Электронный вариант газеты «Дух христианина»

 

Взгляд на события/История/Рубрики
почта

 

 

Газета выходит два раза в месяц

 

Страница: 1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11 - 12 - 13 - 14 - 15 - 16 - 17 - 18 - 19
 
ВЕРА, САМОДЕРЖАВИЕ, НАРОД

Русская идеология

Архиепископ Серафим (Соболев)

Продолжение. Начало в № 17 (83)

 

Коронация Царя Николая Александровича. Май 1896 г.

   Будем всегда помнить, за что мы наказаны Богом. Да, переживаемые беды случились в нашей русской жизни оттого, что мы отступили от Православной веры. Но этого не было бы с нами, если бы мы не возгордились и продолжали бы пребывать в смирении и покаянии, которые украшали веру наших предков. Пусть незабвенными для нас всегда будут слова преподобного Марка Подвижника, сказавшего:
   «Если бы мы старались о смиренномудрии, то не было бы нужды в наказании нас, ибо все злое и скорбное, случающееся с нами, приключается нам за возношение наше. Если на Апостола, чтобы он не превозносился, попущен был ангел сатанин – да пакости ему деет, тем более на нас, когда превознесемся, сам сатана попущен будет попирать нас, пока мы не смиримся. Праотцы наши владели домами, имели богатство, имели жен, заботились о детях и вместе с тем, по причине своего ненасытимого смиренномудрия, беседовали с Богом; а мы удалились от мира, презрели богатство, оставили домы и, думая, что пребываем под Богом, бываем поруганы бесами за превозношение наше».
   Эти святоотеческие слова должны иметь для нас огромное жизненное значение, ибо они нашли себе оправдание в жизни русского народа. Сила этих слов еще более увеличивается для нас тем обстоятельством, что они представляют в своей сущности богооткровенные слова, сказанные некогда Господом чрез Моисея когда-то избранному, а ныне отверженному еврейскому народу и оправданные самою жизнью последнего. Слова эти имеют глубокое жизненное значение и для нас: Если же не послушаете Меня и не будете исполнять всех заповедей сих <…>, то и Я поступлю с вами так: пошлю на вас ужас, чахлость и горячку, от которых истомятся глаза и измучится душа, и будете сеять семена ваши напрасно, и враги ваши съедят их <…>, и падете пред врагами вашими, и будут господствовать над вами неприятели ваши, и побежите, когда никто не гонится за вами. Если и при всем том не послушаете Меня, то Я всемеро увеличу наказание за грехи ваши, и сломлю гордое упорство ваше, и небо ваше сделаю, как железо, и землю вашу, как медь; и напрасно будет истощаться сила ваша, и земля ваша не даст произрастений своих, и дерева земли вашей не дадут плодов своих. Если же после сего пойдете против Меня и не захотите слушать Меня, то Я прибавлю вам ударов всемеро за грехи ваши. <…> Если и после сего не исправитесь и пойдете против Меня, то и Я в ярости пойду против вас, и поражу вас всемеро за грехи ваши, и наведу на вас мстительный меч в отмщение за завет; если же вы укроетесь в города ваши, то пошлю на вас язву, и преданы будете в руки врага <…>, вы будете есть и не будете сыты. Если же и после сего не послушаете Меня и пойдете против Меня, то и Я в ярости пойду против вас и накажу вас всемеро за грехи ваши, и будете есть плоть сынов ваших, и плоть дочерей ваших будете есть, <…> города ваши сделаю пустынею, и опустошу святилища ваши, и не буду обонять приятного благоухания жертв ваших; опустошу землю вашу, так что изумятся о ней враги ваши, поселившиеся на ней; а вас рассею между народами и обнажу вслед вас меч, и будет земля ваша пуста и города ваши разрушены <…> и не будет у вас силы противостоять врагам вашим; и погибнете между народами, и пожрет вас земля врагов ваших; а оставшиеся из вас исчахнут за свои беззакония в землях врагов ваших и за беззакония отцов своих исчахнут; тогда признаются они в беззаконии своем и в беззаконии отцов своих, как они совершали преступления против Меня и шли против Меня, за что и Я в ярости шел против них <…>, тогда покорится необрезанное сердце их, и тогда потерпят они за беззакония свои. И я вспомню завет Мой с Иаковом <…>, с Исааком <…>, с Авраамом <…>, и землю вспомню <…>, Я не презрю их и не возгнушаюсь ими до того, чтоб истребить их <…>, ибо Я Господь, Бог их (Лев. 26, 14, 16–21, 23–29, 31–33, 37–42, 44).
   Конечно, все это мы должны свято хранить в своей памяти, но не должны этим ограничиться. Если мы хотим спасения себе и России, мы должны самым делом вернуться к вере наших предков и в особенности – к вере, основанной на смирении и покаянии, которая низводила на них благодать Св. Духа, а вместе с нею святость жизни и ограждала их от диавольской гордости, от еретичества и безбожия как источника всех бедствий, переживаемых нами ныне.
   Однако эта смиренная вера будет спасительным достоянием для нас и для России только в том случае, если мы вступим на путь первого выражения смирения, т.е. на путь покаяния во грехах своих, особенно в самом тяжком грехе нашем, в котором повинны активно или пассивно все русские люди, – в грехе бунтарства против Самодержавной власти нашего Царя – Помазанника Божиего. Этот грех является для нас таким тяжким потому, что имеет за собою утрату русскими людьми совести, удаление их от Церкви – ее веры, учения и благодати. Он есть верх или плод тех разновидных религиозно-нравственных тяжких преступлений, которые совершались русскими людьми в течение многих и многих лет.
   Означенный грех так велик в очах Божиих, что переполнил чашу Божественного долготерпения. Вот почему после отвержения русским народом своего Царя Господь тотчас отверг и Россию, и она погрузилась в пропасть неслыханных бедствий.

