Электронный вариант газеты «Дух христианина»

 

Взгляд на события/История/Рубрики
почта

 

 

Газета выходит два раза в месяц

 

Страница: 1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11 - 12 - 13 - 14 - 15 - 16 - 17 - 18 - 19
 
КАНОНИЧЕСКОЕ ПРАВО

Восьмой вселенский

Окончание. Начало в №23(89)

  

 
Преподобный Нектарий Оптинский
1853–1928
 
Преподобный Кукша Одесский
1875–1964 гг.

   Кривотолки латинян, называющиеся у них «вселенскими соборами», есть ни что иное, как свидетельство несовершенства их вероучения, ибо всякое человеческое учение действительно нуждается в развитии, и только Божественная Истина всесовершенна. Этим-то латинское и прочие учения отличаются от единственно истинного и неизменного учения Спасителя.
   Латиняне усвоили мудрование плотское, человеческое, и прельстили многих невежд, склонив их к своемудрию. Они говорят, что Вселенские Соборы нужны для обнародования догматов, принимаемых папой. Но неужели тех догматов, которые принес на землю во дни Своего пришествия Иисус Христос, недостаточно? Через латинян диавол клевещет на Истину и упраздняет смысл Боговоплощения Спасителя, Его крестную смерть и Воскресение, представляя Его Учение как бы нуждающимся в дополнении. Отцу лжи и всем последователям его нечестия да запретит Господь!
   Мы, православные, исповедуем, что на Семи Вселенских Соборах догматы, пребывая изначально в сокровищнице апостольской Церкви, ревностно защищались от еретиков Святыми небомудренными Отцами, которые во всей полноте «тайну богословия ясно предаша Церкви»1. Символ веры, утвержденный ими на Семи Вселенских Соборах, положил конец всем ересям – как прежде бывшим, так и будущим2. «Якоже седмию трубами иерихонския стены в седьмом обхождении падоша, – говорится в церковном песнопении, – тако сими Седмию Соборы весь сонм на Бога возносящийся низведен в бездну в Собрании Седьмом богогласных труб Духа»3.
   Низведен же в бездну сонм ересей не в том смысле, что их больше не существует: напротив, чем ближе кончина мира, тем яростнее диавол и его служители будут обольщать народ Божий, – а в смысле того, что теперь любая возникшая или могущая возникнуть ересь имеет обличение в определениях Семи Вселенских Соборов. И всякая ересь осуждается не потому, что уже была когда-то соборно осуждена, а потому, что продолжается ее противление истине. И нет более заблуждения, которое не обличалось бы Символом Семи Вселенских Соборов4.
   Так, латинская ересь filioque противится Истине, выраженной в постановлениях Второго и Третьего Вселенских Соборов, а иконоборческая ересь протестантов – в постановлениях Седьмого Вселенского. И если бы мы принялись за исследование всех богохульных учений современных еретиков, то без особого труда нашли бы, что определения Семи Вселенских Соборов защищают и ограждают Истину и от них. «Большее из начала чисел седьмое, ибо создание божественнаго всего первообразно бысть, – воспевает святая Православная Церковь, – всесовершенное престание в седьмый день; и ныне всех ересей конец, в соборе равночисленном»5.
   Богозвучная труба – святой апостол Павел – учит, что необходимо сохранять Истину в ее первоначальном виде: если бы даже мы или Ангел с неба стал благовествоватъ вам не то, что мы благовествовали вам, да будет анафема (Гал. 1, 8). И еще: кто благовествует вам не то, что вы приняли, да будет анафема (Там же, 9). А приняли мы учение Христа, в полноте выраженное в определениях Семи Вселенских Соборов, и потому утверждаем, что нет никакой необходимости в созыве восьмого вселенского собора6 .
   Какая же нужда побуждает некоторых, называющих себя православными, так усердно ратовать о его созыве? Несложно заметить, что радетелями созыва этого собора являются проповедники экуменической ереси. Они торопятся поскорее узаконить на нем свое богохульное учение, а потому и прикладывают все старания к его подготовке7. Экуменисты утратили всякое благоговение перед святыней, они без страха нарушают каноны, проповедуют необязательность соблюдения догматов, даже крестное знамение накладывают на себя небрежно, свидетельствуя, что совершают его не ради ограждения себя от силы диавольской, а просто по привычке или же «по служебной необходимости». Впрочем, они не сидят сложа руки, а умышленно представляют дело так, словно в Церкви нет особых прений по данному вопросу, а если и существуют противники экуменизма, – так это либо невежды, либо враги Церкви8.
