Электронный вариант газеты «Дух христианина»

 

Взгляд на события/История/Рубрики
почта

 

 

Газета выходит два раза в месяц

 

Страница: 1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11 - 12 - 13 - 14 - 15 - 16 - 17 - 18
 
СВЯТООТЕЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ

 

Слово в день Рождества Господа нашего Иисуса Христа

Сие да мудрствуется в вас, еже
и во Христе Иисусе: Иже, во образе
Божии Сый, не восхищением непщева
быти равен Богу, но Себе умалил, зрак
раба приим, в подобии человечестем быв,
и образом обретеся, якоже человек

(Флп. 2, 5–7)

   Как умалил Себя Сын Божий в Своем воплощении! Иному владыке не много нужно умалить себя, чтобы показаться в виде раба, но когда Господь – Великий и Вышний – является в образе раба, то есть в состоянии полного рабства и глубокого, какое свойственно рабству, уничижения, – тогда на столь чрезвычайное умаление Великого поистине невозможно взирать без чувства умиления и ужаса.<...> Умалил Он Себя и в самых обстоятельствах Своего земного рождения. Надлежало избрать народ, в котором бы Ему родиться. И Он избрал из всех народов земных малейший, не имеющий собственного правительства, многократно порабощаемый, близкий к новому порабощению, некогда благословенный, но уже <почти> отверженный. Надлежало избрать город. И Он избрал Вифлеем – столь малый, что и благоприятствующий ему Пророк не может скрыть сего нарекания на него и не находит иного средства его возвеличить, как Именем Рождающегося в нем Иисуса (см.: Мих. 5, 2). Надлежало избрать и Матерь и, чтобы до времени скрыть от неверующих тайну воплощения, надлежало узами закона, но не плоти присоединить к ней и мнимого отца. И вот избраны – хотя потомки царские – чтобы совершились обетования и пророчества, но уже один – древодел, а Другая – бедная сиротствующая Дева. И что еще? Если бы Господь родился в малом собственном или наемном жилище Иосифа, и Мария положила бы Его в бедной колыбели, – зрак раба, Им восприемлемый, может быть, не все имел бы черты, какие его составлять могут. Ибо могло найтись рабское жилище меньше Иосифова и колыбель беднее Марииной.
   Что же изобретает безконечно Великий, ищущий безконечного умаления?
   Августовым повелением написати всю вселенную (см.: Лк. 2, 1) приводит в движение народонаселение земли иудейской, дабы Иосифу нельзя было ни остаться в собственном жилище в Назарете, ни найти наемное в Вифлееме, когда наступило время родиться истинному Господу вселенной. И, таким образом Умаливший Себя даже до младенчества, уничижает Себя даже до скотских яслей вместо младенческой колыбели. Но и сим не ограничивается умаление Господа вселенной. Смотрите, как принимает Его земля, для спасения которой от греха, проклятия и смерти приходит Он!
   Приходит Он на землю, чтобы спасти ее, но погибельная земля не сретает, не прославляет, даже не видит своего Спасителя. Даже Иудея, где ведом Бог (Пс. 75, 2), – и она не ведает, что Бог явися во плоти (1 Тим. 3, 16) для спасения ее. А Иерусалим – град Божий (Пс. 86, 3)? – И он не в радости со Христом, пришедшим спасти мир, но в смятении с Иродом, ищущим погубить Отроча.
   Так не только умалил Себя Во образе Божии сый (Флп. 2, 6), равный Богу и Бог сый, но еще приял новый вид умаления от невежества и небрежения тех, из любви к которым Он умалил Себя.
   Но что много говорить о безмерно великом умалении безмерно великого Спасителя нашего?
Конечный ум не может следовать за Ним – как в Его восхождении превыше всех небес, так и в Его нисхождении до бездн нашего падшего естества.
   Чем же мы воздадим Ему за столь великое Его смирение, подъятое ради нас и нашего спасения?
   Ничем иным, как соответствующим первообразному смирению Господа своим собственным смирением. Мы сами должны смириться и как бы облечься в ризу Божественного смирения. Мы из бездны небытия призваны к бытию и не имеем ничего собственного, кроме греха, и потому так естественно нам смирение! Бог творит из ничего и наше спасение. И доколе мы хотим и думаем быть чем-либо, до тех пор Он не начинает в нас Своего дела, которое есть дело нашего спасения.
   Братие-христиане! Независящими от нас обстоятельствами мы поставлены в условия жизни крайне для нас унизительные. <...> В эти тяжелые мгновения нашей жизни вспомним, что первым прошел путем крайнего уничижения Сам Начальник нашего спасения Христос и Своим прохождением освятил этот путь.
   С этого времени путь уничижения есть воистину Божественный путь. Будем же терпеливо шествовать по нему вслед за Начальником нашего спасения. Ибо и по слову Апостола, если мы ныне терпим с Ним, то в свое время с Ним и царствовать будем (2 Тим. 2, 12). Аминь.