ГЛАВА ЧЕТВЕРТАЯ
Сущность покаяния для русских людей,
принимавших активное и пассивное участие
в грехе бунтарства против Царской Самодержавной власти


   Спрашивается, в чем же должно состоять наше покаяние в тяжком грехе бунтарства против Царской власти?
   Так как не все русские люди в одинаковой степени здесь повинны, то это покаяние не для всех из нас должно быть одинаковым. Для тех русских людей, которые сознательно и активно шли против Самодержавной власти нашего Царя – Помазанника Божиего, требуется в данном случае полное возрождение своего духа с радикальным уничтожением самой причины страшного греха – бунтарства против священной Богоустановленной власти. От них требуется уничтожение в себе неверия и стяжание, посредством живого общения с Православной Церковью, благодатной духовной настроенности и жизни для соединения со Христом.
   Этим русским людям надо следовать в своей жизни учению Святых Отцов Церкви, которые нам показывают, в чем должно состоять покаяние. По свидетельству преп. Исаака Сирина, покаяние состоит в том, чтобы «оставить прежнее и печалиться о нем». Так, в сущности, определяют покаяние и другие Святые Отцы, говоря, что «покаяние в том состоит, чтобы отвращаться от греха» и «не возвращаться вспять».
   Но Святые Отцы учили, что покаяние есть не только решительное оставление прежних грехов, но и «совершение благих дел, противных прежним грехам», «посредством заповедей Христовых» и, конечно, благодати Св. Духа. И самое покаяние они называли благодатью. «Как благодать на благодать, – говорит преп. Исаак Сирин, – людям по Крещении дано покаяние; потому что покаяние есть второе возрождение от Бога. И то дарование, которого залог прияли мы от веры, приемлем покаянием. Покаяние есть дверь милости, отверстая усиленно ищущим его; сею дверию входим в Божию милость; кроме этого входа, не обретем милости».
   Этой милостью, даруемою нам от Бога чрез покаяние, по святоотеческому учению и является наше воскресение еще в земной жизни, что то же – возрождение. «Покаяние, – говорит преп. Ефрем Сирин, – есть древо жизни, воскрешающее мертвых грехами <…>, потому что кого грех губит, тех оно воссозидает к Божией славе». «Когда, – по словам св. Аввы Исаии, – оставит человек грехи свои и обратится к Богу, то покаяние возрождает его, как говорит Апостол: И как мы носили образ перстного, будем носить и образ небесного (1 Кор. 15, 49). Видишь ли, что Бог дал человеку изменяться чрез покаяние и совершенно новым соделываться чрез него».
   Если русские люди,<...> повинные в активном восстании против Самодержавной Царской власти, покаются в смысле изложенного святоотеческого учения и тем самым уничтожат в себе почву, на которой возрос и совершился этот сатанинский грех противления, то само собою изменится их отношение к Царской власти из отрицательного на положительное.
   Что же касается множества русских людей, не отступавших от Православной веры, но повинных в той или иной мере в предательстве Царя своим попустительством, то их покаяние должно состоять в открытом исповедании той Истины, что одною из основ возрождения России является Царская самодержавная власть Помазанника Божиего. Будем свидетельствовать, что никакая иная форма правления в России неприемлема, что наш государственный строй может быть только сообразным Православной вере русского народа, так как только об этой власти говорят нам Богооткровенные писатели и Святые Отцы как о происшедшей от Бога, свидетельствуют о ее неприкосновенности, требуют почитания ее, которое должно выражаться в наших молитвах за Царя и его власть, как основу благоденственной жизни, и в нашем ей повиновении.
