Электронный вариант газеты «Дух христианина»

 

Взгляд на события/История/Рубрики
почта

 

 

Газета выходит два раза в месяц

 

Страница: 1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11 - 12 - 13 - 14 - 15 - 16
 
НЕБО НАД СЕРБИЕЙ

 

Совесть Сербской Церкви

Преподобный Иустин (Попович) в отношении к Святоотеческому Преданию

  Продолжение. Начало в №22 (88)

   Единомыслие Святых Отцов всегда поверялось Преданием, и сами они ссылались на него в своих трудах, подтверждая единство Предания, единство веры, и следовательно – единство Церкви как носителя и хранителя Православия и истинного Предания. Слова свт. Василия Великого: «То, что Отцы наши говорили, и мы говорим», – относятся ко всем Святым Отцам. Отсюда и священная практика, закрепившаяся на Вселенских Соборах, – при составлении определений произносить классическую преамбулу: «Следуя Святым Отцам…».
   Хранителем Святого Предания и Святого Писания может быть только вся Церковь в своей целостности, а не какая-либо одна Поместная Церковь, а тем более не один епископ, как на западе, где главным «хранителем» веры поставлен епископ Рима – папа. Для того чтобы в течение веков сохранить вверенное ей богатство, Церковь на протяжении всего своего крестного пути обильно и многократно орошалась кровью святых мучеников и исповедников – от первых веков и по сей день. По словам богомудрого святителя Николая (Велимировича), она «вся кровью мучеников обагрена и вся славой украшена». Предание, будучи апостольским, отеческим и церковным, может быть сохранено только в такой Церкви.
   Но Церковь – это не только хранитель Святого Предания, – она единственный богочеловеческий организм, способный донести это Предание человеку. Его невозможно обрести вне Церкви, без Божественной благодати, которая изливается в Церкви и через Церковь; иным путем нельзя воспринять ни одно спасительное действо.
   Как человеку на деле сохранить гармонию Предания и быть участником его действия? Ярчайший пример тому – жизненный путь и труды преподобного отца Иустина, который мудро и по-святоотечески верно исполнил во всей полноте предназначение христианина. Для отца Иустина верность Преданию и верность Отцам Церкви – одно и то же. Одно без другого немыслимо и невозможно. Верность Преданию породила Отцов, а Отцы, в свою очередь, сохранили Предание.
   Такую позицию по отношению к Преданию отец Иустин изложил в начале своего труда «Догматика», во всем согласуясь с утверждениями преп. Иоанна Дамаскина: «Я ничего от себя не буду говорить, но кратко изложу то, что говорили Богомудрые Отцы».
   Для преп. Иоанна Дамаскина это, однако, не означало механического повторения уже существующих изречений. Но таким образом сохранялась верность истине, изложенной в писаниях ранних Отцов Церкви, воистину «Богомудрых отцов», – верность, предполагающая не словесное лишь повторение, но органичный подъем и возрастание.
   Так и у отца Иустина – верность Преданию не сводится к обилию цитат из богатого святоотеческого наследия, в котором можно почерпнуть все потребное, – он сам подобен хранителю сего драгоценного наследия, который точно знает истинную ценность этого духовного сокровища. Он духовно и гармонично соединился с этими ценностями и стал частью таинственного организма, который называется Церковью, столпом и утверждением истины (см.: 1 Тим. 3, 15).
   Отец Иустин жил Преданием и в Предании, он святоотечески мыслил, говорил и писал.
   Одним из главных свойств Истины является неизменность – она всегда и везде одна, так же как Бог неизменен – всегда и во веки Тот же. Отец Иустин с самых юных лет, с первых обращенных к Богу слов до последней мысли оставался всегда, в течение всей своей плодотворной писательской и богословской жизни, верным Богу и Божественной Истине, ей преданно служил, о ней непрестанно размышлял и писал <...>
   Он имел счастье, а лучше сказать – милость Божию изначально, Промыслом Божиим, вступить на правый путь следования Господу Христу, его заповедям и заветам Святых Отцов, Святому Преданию, не отступая ни вправо, ни влево ни при каких обстоятельствах и искушениях. Это особая черта отца Иустина. Он был и остается примером правого исповеднического пути и в своей жизни, и в жизни Церкви.
   Многие воспринимали эту принципиальную позицию отца Иустина как упрямство, непокорность, даже как сепаратизм, неприятие общепринятых норм того времени. По этой причине многое пришлось ему претерпеть, перенести гонения, но от своего пути, своей позиции он не отрекался, так как путь этот был не его, а Христов (как говорил он сам). Многие его за это осуждали, некоторые осуждают и теперь, поскольку его евангельская, апостольско-святоотеческая позиция не приемлется отступниками и обличает их, свидетельствуя даже без слов о греховном пути людей, не желающих отрекаться от него, поскольку он легок, приятен и удобен.
   Отец Иустин заботился только об одном: как угодить Богу и не исказить Его Истину. Мнения и суждения людей ему были безразличны, так как он был готов за Истину Божию претерпеть и тысячи смертей, если бы это было возможно. Поэтому многие современники отца Иустина убеждены в том, что он был и остается совестью Сербской Церкви, а мы бы добавили: и не только Сербской. Ведь отец Иустин духовно возрастал, жил и трудился в атмосфере евангельской богочеловеческой действительности, следовательно – в атмосфере полноты апостольско-святоотеческого Предания Церкви Христовой Православной. Поэтому он и принадлежит всей вселенской Церкви, как и все Святые Отцы, как все Святые Божии. Ни один Святой не пребывает в границах одного народа или некой Поместной Церкви, потому что он принадлежит всей Церкви, и, следовательно, молится за всех нас <...>
   Отец Иустин был близок к ученым Отцам Церкви, особенно к святому Иустину, мученику и философу, чье имя он воспринял в монашестве, и к великим каппадокийцам – святому Василию Великому и Григорию Богослову. Они, через глубокое и основательное изучение греческих литературных трудов и философии, познали немощь человеческой мысли. Они всей душой, всем сердцем и всем разумением предали себя Господу Христу. Так и отец Иустин в молодости изучал светскую мудрость и философию по преданию человеческому (Кол. 2, 8); но вскоре, осознав, что через это он только еще глубже погружается в суету мира, обратился всем существом к единой вечной и непреходящей Мудрости – Богочеловеку Христу.