Архиепископ
Феофан (Быстров)

 


Россия, несомненно, восстановится

Слово в день Нового года

   Для внимательного наблюдателя времен нет никакого сомнения в том, что мы живем во времена, близкие ко второму пришествию Христа Спасителя на землю. Примечайте, как со дня на день умножаются знамения Его пришествия, Им Самим предуказанные и предназначенные: туга языков, глады и пагубы и трусы по местом, множество соблазнов, предательство друг друга, умножение беззакония, оскудение любви. И не так давно мы были свидетелями событий, когда восстал народ на народ и царство на царство (См.: Мф. 24, 7–12). И все сие, по слову Спасителя, есть начало болезней (Там же, 8), имеющих предшествовать кончине века сего. И то уже знамение, что многие дремлют, не обращая внимания на поразительные знамения времени! Ибо, по предреченным глаголам от свв. Пророков и Апостолов наших, приидет день Господень, яко тать в нощи (2 Петр. 3, 10).
   Что же, спросит кто-нибудь: неужели живем мы столь близко к кончине века сего, что нам, русским людям, не будет уже радости увидеть Отечество наше великим и сильным? Ответ на этот естественный вопрос мы можем найти в таинственном Апокалипсисе, или в Откровении о последних судьбах мира и человечества -- при внимательном чтении некоторых страниц сей книги.
   Я был в духе в день воскресный, – говорит о себе писатель сей книги св. Иоанн Богослов, – и слышал позади себя громкий голос, как бы трубный, который говорил: Аз есмь Альфа и Омега, Первый и Последний (Откр. 1, 10). Взойди сюда, и покажу тебе, чему надлежит быть вскоре (Там же. 4, 1). Следуя сему Божественному гласу, Тайновидец взошел на Небеса, и пред ним открылось следующее величественное и таинственное видение: увидел он Господа Саваофа, сидящего на Престоле. Пред Престолом Его море стеклянное, подобное кристаллу. А окрест Престола восседают на малых престолах двадцать четыре старца, облеченные в белые одежды, имеющие на главах своих золотые венцы. Сидящий на Престоле имел в деснице книгу, написанную внутри и отвне, запечатанную семью печатями.
   Неожиданно один из ангелов провозгласил громким голосом: Кто достоин раскрыть сию книгу и снять печати ее? И никто ни на небе, ни на земле, ни под землею не мог ни раскрыть сию книгу, ни посмотреть в нее. И я много плакал, – говорит Тайновидец, – о том.
   Тогда один из старцев сказал мне: не плачь. Вот Лев от колена Иудина, Корень Давидов, победил и может раскрыть сию книгу и снять семь печатей ее. И я взглянул, и вот посреди престола стоял Агнец, как бы закланный. И Он пришел и взял книгу из десницы Сидящего на Престоле и стал снимать печати ее. Последовательно снял Он первые четыре печати, и по мере снятия сих печатей начали постигать землю несчастья, символически изображаемые у Тайновидца в виде таинственных всадников на конях белом, огненно-красном, черном и бледном.
   Первый всадник вышел как победоносный, и чтобы победить. Второму дано взять мир с земли, и чтобы люди убивали друг друга. Третьему поручено наказать человечество неравенством богатства и бедности. (См.: Откр.4; 5; 6).
