Электронный вариант газеты «Дух христианина»

По благословению Святейшего Патриарха Сербского Павла и епископа Рашко-Призренского Артемия

Взгляд на события/История/Рубрики
почта

 

 

Газета выходит два раза в месяц

 

Страница: 1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11 - 12 - 13 - 14 - 15 - 16 - 17 - 18 - 19 - 20
 
САМОДЕРЖАВИЕ

 

Основоположник Монархии

В июне исполнилось 880 лет со дня преставления великого князя Владимира Мономаха (1053-1125). Любимый всей Русью Владимир Мономах отличался христианскими добродетелями и был воистину благоверным князем. Облик его ярко выявляется в оставленном им «Поучении» к сыновьям, написанном в 1117 году. Оно позволяет сделать достоверный вывод об отношении Мономаха к княжескому служению, как к религиозному долгу.

 
Время Мономаха, управлявшего единым Русским государством, было временем побед и успехов как внутри Руси, так и вовне. Христианский долг, вытекающий из личных отношений человека с Богом - есть основа жизни. Такова главная мысль Мономаха. «Поистине, дети мои, разумейте, что человеколюбец Бог милостив и премилостив, - обращается князь к сыновьям. - Мы, люди, грешны и смертны».
«Поучение» Мономаха было не просто благочестивым наказом боголюбивого князя, но выводило обязанности властителя из того же религиозного источника, что и повседневные обязанности христианина...
Великие князья Ярослав Мудрый и Владимир Мономах.
Фрагмент памятника «Тысячелетие России» в Великом Новгороде.
 

«Послушайте меня; пролейте слезы о грехах своих. Не пропускайте ни одной ночи, - если можете, поклонитесь до земли; если вам занеможется, то трижды. Не забывайте этого, не ленитесь, ибо тем ночным поклоном и молитвой человек побеждает дьявола, и что нагрешит за день, то этим человек избавляется. Да не застанет вас солнце на ложе. Идите рано в церковь воздать Богу хвалу утреннюю; так делал отец мой, так делали все добрые люди. Когда озаряло их солнце, они славили Господа радостью... Главное не забывайте убогих, и по силе, как можете кормите их... Все, что дал нам Господь - не наше, а только поручено на короткое время. В землю сокровища не зарывайте - это великий грех. Епископов, попов, игуменов чтите, с любовью принимайте от них благословение и по силе любите их, да приемлите от них молитву к Богу. Старика почитайте как отца, а молодых как братьев. В деле своем не ленитесь... Больного посетите, покойника проводите и не оставляйте никого без привета; скажите каждому доброе слово... Что знаете полезного - не забывайте, а чего не знаете - тому учитесь... Творите добро, не ленитесь ни на что хорошее, прежде всего по отношению к Церкви. Если же вам придется крест целовать, то, проверив сердце свое, целуйте только на том, что можете выполнить, а, целовав, соблюдайте свое слово, ибо, нарушив клятву, погубите душу свою». Но самое яркое свидетельство понимания Мономахом княжения как служения: «Гордости не имейте в сердце и уме: смертные все, сегодня живы, а завтра в гробу, все, что имеем, Ты, Господи, дал. Не наше, но Твое поручил нам еси на мало дней». Мысль о том, что князь (царь) лишь распорядитель Богом данной власти и что он даст ответ на Страшном Суде за врученный ему в управление народ, станет основой монархической власти на Руси. Удерживать народ в рамках благочестивого жития, оберегая его от внешних соблазнов и поддерживать всякое доброе начинание - такова державная задача Монархии. И народ русский - державный народ в той мере - в какой он соучаствует в выполнении этой задачи, удерживает натиск на Россию мирового зла.
«Поучение» Владимира Мономаха - это только начальный этап становления русской державности, который завершился двумя блестящими царствованиями - Иоанна III и Иоанна IV, утвердившими национальное и религиозное единство.
Во времена создания единого Русского государства князья вспоминали «старого Владимира». Иоанн IV украсил свое царское место в Успенском соборе сценами из жизни Владимира Мономаха. Державный долг государя сближается с долгом пастыря - хранителя душ пасомых, ответственного перед Богом не только за внешнее благополучие, благочиние, но и за внутреннее их преуспеяние. На гармоничном сочетании и взаиморавновесии этих властных начал - державного и соборного, царского и пастырского, будут в дальнейшем строиться отношения светской и церковной власти в России. Эта «симфония властей» станет идеалом их взаимоотношений, твердо запечатлевшемся в народном сознании, несмотря на все искушения и соблазны. Симфония государственной и религиозной власти прошла через всю тысячелетнюю историю Византийского царства и пришла в Россию, где на протяжении многих веков делала Россию могучей непобедимой страной.

Димитрий Монарх

 

 

Страница: 1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11 - 12 - 13 - 14 - 15 - 16 - 17 - 18 - 19 - 20

Взгляд на события/История/Рубрики
почта

© 2005 "Дух христианина"

Сайт создан: 1 апреля 2005 г.