Электронный вариант газеты «Дух христианина»

 

Взгляд на события/История/Рубрики
почта

 

 

Газета выходит два раза в месяц

 

Страница: 1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11 - 12 - 13 - 14 - 15 - 16 - 17 - 18
 
ВЕРА, САМОДЕРЖАВИЕ, НАРОД

 

Русская идеология

Продолжение.
Начало в № 17 (83)

 

   Нет нужды доказывать, что Божественное Откровение в своем свидетельстве о происхождении царской власти от Бога в то же время говорит нам, что она есть власть самодержавная. Это самодержавие исходит из самой природы власти. Ведь никто из людей, водимых голосом разума и совести, не будет оспаривать естественное и Божественное право отца налагать свою волю на детей, требовать от них ее исполнения и наказывать их за ее нарушение. Всякое ограничение детьми воли отца и нежелание повиноваться ей в то время, когда она соответствует воле Божией, есть ни что иное, как преступление. Власть отца по отношению к своим детям является самодержавной.

Венчание на Царство Императора Александра III. 15 мая 1883 г.

   Такою же самодержавной является и власть царя, ибо он получает ее не от народа, и потому она не может быть народом ограничена и перед ним ответственна. Царская власть – как происшедшая от Бога – только перед Ним ответственна и может ограничиваться только волей Самого Бога, Его святыми законами, с которыми она должна строго сообразовываться, не уклоняясь от них.
   Впрочем, мы находим на это и прямое указание Священного Писания. При установлении царской власти в Ветхом Завете Господь потребовал, чтобы царь был полным владыкой израильского народа и его повелителем. Господь сказал израильтянам: и сами вы будете ему рабами (1 Цар. 8, 17). Но когда он сядет на престоле царства своего, должен списать для себя список закона сего с книги, находящейся у священников левитов, и пусть он будет у него, и пусть он читает его во все дни жизни своей, дабы научался бояться Господа, Бога своего, и старался исполнять все слова закона сего и постановления сии; чтобы не надмевалось сердце его пред братьями его, и чтобы не уклонялся он от закона ни направо, ни налево, дабы долгие дни пребыл на царстве своем он и сыновья его посреди Израиля (Втор. 17, 18–20).
   Таким образом, Священное Писание, повествуя об учреждении царской власти от Бога, свидетельствует о ее самодержавности. Но вместе с тем Божественное Откровение показывает нам и ее благодетельное значение для народа. Господь учредил самодержавную власть царя для того, чтобы он спасал израильский народ от врагов его (см.: 1 Цар. 9, 16). Эта власть обезпечивает жизнь тихую и безмятежную во всяком благочестии и чистоте (1 Тим. 2, 2), являясь источником временной счастливой, святой и спасительной нашей жизни.
   О единодержавной, или самодержавной, власти царя и о ее великом благотворном для нас значении учит митрополит Филарет. «Как небо, – говорит он, – безспорно лучше земли, и небесное лучше земного: то так же безспорно лучшим на земле должно быть признано то, что на ней устроено по образу небесного, как и сказано было Боговидцу Моисею: Смотри, сделай <…> по тому образцу, какой показан тебе на горе (Исх. 25, 40).
   Согласно с этим Бог по образу Своего небесного единоначалия учредил на земле власть царя; по образу своего небесного вседержительства устроил на земле царя самодержавного; по образу Своего царства непреходящего <…> поставил на земле царя наследственного.
   Не вдадимся в область умозрений и состязаний, в которой некоторые люди, более других доверяющие своей мудрости, работают над изобретением <…> лучших, по их мнению, начал для преобразования человеческих обществ <…>. Но еще нигде и никогда не создали они тихого и безмолвного жития <…>. Они умеют потрясать древние государства, но не умеют создать ничего прочного <…>. Они тяготятся отеческою и разумною властью царя и вводят слепую и жестокую власть народной толпы и безконечные распри искателей власти. Они прельщают людей, уверяя, будто ведут их к свободе; а в самом деле влекут их от законной свободы к своеволию, чтобы потом полноправно низвергнуть их в угнетение.
   Надежнее самодельных умствований должно учиться царственной истине из истории народов и царств <…>, писанной не страстьми человеческими, а святыми пророками Божиими, то есть – из истории древле избранного и Богоправимого народа Божия. Эта история показывает, что лучшее и полезнейшее для человеческих обществ делают не люди, а человек, не многие, а один. Так:
   какое правительство дало еврейскому народу государственное образование и закон? – Один человек, Моисей;