   Восьмой собор – надежда экуменистов на оправдание. Они, нарушая определения Вселенских Соборов (не говоря уже о Поместных, анафематствовавших filioque, папизм, новый стиль, старообрядчество и проч.), говорят, что только восьмой вселенский может вынести правильное определение в решении «недоуменных вопросов», которых на самом деле и не существует. Ибо все их «недоумения» осуждаются определениями Семи Вселенских Соборов. Но еретики надеются на этом соборе большинством голосов узаконить свое вероотступничество9.
   Кто станет ударять руками по скале, тот не причинит ей вреда, а скорее повредит свои руки. Так повреждаются и те, кто в безумии своем дерзает биться о скалу непоколебимого Символа веры Семи Вселенских Соборов. Напрасно упорствуют еретики, напрасно умаляют значения определений Поместных Соборов Церкви, стремясь изолироваться от гласа ревностного хранителя Истины – народа Божия, и проповедуя непогрешимость восьмого вселенского собора. Церковь Христова не примет его решений, ибо многие святые предупреждали, что «восьмой вселенский собор» будет еретическим. А потому все, кто примет его определения, несомненно пойдут в вечную муку как предатели Православной веры.
   Преподобный старец Оптинский Нектарий (†1928 г.), отвечая на вопрос о возможном объединении Православной Церкви с римской, говорил: «Нет, это мог бы сделать только Вселенский Собор, но Собора больше не будет. Было Семь Соборов, как семь Таинств, семь Даров Святаго Духа...».
   А преподобный Кукша Одесский (†1964 г.) предсказывал: «Скоро будет экуменический собор под названием „святой“. Но это и будет тот самый восьмой собор, который будет сборищем безбожных. На нем все веры соединятся в одну. Затем будут упразднены все посты, монашество будет полностью уничтожено, епископы будут женаты. Новостильный календарь будет введен во вселенской церкви. Будьте бдительны. Старайтесь посещать Божии храмы, пока они еще наши. Скоро нельзя будет ходить туда, все изменится...».
   Стремление изменить каноны, которые мешают «сломать перегородки» между Православной Церковью и учениями псевдохристианских конфессий – вот основная причина, побуждающая экуменистов к созыву восьмого вселенского собора.
   Противостанем же всякому их злому ухищрению, чтобы истинную и переданную Святыми Отцами Православную веру нашу сохранить в чистоте, ничего не прибавляя и ничего не упраздняя. «Ибо доселе мы имели веру, ни в чем не имущую недостатка, – говорит свт. Марк Ефесский, – и не нуждаемся в соборе <…> для того, чтобы научиться чему-нибудь более новому. Мы, которые являемся сынами и учениками <Семи> Вселенских Соборов и на них, и после них просиявших <Святых> Отцов. Это – хвала наша, вера наша, доброе наследие Отцов наших. С нею мы надеемся Богу предстать и восприять отпущение согрешений. А без нее – не знаю, какая праведность освободит нас от вечного мучения. Покушающийся же, чтобы мы отбросили ее и ввели иную, более новую веру, хотя бы он был и ангел с небес, да будет анафема (ср.: Гал. 1, 8), и да исчезнет всякая память о нем перед Богом и пред людьми. Пусть никто не властвует в вере нашей – ни царь, ни архиерей, ни лжесобор, ни иной кто, но только – единый Бог, Который Сам чрез Своих учеников передал нам ее».
   Будем же верно хранить Православие, чтобы никакие ухищрения, ни пытки, ни сама смерть не отлучили нас от Истины Христовой. «Мольбами, преблагий Господи, Матери Твоея, и иже на Седми Соборех собравшихся Отцов, Церковь утверди и веру укрепи. И Царствия Небеснаго вся покажи причастники, егда приидеши на землю судити всю тварь»10.

