Электронный вариант газеты «Дух христианина»

 

Взгляд на события/История/Рубрики
почта

 

 

Газета выходит два раза в месяц

 

Страница: 1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11 - 12 - 13 - 14 - 15 - 16 - 17 - 18 - 19
 
НЕБО НАД СЕРБИЕЙ

 

Совесть Сербской Церкви

Преподобный Иустин (Попович) в отношении к Святоотеческому Преданию

Окончание. Начало в №22 (88)

   Говоря о Святых Отцах, преподобный Иустин в то же время утверждает свою позицию по отношению к современным модным поветриям во всем, а в первую очередь – в богословии. «Мы не перестаем повторять, – говорит он, – что в Церкви лучше всего мыслят Святые Отцы, так как они Духом Святым мыслят <…>. Есть такие, которые требуют реформ в Церкви, а не понимают, что современные реформы для Православной Церкви – это деформация. Зачем мы отступили от установлений наших незаменимых православных Святых Отцов и подвижников и заразились как поверхностным, внешним, так и внутренним западным духом реформизма? Оставили мы заповедь: Не сообразуйтесь с веком сим, но преобразуйтесь обновлением ума вашего, чтобы вам познавать, что есть воля Божия, благая, угодная и совершенная (Рим. 12, 2)». Поэтому отец Иустин наставляет нас «молитвой и боголюбием хранить святое Предание от всякого демонизма и дьявольского гуманизма, так как в нем весь Господь Христос, Который и есть вечное Предание Церкви». Последовательный и верный Святым Отцам в учении и изложении православных истин веры, преподобный Иустин не менее последователен в своем отношении ко всякого рода еретикам.
   Отец Иустин часто указывал на опасность как римской униатской пропаганды и неприемлемого для православного человека папизма и протестантизма, так и на опасность современной всеереси экуменизма, удерживая противостояние неевангельской позиции в отношении к ней некоторых православных представителей.
   Еще в 1927 г., отвергая очередной римо-католический призыв к Православным подчиниться римской церкви и папе, отец Иустин между прочим пишет: «<…> Маленький человек слишком мал, даже если он и папа, чтобы оставлять Богочеловека и идти к человеку <…>. Папопоклонство есть человекопоклонство и вызывает горькую усмешку в печальной душе православной, и она денно и нощно молится Сладчайшему Господу, чтобы все человекопоклонники шли путем Богочеловеческой Истины в жизнь Богочеловеческую».
   Известно и классическое утверждение отца Иустина о том, что существует три главных падения в истории рода человеческого: Адамово, Иудино, папино. Адамово падение – отпадение от Бога; Иудино падение – предательство Бога; папино падение – желание заменить Богочеловека человеком, поэтому последнее падение – самое тяжелое. Догмат римо-католической конфессии о непогрешимости папы-человека, по отцу Иустину есть ни что иное как ренессанс язычества и безбожия. Поэтому папизм является «правым» протестантизмом.
    Безпощаден отец Иустин и к экуменизму: «Экуменизм есть псевдохристианство из псевдоцеркви западной Европы<…>. Все это ересь от начала до конца или, короче, – всеересь. Почему? Потому что каждая ересь в истории попирала или искажала отдельную особенность Богочеловека Господа Христа, а эти европейские ереси отстраняют всего Богочеловека, а на Его место ставят европейского человека. Здесь нет существенного различия между папизмом, протестантизмом, экуменизмом и остальными сектами, чье имя легион».
   В таком случае следует единственный логический святоотеческий вывод: «Без покаяния и присоединения к истинной Церкви Христовой неестественно и безсмысленно говорить о некоем объединении церквей, о диалоге любви, об „intercommunion“».
   Такая позиция отца Иустина по отношению к еретикам ни в коем случае не есть ненависть – это крик христолюбивой души о заблуждении и погибели тех, за которых Христос умер на Кресте. Это образ верного следования Святым Отцам и богочеловеческой Истине Церкви Православной. Нет сомнения, что отец Иустин воплощает в своей жизни то, что боговдохновенно выразил святой Максим Исповедник в словах: «Я не желаю, чтобы еретики мучились, и не радуюсь их злу – Боже сохрани! – но радуюсь и веселюсь их обращению. Что может верным быть милее того, когда рассеянные чада Божии собираются воедино? Я не настолько еще обезумел, чтобы давать советы превозносить немилость больше, чем человеколюбие. Напротив, советую со вниманием и терпением нести добро всем людям и со всеми быть в хороших отношениях.
   Притом единственного желаю и советую, чтобы еретикам – как еретикам – не оказывать поддержку в их безумном веровании, – здесь нужно быть резким и непримиримым. Нельзя называть любовью человеконенавистничество и отпадение от любви, когда кто-то потворствует еретическим заблуждениям на вечную погибель тех людей, которые придерживаются заблуждений».
   Отец Иустин, обобщая поучения Святых Отцов о еретиках, пишет: «Учение Православной Богочеловеческой Церкви Христовой через Святых Апостолов, через Святых Отцов, через святые Соборы по вопросу еретиков таково: ереси не есть Церковь и не могут Ею быть. Поэтому в них не может быть и Святых Таинств; особенно святой Евхаристии – это Тайна над Тайнами, ведь святая Евхаристия и есть все и вся в Церкви: и Сам Богочеловек Господь Христос, и сама Церковь как тело Его, и вообще все Богочеловеческое. Intercommunion – общение с еретиками в святых Таинствах, особенно в святой Евхаристии – это слепое предательство Господа Христа, предательство Иудино; и притом предательство всецелой Церкви Христовой, Церкви Богочеловеческой, Церкви Апостольской, Церкви Святоотеческой, Церкви Святого Предания, Церкви Единой».
   