   какое правительство распоряжалось завоеванием обетованной земли и распределением на ней племен народа еврейского? – Один Иисус Навин;
   во времена судий – один судия спасал от врагов и зол целый народ.
   Но как власть была не непрерывная, а пресекалась со смертию каждого судии, то, по пресечении единоначалия, народ приходил в расстройство, благочестие оскудевало, распространялось идолопоклонство и повреждение нравов; затем следовали бедствия и порабощение иноплеменниками. И в объяснение таких нестроений и бедствий в народе священный бытописатель говорит, что в те дни не было царя у Израиля; каждый делал то, что ему казалось справедливым (Суд. 21, 25).
   Вновь явился один, полномощный силою молитвы и дара пророческого, Самуил; и народ огражден от врагов, безпорядки прекращены, благочестие восторжествовало.
   Потом для непрерывного единоначалия Бог в народе Своем поставил царя. И такие цари, как Давид, Иосафат, Езекия, Иосия, представляют в себе образцы того, как успешно самодержавный государь может и должен служить к прославлению Царя небесного в земном царстве человеческом, а вместе с тем – к утверждению и охранению истинного благоденствия в народе своем <…>. И во времена новой благодати Всепромыслитель Бог благоволил призвать единого Константина, и в России единого Владимира, которые апостольски просветили свои языческие царства светом Христовой веры и тем утвердили незыблемые основания их величию.
Благо народу и государству, в котором единым, всеобщим и вседвижущим средоточием, как солнце во вселенной, стоит царь, свободно ограничивающий свое неограниченное самодержавие волею Царя Небесного, мудростью яже от Бога».
   Настоящее свидетельство знаменитого архипастыря русской Церкви для нас, в особенности теперь, является ценным. Митрополит Филарет принадлежит к числу таких великих святителей Православной Церкви, которые насчитываются единицами. Вследствие обильных поразительных проявлений в нем даров Святаго Духа: мудрости, целения недугов, прозорливости, богословского ведения, а также по святости жизни и аскетическим подвигам его можно сравнить с такими великими святителями, как Василий Великий, Иоанн Златоуст, Григорий Богослов. Тем, чем они были для всей древней Церкви в защите Православия и насаждении в людях чистоты христианской жизни, тем явился для русской Церкви и митрополит Филарет.
В данных словах своих он не только безподобно изобразил все благодетельное значение царской самодержавной власти в жизни ветхозаветного избранного и русского православного народа, но пророчески предрек то ужасное угнетение, в которое последний низвержен ныне Богом, а лучше сказать – сам низринулся по допущению Божиему <…>.
   Причем здесь указана и причина этого несчастья, которая состоит в том, что русские люди удалились от Божественной истины Священного Писания в его учении о благодетельном значении единодержавной, или самодержавной, власти. Они восприняли вместо истины диавольскую ложь тех либеральных русских вождей, вся «мудрость» которых заключалась лишь в проповеди разрушительного еврейского социалистического учения о призрачных свободах. Вся их сила была направлена только на уничтожение Православной веры и основанной на ней нашей царской власти – источника величия и славы России.
   Вместе с тем из настоящих слов митрополита Филарета мы можем черпать для себя и указание, что следует нам, русским людям, делать теперь для спасения и возрождения нашей Родины. Эти золотые слова побуждают нас направить все наши силы к тому, чтобы у нас, в России, была восстановлена царская самодержавная власть.
   И мы не можем игнорировать настоящего призыва нашего великого архипастыря, ибо призыв этот основан на Божественном Откровении и святоотеческом учении. Содержание слов митрополита Филарета совпадает по своей сущности и принципиальному значению, в частности, с учением величайшего исповедника и отца Церкви св. Феодора Студита.
   Вот как учит сей Святой Отец о значении единодержавной (самодержавной) власти: «Един есть Господь, – говорит он, – и законоположник, как написано: одна власть и одно Богоначалие над всем. Это единоначалие – источник всякой премудрости, благости и благочиния, – простираясь на все, от благости Божией получившие начало твари, без произволения их, дано по подобию Божию устроять в порядках жизни своей произвольно только одному человеку. Ибо божественный Моисей в описании происхождения мира, из уст Божиих исшедшее, приводит слово: сотворим человека по образу Нашему и по подобию Нашему (Быт. 1, 26). Отсюда – учреждение между людьми всякого начальства и всякой власти, особенно в Церквах Божиих: один Патриарх в патриархате, один митрополит в митрополии, один епископ в епископии, один игумен в монастыре, и в мирской жизни, если хочешь послушать, один царь, один полководец, один капитан на корабле. И если бы во всем этом не управляла воля одного, то ни в чем не было бы строя и порядка, и не на добро бы это было, ибо разноволие разрушает все».