   1 Служба Свв. Отцам Седьмого Вселенского Собора. Октябрь, 11-й день, из стихиры на «Хвалитех». Творение свт. Георгия Никомидийского.
   2 «Благодарю Господа и святую Матерь мою Церковь, непорочную и нетленную Невесту Христову, – писал св. Иоанн Кронштадтский, – что она указала, уравняла, угладила мне верный путь ко спасению, отсекши на Соборах Вселенских и Поместных все ереси и расколы, которые могли служить крайним преткновением и препятствием ко спасению в Боге...» (Моя жизнь во Христе. Т. 2, ст. 1217).
   3 Канон Свв. Отцам Седьмого Вселенского Собора. Песнь 4, тропарь 3-й.
   4 «Вера Церкви, – говорит новомученик епископ Марк (Новоселов), – противится такой-то или такой-то ереси не потому, что эта ересь осуждена таким-то или таким-то Вселенским Собором, а как раз наоборот: такой-то Вселенский Собор осудил такую-то ересь потому, что она противится вере Церкви».
   5 Канон Свв. Отцам Седьмого Вселенского Собора. Песнь 1, тропарь 3-й.
   6 До середины XIX в. в Православной Церкви даже и не помышляли о восьмом соборе, хотя до этого ее положение не раз было очень сложным (отпадение латинян 1054 г., Флорентийская уния 1453 г., реформы Лютера 1521 г., и проч.). Лишь с проникновением в православное богословие протестантских воззрений возникла мысль о его созыве. Но почти всеми богословами того времени необходимость восьмого вселенского собора была отвергнута. Даже такие вольнодумцы как Розанов и Успенский категорически отрицали возможность его созыва. Правда, они это представляли как ограниченность Православия из-за разделения с католиками и потому говорили, что собор может быть лишь всеправославным, а не вселенским. Защитниками же мнения о возможном созыве восьмого собора были лишь некоторые реформаторы, ссылавшиеся на ложное католическое учение о развитии догматов в «живой церкви», то есть будущие обновленцы-живоцерковники. Они утверждали, что если у Церкви нет возможности собрать Вселенский Собор, то врата ада одолели ее. Но православные богословы того времени говорили не о невозможности, а об отсутствии необходимости его созыва, поскольку задача Вселенских Соборов – обличение возникшей ереси. А так как ереси латинян, протестантов и различных сектантов осуждаются определениями Семи Вселенских Соборов, то в созыве восьмого собора нет никакой необходимости.
   7 Один из подготовительных документов к работе восьмого собора – «Основы социальной концепции Русской Православной Церкви», характеризующиеся либеральным подходом к изложенным там вопросам. Этот документ изобилует противоречивыми утверждениями. Он вроде бы опирается на Священное Писание и святоотеческие традиции, но тут же отступает от них, преподнося «новое решение вопроса в соответствии с устоями и нормами современного мира». Так, например, в разделе XII сначала говорится: «Православная Церковь ни при каких обстоятельствах не может дать благословение на производство аборта». А далее: «В случаях, когда существует прямая угроза жизни матери при продолжении беременности, особенно при наличии у нее других детей, в пастырской практике рекомендуется проявлять снисхождение. Женщина, прервавшая беременность в таких обстоятельствах, не отлучается от евхаристического общения с Церковью, но это общение обуславливается исполнением ею личного покаянного молитвенного правила, которое определяется священником, принимающим исповедь». Такое решение вопроса практически является благословением на убийство, ибо «при определенных обстоятельствах» женщина получает право безнаказанно убивать своего ребенка. Проявление «снисхождения в пастырской практике», а именно благословение на аборт по медицинским показаниям – есть свидетельство недоверия Промыслу Божию.
   8 В сентябре 1991 г. на швейцарском совещании «Православные Церкви и ВСЦ» Константинопольский Патриарх Варфоломей (Архондонис) и Смоленский митрополит Кирилл (Гундяев) подписали совместное заявление о том, что «Православное участие в экуменическом поиске единства христиан требует постоянного очищения Православия». От чего же, простите, надо «очищать» святое непогрешимое Православие? Видимо, от канонов, мешающих его предателям, ибо в 6-й главе своей масонской диссертации Варфоломей прямо говорит о необходимости создания «новых канонов».
   9 Зарубежники, противники экуменизма, претендующие на чистоту и неповрежденность своего учения, и те заблудились во мнениях о восьмом соборе. В 1994 г. на соборе РПЦЗ было принято еретическое учение митрополита Оропосского и Филийского Киприана, утверждающее, что «открытые еретики гарантированно обладают благодатью Святых Таинств безгранично и, возможно, до второго пришествия, если эти еретики не осуждены инстанцией, которую митрополит Киприан называет „собором объединения, то есть восьмым вселенским“» («Вертоградъ-Информ», 2000 г., № 6, июнь. С. 27). Такое определение дает возможность всем еретикам безнаказанно проповедовать свои гнусные хулы на Духа Святаго, неизменно пребывающего в Церкви, до мнимого восьмого собора, на котором они надеются узаконить свои лжеучения при помощи лукавого прозападного богословия. При этом экуменисты часто утверждают, что они против новшеств, что для них важно сохранить Православие в чистоте, однако слова их почти всегда расходятся с делами.
   10 Служба Свв. Отцам Седьмого Вселенского Собора. Октябрь, 11-й день, Богородичен по 6-й песни канона Святым Отцам.

Иеромонах Павел (Лебедев)
«Плоды экуменического древа». М., 2005. С. 264–270.

 

Страница: 1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11 - 12 - 13 - 14 - 15 - 16 - 17 - 18 - 19

Взгляд на события/История/Рубрики
почта

© 2005 "Дух христианина"

Сайт создан: 1 апреля 2005 г.