Преподобный Иустин с чадами. Справа – епископ Артемий

   На пути «философии по Богочеловеку» отец Иустин прибегал к помощи богомудрых учителей в лице Святых Отцов Церкви Православной, особенно – к помощи свт. Иоанна Златоуста, преп. Макария Египетского, великих святителей Афанасия и Василия, преподобных Исаака Сирина и Симеона Нового Богослова. Познав на личном опыте, что суть каждого Святого – в Господе Иисусе Христе, Который все и вся в его душе, в его совести, в его сердце, в его жизни и его трудах, отец Иустин богомудро заключает, что «современный христианин может быть настоящим христианином только тогда, когда будет изо дня в день руководствоваться Святыми Отцами.
Отцу Иустину были также близки и свт. Николай Мирликийский, и свт. Спиридон Тримифунтский, и многие другие.
   Подобно Святым, авва Иустин отличался детской чистотой и искренней верой в Господа Иисуса Христа, свидетельствуемой надчеловеческими молитвенно-аскетическими подвигами, которыми горела и сгорала его душа. Его подвижническая жизнь и непрестанные молитвы сопровождались обилием слез и внутренних воздыханий души, что помимо его воли не могло оставаться сокрытым. Это привлекало к нему не только боголюбивые души, но и всех, кто бы ни находился рядом с ним.
   Девизом жизни отца Иустина были слова свт. Григория Богослова: «Нужно сначала себя очистить, а потом других учить мудрости, нужно самому сначала стяжать свет, а потом других просвещать, нужно сначала самому приблизиться к Богу, а потом других приводить к Нему, нужно сначала самому стать святым, а потом других вести к святости».
   Следуя этому святоотеческому наставлению, отец Иустин безпощадными самоотверженными подвигами (постом, молитвой и слезами) показал себя во всем подобным Святым Отцам, подвижникам и правым Христовым богословам.
   Свою верность святоотеческому Преданию полнее всего отец Иустин выразил в «Догматике» – Православной философии Истины, как он сам ее называл. Это единственный со времен Святых Отцов по сей день неповторимый образ изложения всесвятой истины Православия о Богочеловеке и Его миссии (Христология и Сотериология, Экклесиология, Пневматология и Эсхатология).
   Все богословские труды отца Иустина (и «Догматика» – в первую очередь) ясно и несомненно свидетельствуют о том, что значили для него Святые Отцы и их догматическое богословие. Об этом он сам смиренномудро и святоотечески обстоятельно говорит: «Православие является Православием только в святости. Святость есть жизнь в Духе Святом и Духом Святым. Нет Православия вне святости, вне духоносности. В мире человеческой действительности святость есть мерило Православности. Православным можно считать только то, что исходит от духоносных Святителей, от Святых Отцов Церкви. Православное богословие есть единственно евангельское богословие, так как исходит от Духа Святаго, от духосносных Апостолов и Святых Отцов: „Святым Духом богословие“…
   Да, истинное евангельское богословие – это богословие только от Духа Святаго, которое только через Него приходит и только Им создается. Поэтому для нас православные духоносные Отцы Церкви – единственно правые богословы, свидетельствующие о Триедином Боге. Они – наши путеводители, они – Православия наставники, они – глашатаи Духа Святого, они – сотаинники Святой Троицы, они – очи Христовы. <...> Они есть мерило и проверка всего православного, всего евангельского. Что не от них, что не в их духе – то не православно. Только то, что можно проверить их духом, т.е. духом святоотеческим, обосновать их учением, – есть православно и есть величественно.
   Изучение Святых Отцов – главное занятие православного богослова. Здесь мысль принимает Крещение в живой воде и вся устремляется в Жизнь Вечную. Душа омолаживается, мысль окрыляется и несется по лучезарным высотам и возрастает через все божественные безконечности, подкрепляемая богожаждущей логоносностью».

Артемий,
епископ Рашско-Призренский

Перевод с сербского
Екатерины Василевич

Окончание в след. номере


Страница: 1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11 - 12 - 13 - 14 - 15 - 16

Взгляд на события/История/Рубрики
почта

© 2005 "Дух христианина"

Сайт создан: 1 апреля 2005 г.