Электронный вариант газеты «Дух христианина»

 

Взгляд на события/История/Рубрики
почта

 

 

Газета выходит два раза в месяц

 

Страница: 1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11 - 12 - 13 - 14 - 15 - 16
 
НАТИСК НА ВОСТОК

 

Проект об уничтожении греко-российского вероисповедания в Русских областях,

представленный в начале XVIII века государственным чинам Польши ксендзом-иезуитом

Окончание.
Начало в № 22 (88)

   В-шестых. Все епископы наши, взявшись, так сказать, за руки, должны особенно стараться, чтобы архиереи Русские носили только титул викарных, оставаясь в зависимости и подчиненности от латинских; чтобы они и их священники подвергаемы были ревизии наших прелатов, публично наказываемы за преступления и чтобы им выставляемы были в вид их суеверия, ибо таким образом архиереи не будут иметь довольно силы противиться сему, а народ, будучи понуждаем римским начальством, удобнее склонится к тому, чтобы отступить от существенных своих обрядов.
   В-седьмых. Священники в наши времена большие суть невежды, совсем неученые, без всякого просвещения, и если они навсегда останутся в таком состоянии, то это не только не будет служить препятствием, но тем более будет способствовать к осуществлению всего проекта; ибо, будучи оставлены без образования, в невежестве, они не в состоянии будут ни знать своих обрядов – как и когда они установлены, ни постигать причин, по которым они введены в Русскую Церковь, ни внушать народу, что обряды сии подлинно заимствованы от Греческой Церкви, ни ясно и убедительно доказывать, что они ни в чем не изменены, не суеверны, ни, наконец, основательно противиться уничтожению оных. А для того чтобы удержать их (что весьма нужно) в столь глубоком невежестве, самым действенным средством я почитаю бедность, в которой они как доселе оставались, так из оной никогда не выйдут, если станем поступать с ними следующим образом:
   1. Нужно, чтобы помещики не давали никаких новых наделов <...> с тем, чтобы каждый рукополагающийся во священника покупал для обезпечения продовольствием себя и своего семейства ту землю, которою пользовался его предшественник; таким образом продающий и покупающий будут подвергаться преступлению симонии*, как учили наши богословы.
    2. Если где находится деревня с наделом, то и там имеющие право давать одобрение (jus representandi) при выдаче оного могут брать деньги от поступающих во священники без всякого зазрения совести, – не за одобрения, чтобы эти деньги не становились тогда некоторым образом церковными, но дабы тут же, в самом начале, поставить священника в такое положение, при котором ему невозможно будет запастись раскольническими и отщепенскими (schyzmatyckiemi) книгами. При выдаче же одобрения не должно описывать грунтов и прочих угодий обстоятельно (specifice), ибо таковые одобрения могут служить правом на все те выгоды, какими пользуется наше духовенство; довольно в сем случае держаться следующей формы, которую я имел случай читать: «Я, N.N., даю одобрение N.N., освобождая от всяких повинностей господских, высылки подвод и проч.». С таким-то благоразумием поступали древние поляки, предки наши, достойные безсмертной славы. Почему и пользовались они, если не более, то наравне или малым чим меньше, от священников, нежели от крестьян, ибо священнику нигде не позволено было брать водку, как только у еврея арендатора, а если еврей ловил с оною на дворе священника или в доме отыскивал, то тотчас выводил пару волов из двора священнического. Не позволялось также печь самим просфор, молоть хлеб в другой какой-либо, кроме означенной, мельнице, и в случае, если бы священник то нарушил, еврей, разбивши амбар или кладовую, забирал и весь его хлеб.
   Таковыми и сим подобными средствами предки наши многих отщепенцев заставили обратиться в нашу святую веру. И мы, употребляя сии средства, успеем, при помощи Божией, перевесть и прочих по крайней мере на униатов, и со временем всех обратить в римских католиков. Намерению нашему будет способствовать и то, ежели мы запретим священникам наживаться за счет наших крестьян и посредством их обогащаться. В сем случае и экономы, и управители имений, если смерть переселит кого-нибудь в другую жизнь, должны призвать к себе наследников умершего хозяина и определить им, что они должны будут заплатить за погребение: если же священник назначаемою наградою не будет доволен и умершего погребать не станет, то общество пусть занесет труп ему на двор.
