейшую соделаша, предел веры изложивше9.


   1 Догматические Послания православных иерархов XVII–XIX веков о Православной вере. М., 1900. С. 143–144.
   2 Доколе не прейдет небо и земля, ни одна йота или ни одна черта не прейдет из закона, пока не исполнится все (Мф. 5, 18).
   3 Lib. 1. Epist. 238. Р. 67. Paris, 1638. Свт. Александр Александрийский: «<Исповедуем> единую кафолическую и апостольскую Церковь, всегда непобедимую, хотя бы и весь мир вооружился на нее, и побеждающую всякое нечестивое восстание неправославных». Epist, de Ariana haer., ad Alex. Constantinopol, n. 12.
   4 Это Символ, возвещенный Первым и Вторым Вселенскими Соборами и санкционированный и подтвержденный прочими Соборами. После Седьмого Вселенского, во время Василия, императора Ромеев, был иной Собор, созванный свт. Фотием, Патриархом Константинопольским, который иногда символически именуется восьмым Вселенским или десятым Поместным. Собор подтвердил определения Седьмого Вселенского Собора и засвидетельствовал полноту учения, изъясненную в определениях всех Семи Вселенских Соборов в виде Символа Православной веры. «Если кто помимо этого священного Символа дерзнет иной писать или прибавлять или убавлять и дерзко отзываться об этом постановлении, – повелевает он, – да будет осужден и извержен из всего христианского общества». Mansi. op. cit. t. XVII. Р. 520.
   5 Песнь 4-я. Канон Святым Отцам.
   6 В Деяниях Седьмого Вселенского Собора говорится: «Кто, найдя истину, продолжает искать ее, тот ищет лжи».
   7 В каноническом праве латинян в 1945 г. насчитывалось 2666 канонов. После II Ватиканского собора их стало гораздо больше. Постоянное прибавление и изъятие канонов создает неудобства и путаницу из-за существующих в них противоречий, что, впрочем, на руку изобретательным католическим «богословам».
   8 II Ватиканский собор провозгласил политику «аджорнаменто», означающую изменение традиционного христианского понимания Церкви как богочеловеческого организма. «Аджорнаменто», или «теология культуры», – понимание всех культур человечества как относительно равнозначимых в духовном отношении. «Теология культуры» является основой для католического экуменизма, то есть политики сближения всех религий под главенством ватиканского престола. Практически это выражается в чрезвычайно высокой дипломатической активности Ватикана. Папа Иоанн Павел II совершал множество визитов в нехристианские страны, где участвовал в местных обрядах и церемониях, воздавая почести святыням, почитаемым в этих религиях (пример тому – визит в Индию, где папе на лице изображали мистическое открытие «третьего глаза» и где он провозгласил индуиста Махатму Ганди учителем Церкви).
   9 Служба Св. Отцам Седьмого Вселенского Собора. Октябрь, 11-й день, из стихиры на «Господи воззвах».

Иеромонах Павел (Лебедев)
«Плоды экуменического древа»
М., 2005. С. 264–270

Окончание в след. номере

Солнце зашло...
Фото О. Макаркиной


Страница: 1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11 - 12 - 13 - 14 - 15 - 16

Взгляд на события/История/Рубрики
почта

© 2005 "Дух христианина"

Сайт создан: 1 апреля 2005 г.