   А о четвертом говорится: вышел конь бледный, и на нем всадник, которому имя смерть, и ад следовал за ним, и дана ему власть над четвертою частью земли – умерщвлять мечом, и гладом, и мором, и зверями земными (Там же. 6, 1–8). А когда затем Агнец снял пятую печать, я увидел, – говорит Тайновидец, – под жертвенником души убиенных за Слово Божие и за свидетельство об Агнце, которое они имели. И возопили они громким голосом, говоря: доколе, Владыко Святый и Истинный, не судишь и не мстишь живущим на земле за кровь нашу? И даны были каждому из них одежды белые, и сказано им, чтобы они успокоились еще на малое время, пока и сотрудники их и братия их, которые будут убиты, как и они, дополнят число (Там же, 6, 9–11).
   Таково таинственное видение Тайновидца. Что же мы можем извлечь из него для себя?
   Можно не сомневаться, братие, в том, что мы живем во времена апокалиптические и переживаем события апокалиптические. В частности, сличение пережитых и переживаемых нами бедствий с соответствующими изречениями евангельскими и апокалиптическими дает основание думать, что ныне сняты Агнцем уже четыре печати с книги, которую содержит в деснице Своей Сидящий на Престоле, виденный Тайновидцем. Не сотни, не тьмы, а тьмы тем братьев наших в великой войне и в последовавших за нею ужасах смуты и безначалия положили души свои за Слово Божие и за свидетельство об Агнце. Вот эти-то многочисленные сонмы убиенных за Слово Божие и за свидетельство об Агнце вопиют ныне к Престолу Божию и взывают к правде Божией об отмщении за содеянные сынами века сего преступления.
   И смотрите, какой ответ дает им на это усердное их моление Премудрость Божия. Она просит их успокоиться на малое время, пока и сотрудники их и братия их, которые будут убиты, как и они, дополнят число (Там же. 6, 11) увенчанных мученическим венцом. Отсюда следует, что после всех ужасов войны и безначалия все-таки дано будет успокоиться миру, хоть и на малое время.
Но мир не может успокоиться без восстановленной и успокоенной России. Россия же не может восстановиться, доколе не будет низвергнута в ней власть тьмы и доколе не будет утверждена в ней власть законная и по праву человеческому и по праву Божественного помазания. Следовательно, Россия, несомненно, восстановится; восстановится в ней и законная власть. Но это успокоение дано будет и русским людям, и прочим сынам века сего для того, чтобы готовились они к последней великой борьбе с антихристианством, во время которой и будет восполнено предопределенное от времен вечных число мучеников, имеющих пострадать за Слово Божие и за свидетельство об Агнце.
   Близок мир к нам, братие, но близок и конец мира сего. Неправедный да делает еще неправду, нечестивый да сквернится еще, праведный же да творит правду еще, и святый да освящается еще. Се гряду скоро, глаголет Господь, и возмездие мое со мною, чтобы воздать каждому по делам его (Откр. 22, 11–12).
   Блаженны мы, если можем со своей стороны и сердцем, и устами от глубины души воззвать в ответ на это: Ей, гряди, Господи Иисусе! (Там же. 20). Аминь.

Архиепископ
Феофан (Быстров)

Фото свящ. Владимира Колосова
http://foto.orthodoxy.ru

 

Страница: 1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11 - 12 - 13 - 14 - 15 - 16 - 17 - 18

Взгляд на события/История/Рубрики
почта

© 2005 "Дух христианина"

Сайт создан: 1 апреля 2005 г.