Электронный вариант газеты «Дух христианина»

По благословению Святейшего Патриарха Сербского Павла и епископа Рашко-Призренского Артемия

Взгляд на события/История/Рубрики
почта

 

 

Газета выходит два раза в месяц

 

Страница: 1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11 - 12 - 13 - 14 - 15 - 16 - 17 - 18 - 19 - 20
 
РУССКОЕ БЛАГОЧЕСТИЕ

 

Божие наказание

 
Для того, чтобы в полной мере осознать и оценить всю красоту внутреннего душевного подвига наших предков, нужно понять, чем же было для Руси татаро-монгольское нашествие. Это было время лютое, темное, страшное, чуждое русскому народу. Нашествие Батыя было самое ужасное, что только мог испытать храбрый, молодой, независимый, своеволь­ный и предприимчивый народ - погром родной земли и зависимость от «поганых» почти на три века. Рязанская земля первая приняла удар. На границе ее погибли вместе с войском шесть доблестных рязанских князей. Трагичен был конец и рязанских княгинь. Княгиню Аграфену со снохами и прочими княгинями Батый зарубил в городском соборе; епископа и церковь сжег. Всех людей посек мечом и потопил в реке - «вкупе мертвы лежали ... и даже некому было друг друга оплакивать...»
Рисунок Дм. Полякова  

При взятии Москвы та же лютость: «князя взяли руками в плен», а население поголовно «от стара до сущего младенца» перебили, город, села, церкви и монастыри все пожгли... Скоро пал Суздаль. Ограбили церкви, княжий двор пожгли и безпощадно расправились с населением: «чернецов и черниц, старых и попов, и слепых и хромых, калек и больных, и всех людей перебили, а молодых чернецов и черниц, и попов и попадей, и диаконов и сыновей их, все полонили в свой стан. А сами пошли ко Владимиру...».
Юрий Всеволодович, великий князь Владимиро-Суздальский, столицы не защищал; наспех собрав рать, решил дать решительный отпор врагу на реке Сити. Владимир был взят в его отсутствие. Погибла вся великокняжеская семья. Обоих сыновей захватили в плен на стенах города, княгиня Агафья, дочери Феодора и Феодосия, снохи Мария и Христина, внучата и множество бояр и боярынь вместе с владыкою свт. Митрофаном, и многими людьми задохнулись в огне и дыму в церкви Богородицы, подожженной татарами; едва перед смертью успели принять постриг... «Остригошася все в ангельский образ от владыки Митрофана»...
Бой на реке Сити - отчаянная, смелая, но безуспешная попытка обороны русской земли от нахлы­нувшего полчища татар. Русское войско было разбито, а великий князь Юрий был схвачен и обезглавлен. Погиб в бою и его племян­ник, беззаветно-храбрый князь Василий (Василек) Ростовский - олицетворение прекрасного древне­русского витязя. Летопись с восхищением отзывается о нем: «Красавец лицом, с очами светлыми и грозными, он был храбр, добр сердцем и ласков с боярами. Кто служил ему, ел хлеб и пил воду из его чаши, тот не мог забыть его, не мог быть слугою другого князя». Взяв Василька в плен, «проклятые безбожные татары упорно принуждали его принять их поганые обычаи, быть вместе с ними и воевать на их стороне. Но он не покорился их беззаконию... «О глухое царство скверное! Ничем вы не заставите меня отречься от христианской веры, хотя я в великой беде пребываю. Какой ответ вы дадите Богу, погубив неправедно многие души, за которые Бог будет вас казнить в безконечные веки!» После того, как Василек произнес эти слова, он немилосердно был убит татарами. Русская церковь причислила его к лику святых мучеников.
Весь остальной путь Батыя: кровь, дым и огонь... всюду, где бы он ни появлялся. Пали Юрьев, Дмитров, Волок, Тверь, Торжок, у Старой Руссы (в 100 км от Великого Новгорода), остановленные распутицей, татары повернули назад, и направились к югу, сломив по дороге яростное сопротивление Козельска. Вся северо-восточная Русь была завоевана. В 1239 г. Батый взял Переславль и Чернигов. В 1240 г., после отчаянного боя на стенах города, сдали Батыю Киев, потом татары захватили Волынь и Галич.
Гибель Киева потрясла русский народ. Разрушенные города и села, сожженные церкви и монастыри, безчисленное, неизвестно куда угнанное в полон множество людей, убитые храбрые князья. И все-таки извести жизненную силу русского народа татарам не удалось. С националь­ной катастрофой народ не примирился - скорбел, плакал, жаловался, молился, но живого голоса не утратил, не замолк, как мертвец. Упавший дух укрепляла Вера Православная, любовь к Русской Земле, прежние подвиги отцов. Сила духа русского народа, осознание беды, пришедшей на родную землю, молитва о помощи - все это донесли до настоящего времени древнерусские летописи, сказания, жития...

 

Покайтесь и восстаните!