   О происхождении Царской власти от Бога мы имеем прекрасное, основанное на Святом Писании учение Московского митрополита Филарета. Имея в виду слова апостола Павла: несть бо власть аще не от Бога, сущия же власти от Бога учинены суть (Рим. 13, 1), он говорит: «В семействе должно искать начатков и первого образца власти и подчинения, раскрывшихся потом в большем семействе – государстве. Именно: отец есть <…> первый властитель <…>, но как власть отца не сотворена самим отцем и не дарована ему сыном, а произошла вместе с человеком от Того, Кто сотворил человека: то и открывается, что глубочайший источник и высочайшее начало первой власти, а следственно и всякой последующей между человеками власти есть в Боге – Творце человека, от Которого именуется всякое отечество на небесах и на земле цари царствуют (Еф. 3, 15); потом, когда сыны сынов разродились в народ и народы, и из семейства возросло Государство, необъятное для естественной власти отца, – Бог дал этой власти новый искусственный образ и новое имя в лице Царя, и таким образом Его Премудростию цари царствуют (Притч. 8, 15).
   Во времена неведения, когда люди забыли Творца своего <…>, Бог – вместе с другими тайнами Своими – и тайну происхождения предержащей власти даже чувственным образом представил пред очами мира в избранном для сего народе еврейском; именно – в Патриархе Аврааме: чудесно вновь сотворил он качество отца и постепенно произвел от него племя, народ и царство; Сам руководил патриархов сего племени; Сам воздвигал судей и вождей сему народу; Сам царствовал над сим царством; наконец, Сам воцарил над ним царей, продолжая и над царями чудесное знамение Своей верховной власти. Посему Бог и называется царь царствующих и Господь господствующих, ибо Господне есть царство, и Он – Владыка над народами (Пс. 21, 29). В руке Господа власть над землею, и человека потребного Он вовремя воздвигнет на ней (Сир. 10, 4)».
   Говоря о происхождении от Бога Царской власти в ветхозаветные времена, митрополит Филарет дополнительно указывает, что и в новозаветный период времени Царская, уже христианская, власть, начиная с Константина, произошла тоже от Бога. Это случилось после того, как Господь Сам обратил Константина в христианскую веру перед битвой его с Максентием чудесным явлением ему в солнце Креста с надписью «Сим побеждай». Вслед за тем Господь явился Константину во сне и повелел ему сделать знамя, подобное виденному на небе, и употреблять его для защиты от врагов. Св. Константин исполнил повеленное ему от Бога, победил Максентия, сделался единовластным Государем Римской империи и крестился.
   Так же Своим дивным промыслом Господь обратил в Православную веру и нашего князя Владимира, основоположника христианской Царской власти в русском Православном народе.
Ясно отсюда, что и христианская Царская власть получила свое происхождение непосредственно от Бога, Небесного Царя.

Продолжение следует

 

Страница: 1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11 - 12 - 13 - 14 - 15 - 16 - 17 - 18 - 19

Взгляд на события/История/Рубрики
почта

© 2005 "Дух христианина"

Сайт создан: 1 апреля 2005 г.