   

 
После таких слов понятно и вполне оправдано негодование отца Иустина в отношении отдельных православных представителей, которые пренебрегают Преданием Святых Отцов, Соборами, Церковью и устремляются в так называемый всемирный экуменический совет церквей, который, по слову отца Иустина, есть сборище всех ересей. Можно ли совместно молиться с еретиками, принимать от них Святые Тайны и им раздавать Святые Тайны Церкви Православной, и при этом самому оставаться православным? Нет, это немыслимо и невозможно. Экуменисты оправдываются „любовью“ к еретикам, „диалогом любви“, „желанием единства“ и т.д., но это ни что иное, как наркотические инъекции, усыпляющие совесть православных.
   Не надо обманываться: сущность любви есть истина; и любовь живет, источая истину. Поэтому не может быть диалога любви без диалога истины. Иначе такой диалог становится неестественным и лживым. Отсюда и заповедь Христова Апостола: Любовь да будет непритворной (Рим. 12, 9). Разделение и раздвоение любви и истины есть признак недостатка богочеловеческой веры и потери духовного богочеловеческого равновесия и здравомыслия. Преподобный Иустин утверждает, что оно никогда не было путем Святых Отцов.
   Соблюдая Святое Предание и установления Отцов Церкви, отец Иустин мыслит богомудро и предлагает возможный выход из сложившейся ситуации. Апостольская Богочеловеческая вера – вот единственно верный и для всех пригодный путь возвращения на Богочеловеческую стезю Святых Апостолов и Святых Отцов. Это, и только это может спасти и освободить от рабства разных гуманистических гоминизмов, человекоугодничества и человекослужения, и смыть все грехи.
  .
  
 
 
Фрагмент настенной росписи древнего сербского монастыря Сопочаны

   Отец Иустин самой жизнью своей и своими трудами открывает нам Евангельское благовестие и оставляет заповедь следовать лишь тому, на что Святые Отцы Семи Вселенских Соборов указали и что утвердили как единственный православный путь, путь Богочеловеческий, которым надо неустрашимо идти сквозь тьму и мрак сего мира 

   И он может с полным правом вкупе со Святыми Отцами исповедовать перед всеми ангелами и людьми: «Как Пророки видели, как Апостолы научили, как Церковь приняла, как приняли Учителя в догмат, как вселенная согласовала, как благодать осияла, как Истина доказала, как ложь изгнала, как Премудрость смело явила, как Христос подтвердил – так мыслим, так говорим, так проповедуем Христа, Истинного Бога нашего. Это вера Апостольская, то есть вера Отеческая, то есть вера Православная, которая утвердила вселенную!»
  

Артемий, епископ
Рашско-Призренский

Перевод с сербского
Екатерины Василевич

 

Страница: 1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11 - 12 - 13 - 14 - 15 - 16 - 17 - 18 - 19

Взгляд на события/История/Рубрики
почта

© 2005 "Дух христианина"

Сайт создан: 1 апреля 2005 г.