   Должно также назначать самую ничтожную сумму за совершение прочих треб, чем воспрепятствуем им брать с крестьян и лошадей, коров, волов и недвижимое имение, отказываемое по завещанию, а нередко и вынужденное; прекратим всякие их взятки, как за Таинства, так и за вымышленные ими обряды, а через то доведем их до такой бедности, что они не в состоянии будут иметь и приличного одеяния, а тем более богатого.
   Как же им будет запасаться потребными книгами или, что важнее, давать детям своим хорошее воспитание? С прекращением сих приобретений законных они лишатся всяких доходов и всяких средств для поддержания своего состояния. Вообще, все мы должны предложить на сеймах римско-католическим епископам нашим и сей проект, чтобы они собором (sinodaliter) постановили, что и за какие требы должно платить русским попам, и обязали бы архиереев, чтобы они предписали протопопам или наместникам, чем и за что должен довольствоваться священник.
   Поступая таким образом, мы не попустим священникам выйти из бедности, что для нас будет весьма полезно, а для русских нестерпимо; и сверх того возбудим еще в крестьянах посредством этого расположение к себе, а к священникам – ненависть, чем удобнее и приклоним их, когда захотим, в свою сторону.
   В-осьмых. Семейства священников во всем должны зависеть от власти местного господина и его управления и, для большего их уничижения, должны быть строго наказываемы за самые малейшие преступления или неповиновения. Причем надобно распускать слухи, что сыновья каждого попа, обыкновенно называемые popovicze, кроме одного, который потом поступает на место своего отца, не освобождаются от крестьянства; не могут появляться в вольных городах, ни переходить с одного места на другое. Если же они не станут верить сим неосновательным слухам, то нужно будет сделать постановление, будто это делается для понуждения их к образованию себя, именно что те из поповичей, которые не достигнут своего образования, пусть остаются крестьянами своих господ-помещиков. А поелику же они имеют свободный вход в наши публичные училища, подобно всем дворянским детям, то сии последние должны их преследовать: отцы их (т.е. дворянских детей) незаметным образом да подадут им к тому способы, а благоразумные наставники, зная (ибо я сам испытал), не только будут потворствовать сему, но и сами даже могут преследовать. Таким образом, пусть никто не считает нужным делом запрещать всем детям русского духовенства поступать в училища, потому что:
   1) дети дворян, как обыкновенно случается в буйной молодости, сделав какое-либо преступление, будут иметь случай сложить свою вину на русских;
   2) русские, получив от нашего духовенства хорошее образование, еще усерднее станут объяснять своему народу, что таинства римской церкви имеют такую же важность, как Таинства Церкви Российской, что обряды одни другим не противны, что римо-католическое вероисповедание и верование греческое есть одно и то же. А это все, с течением времени, к удобнейшему преклонению упорных умов русских послужить может.
   В-девятых. Но если бы по какому-нибудь случаю (чего, впрочем, не случится) русские достигнут надлежащего образования, то надлежит с ними поступать таким образом: уговаривая тех, которые захотят оставаться в духовном звании, чтобы они вели жизнь безбрачную, и оказывать сим более, нежели другим, уважения, давать более свободы увеличивать доходы и прочее. Когда таким образом все имеющие намерение поступить во священники с охотою станут избирать род жизни безбрачный, тогда намерения наши вполне достигнут своей цели; ибо по смерти безбрачных священников некому будет заступать на места: мещанским и крестьянским запретить учиться, поповичей не будет, русского дворянства тоже мало и то без всякого образования, и так дело дойдет до того, что мы станем определять на сии места своих приходских священников (plebanow) нашего римского вероисповедания, а нам это и нужно.
   В-десятых. В непреклонности удерживается простой народ Русский, умеющий читать свои Писания. Итак, нужно устранить причину такового упорства, и упорство само собою исчезнет, что нетрудно нам, полякам, если запретим детям своих крестьян учиться по-русски в находящихся при церквах школах; сим не только достигнем вышеозначенной цели, но и предохраним себя от тех невыгод, какие нередко испытываем от своих крестьян, ибо мужичок, выучившись в простой сельской школе, уходит от своего господина за несколько десятков миль и ищет свободы, на что жалуются воеводства Русско-Волынское и Брацлавское с прилежащими к ним уездами. Посему экономам и управителям нужно бы внушить в их инструкциях, дабы они строго смотрели за тем, чтобы русские крестьянские дети приучаемы были не к книгам, но к плугу, сохе, ралу и т.п.