Неизвестный автор «Слова о погибели Русской Земли», написанного вскоре после Батыева нашествия с сердечной любовью описывает красоту русской природы, ее несметные богатства. «О светло-светлая и украсно-украшенная Земля Русская! И много красотами наделена. Ты обогащена озерами многими, реками и колодезями досточестными, холмами крутыми, дубравами густыми, полями чистыми, зверями дикими и птицами бесчисленными, городами великими, селами дивными, садами монастырскими. Строениями церковными, князьями грозными, боярами честными, вельможами многими! Всего Ты исполнена Земля Русская! О православная вера христианская!»
И теперь, описывая Батыево нашествие, с глубокой скорбью восклицает древний летописец: «Кто, братья, и отцы, и дети, не восплачет, видя такое Божие наказание всей Русской земле? За грехи наша Бог напустил на нас поганых; ведь Бог, в гневе своем, приводит иноплеменников на землю, чтобы, побежденные ими, люди обратились к Нему; а междоусобные войны бывают из-за наваждения дьявола. Ведь Бог хочет не зла, но добра людям; а дьявол радуется жестокому убийству и кровопролитию. А если какая-нибудь земля согрешит, Бог наказывает ее смертью или голодом, или нашествием поганых. Или засухой, или сильным дождем, или пожаром, или иными наказаниями; и нужно нам покаяться и жить, как велит Бог, который говорит нам устами пророка: „Обратитесь ко мне всем сердцем, с постом, и плачем, и стенанием". Если так сделаем, простятся нам все грехи. Но мы возвращаемся к злодеяниям, как псы на свою блевотину, и как свинья постоянно валяется в греховных нечистотах. Так и мы живем. Поэтому и наказание приемлем от Бога, - нашествие поганых, по повелению Бога, за наши грехи». (Из Тверской летописи).
В это тяжелое и страшное время Церковь стремилась людей ободрить, утешить, указав им на путь покаяния. Таковы преисполненные теплой задушевности поучения Серапиона еп. Владимирского: ... «Тогда Господь навел на нас народ немилостивый, народ лютый, народ, не щадящий юной красоты, ни немощи старцев, ни младости детей, ибо мы подвигли на себя ярость Бога нашего... Исчезла крепость наших князей, военачальников; храбрые наши бежали, исполненные страха; еще более братьев и чад наших отведено в плен; поля наши поросли травою и величие смирилось; красота наша погибла, богатство наше досталось в удел другим, труды наши достались иноплеменникам, мы сделались предметом поношения для соседей наших...».
Думается, не одна русская душа откликнется сердечной болью на слова древнего летописца. Как созвучны эти слова современному времени, когда наша Россия разоряется иноплеменниками. Но славное прошлое наших предков, их самоотверженный отпор, данный врагам и скинувший владычество «поганых», является для нас достойным примером подражания. Склонить голову, покориться насилию, которое творится в настоящее время - это значит предать своих отцов и матерей, предать Родину, предать самих себя... Самое тяжелое время монгольского ига - это эпоха от Батыя до 30-х годов XIV века. Только православная вера, Церковное служение и Русский язык объединяли и поддерживали обескровленную страну. И страна выжила, восстала после почти трехсотлетнего плена и сделалась в XVI столетии могучей державой.

 

Такова наша вера

О глубоком внутреннем благочестии и набожности русских людей писал Антиохийский патриарх Макарий, предпринявший путешествие в Москву в середине XVII века. «Знай, что большая часть дней здесь, в этой стране московитов, праздники, ибо в большую часть дней звонят в большие колокола, назначенные исключительно для воскресений и великих праздников, а также для праздника особенно почитаемого святого... Ничто не приводило меня в такое умиление, как звон во все колокола накануне воскресений и праздников. Земля дрожала, и гул колокольного звона, подобно грому, восходил до небес... Ежедневно они бывают в церквах за обедней, и в каждом приходе все присутствуют в своей церкви: мужчины, малые дети и женщины, причем всякий приносит, по их обычаю, для церкви одну или несколько свечей... Во всех их церквах выходят от обедни ежедневно только после третьего часа (за 9 часов до заката солнца), до которого они постятся... Все дороги обилуют церквами, и куда бы кто не поехал, останавливаются слушать обедню в ближайшей церкви. Всему этому причиной их великое желание постоянно бывать у церковных служб. В каждом городе непременно есть великая церковь, называемая собором, т.е. кафолической.
Мы дивились на порядки в их церквах, ибо видели, что все они, от вельмож до бедняков, прибавляли к тому, что содержится в законе, канонах и постановлениях типикона, прибавляя постоянные посты, неуклонное посещение служб церковных, непрестанные большие поклоны до земли даже по субботам и воскресеньям, хотя это не дозволено, пост ежедневный почти до девятого часа или до выхода от обедни, а не так, как повелевает закон поститься только по средам и пятницам. Выходят они (из церкви) в одно время, будет ли это воскресенье, или в господский праздник, или в будний день. При выходе со Св. Дарами все кланяются до земли с великим страхом и благоговением, ибо христиане этой страны весьма набожны: непрестанно с начала службы до конца делают коленопреклонения и земные поклоны, особливо при „Достойно есть" и упоминании имени Богородицы... все они стукаются лбами о землю.
Войдя в церковь, долго молятся перед иконами, ибо у них нельзя молиться иначе, как перед иконой, устремив на нее взоры, т.е. они действительно поклоняются перед ней, а не так, как мы (молимся) кое-как. Такова их вера. Помолившись на иконы, они оборачиваются и делают поклон головой присутствующим на все четыре стороны. Так они делают не только в церквах, но и в своих домах, ибо в каждом доме непременно есть иконы не только внутри, но и снаружи над дверьми. Стоят они в церквах неподвижно, как камни, и все с открытыми головами, от священников и властей до простого народа. Их крестное знамение совершается ударом пальцами о лоб и плечи на самом деле, при чем они делают поклон, а не так, как мы чертим каракули... А что касается нас, то душа у нас расставалась с телом от того, что они очень затягивали обедни и другие службы: мы выходили не иначе, как разбитые ногами с болью в спине, словно нас распинали. Но да совершится воля Божия!»

Подготовила
Татьяна Малова

 

 

Страница: 1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11 - 12 - 13 - 14 - 15 - 16 - 17 - 18 - 19 - 20

Взгляд на события/История/Рубрики
почта

© 2005 "Дух христианина"

Сайт создан: 1 апреля 2005 г.