   Таково учение о самодержавной царской власти и ее значении в нашей жизни по данным Божественного Откровения и святоотеческого учения. Но это не все. В Священном Писании мы находим учение о царе как о помазаннике Божием. Избирая в цари израильские Саула, Господь повелевает пророку Самуилу помазать его елеем (см.: 1 Цар. 9, 16), что и сделал Пророк, сказавший Саулу, что его осенит Дух Господень. Точно так же, когда Господь предопределил Давида быть царем израильского народа, то Он повелел тому же пророку Самуилу помазать его на царство: Наполни рог твой елеем, <…> встань, помажь его, ибо это он (1 Цар. 16, 1, 12). И после этого помазания сошел на него Дух Святый, почему в Библии и сказано: помазал его среди братьев его, и почивал Дух Господень на Давиде с того дня (Там же, 13).
   Отсюда ведет свое начало Таинство Миропомазания, которое совершалось над царями в Византии, а затем и у нас в России над великокняжескими и царскими самодержцами.
   Это помазание является многознаменательным по своему значению фактом, одинаково – как для царя-самодержца, так и для его подданных, ибо оно увеличивает его авторитет и достоинство, делая его священным и осуществляя над ним слова Священного Писания: вознес избранного из народа <…>, святым елеем Моим помазал его <…>. И истина Моя и милость Моя с ним (Пс. 88, 20–21, 25). Замечательно, что Господь за много веков до поставления Им царя, помазанника Божиего, обещал Аврааму – несомненно, как величайшую для него награду, происхождение от него царей, говоря: и весьма, весьма расположу тебя, и произведу от тебя народы, и цари произойдут от тебя. Это обстоятельство, а также тот факт, что учреждение царя предвозвещалось за много веков прежде еще Аврааму Богом и, следовательно, есть дело Его вечного предопределения, показывает нам, как высоко мыслится в очах Бога достоинство царя, помазанника Божиего. Такое достоинство для нас должно быть понятным. Через Таинство Миропомазания царь делается священною особою. С этого момента его власть окружается Божественным ореолом, что в особенности важно в глазах верующего народа для его повиновения своему царю.
   Впрочем, не один только священный авторитет дает царю его помазание. В последнем сообщаются ему дары Святаго Духа, Его Божественная благодать, необходимая для царского управления, имеющего целью не только заботу об земном благоденствии подданных, но преимущественно с момента его помазания и заботу об их вечном спасении. С этого времени царь своею самодержавною властью обязывается быть покровителем Православной Церкви, заботиться о водворении мира в святых Божиих Церквах, наблюдать за точным исполнением церковных постановлений в жизни подданных – и мирянами, и духовенством, в особенности – касательно чистоты Православной веры, и даже иметь попечение о распространении веры среди язычников.
   И эта благодать не воспринималась царями тщетно, если только они ей не противились. История Христианской Церкви показывает нам, как покровительствовали ей цари, помазанники Божии, и какие неисчислимые услуги оказали ей христианские государи в борьбе с язычниками и еретиками для торжества Православной веры. Помазание соделаловало их, благодаря их самодержавной власти, могущественным оплотом для борьбы со злом. Вот почему свт. Иоанн Златоуст учил, что царская власть, которая была при нем, разумеется, и самодержавной и христианской, – есть именно то начало, которое удерживает пришествие в мир антихриста.
   Так смотрел на царскую власть самодержавного царя-помазанника и еп. Феофан Затворник, и другие светильники нашей Церкви, имея в виду тех царей, которые своею деятельностью оправдывали полученную ими благодать в таинстве миропомазания на царство. Так смотрели на царей, помазанников Божиих, и все истинно верующие русские люди, сознавая, что через Богом данную царям власть ими выполняется их Божественное предназначение быть основою благоденствия России, ограждать ее от антихристова зла и насаждать в ней христианскую жизнь.

Продолжение следует

 

Страница: 1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11 - 12 - 13 - 14 - 15 - 16 - 17 - 18

Взгляд на события/История/Рубрики
почта

© 2005 "Дух христианина"

Сайт создан: 1 апреля 2005 г.