   В-одиннадцатых. Чтобы удобнее погубить, со временем, русских, для сего не худо бы записывать в общую особую книгу все случающиеся в их обрядах неблагопристойности, нескромные слова и поступки против римлян, разные порочащие священников обстоятельства и случаи (hystorye), в которых, при столь великом их множестве, не будет недостатка, дабы, когда этот проект начнет приводиться в действие, всякий видел основательные причины таковых действий против русских со стороны поляков; но если бы недостаточно было одних действительных упреков к подавлению русских, то весьма полезно будет, к подкреплению наших замыслов, разглашать хорошо обдуманные против них вымыслы, тайно подбрасывать письма под именем священников, а лучше бы под именем и самих архиереев, вредных имени польскому, вредных вере католической, возводить на них мятежи и убийства; только чтобы это служило в свое время немаловажным поводом к уничтожению в Польше греческой религии и действенным побуждением к исполнению спасительного предприятия, как для духовного, так и для светского состояния, как для сенаторов, так и для прочей шляхты католического исповедания.
   В-двенадцатых. Когда все сие в продолжение известного времени будет приготовлено, то к самому делу можно приступить не вдруг, не везде в одно и то же время, даже и не во всех местах, а нужно начать с тех удаленных мест, где более католиков, нежели русских, и начать не без причины, например, выставляя священникам их худой образ жизни, соблазнительное поведение, небрежность в совершении необходимых для спасения Таинств и другие сим подобные нелепости (absurda). Таким образом, постепенно, с осмотрительностью и благоразумием, когда успеем в некоторых местах поощрением, обманом или угрозою перевесть русских на римлян (склонить к римской вере. – Примеч. ред.), то все останутся в той мысли, что, при помощи Божией, во всей стране Русской, к общему всех желанию, будет процветать римское вероисповедание.
   В-тринадцатых. Но поелику народ украинский, польский и волынский, держась своего вероисповедания, готов произвести мятеж, то в таком случае, ежели трудно будет предавать смерти или, по малочисленности польских войск, невозможно удержать мятежников, республика не должна жалеть пожертвований, если и всех таковых ревнителей отдаст потом в услугу татарам, которые скоро приберут их в свои руки, а оставшийся после них край надо будет потом заселить народом польским и мазоветским.
   Не подумайте, чтобы Россия вступилась за русских, когда они уже сделаются униатами, ибо надобно знать, что униатов более, нежели нас, ненавидят русские и желали бы видеть их, за отступление <...> в крайнем несчастии. Впрочем, хотя бы и расположена была к униатам Россия, все же мы можем сделать ее для них такою, какою захотим.
   Поступая таким образом, мы, без всякого сомнения, достигнем со временем того, что народ Польского королевства утвердится во взаимной любви, согласии и единстве, и что Польша сделается предметом всеобщего уважения, взойдет на высочайшую степень могущества и заставит трепетать перед собою все прочие народы; что религия римо-католическая распространится более нежели на 160 тыс. кв. миль; словом, что все мы сохраним целостность и безопасность нашего отечества.
   Здесь под конец заметим, что так как Русь, будучи оставлена при своем вероисповедании, может угрожать нападением Польше, отделится ли она от отщепенства или присоединится опять к оному, то, обратив ее к римской церкви, мы, прежде всего, отнимем надежду у простого народа к восстановлению оной, и потом, тесно соединив оную с собою, соделаем ее для России неприязненною, в чем да поможет нам бог. Аминь.

Киевские епархиальные
ведомости. 1862 г. №6.

   *Симонией называется покупка или продажа за деньги церковной должности, а не имения – примеч. ред.

  

Страница: 1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11 - 12 - 13 - 14 - 15 - 16

Взгляд на события/История/Рубрики
почта

© 2005 "Дух христианина"

Сайт создан: 1 апреля 2005 г.