Электронный вариант газеты «Дух христианина»

 

Взгляд на события/История/Рубрики
почта

 

 

Газета выходит два раза в месяц

 

Страница: 1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11 - 12 - 13 - 14 - 15 - 16 - 17 - 18
 
РУССКАЯ СВЯТОСТЬ

 

ПЛОД БОГОПРИЯТНЫЙ ВЕРЫ ПРАВОСЛАВНОЙ

Аще кто не имеет Духа Христова,
тот и не Его (см.: Рим. 8, 9).
Подумай глубже об этих словах,
и соблюди их в сердце твоем,
и осуществи их жизнию твоею.

Св. прав. Иоанн
Кронштадтский

   Cледуя богопротивным языческим обычаям и неправославному, введенному богоборцами в советские годы григорианскому календарю1, 20 декабря / 2 января многие русские люди продолжают безчинные празднества так называемого гражданского Нового года. Для православных же этот день – один из строгих дней Рождественского поста – в этом году ознаменован 100-летием со дня блаженной кончины великого праведника, молитвенника и чудотворца Иоанна Кронштадтского.
   Отец Иоанн родился 19 октября / 1 ноября 1829 г. на далеком севере России – в селе Сура Пинежского уезда Архангельской губернии, в семье бедного сельского дьячка Илии Сергиева и жены его Феодоры. Поскольку новорожденный был очень слабеньким, родители поспешили его окрестить и дали ему имя Иоанн – в честь преп. Иоанна Рыльского, память которого совершалась Церковью в тот день. После крещения мальчик стал поправляться, а благочестивые мать и отец, воспитывая сына, старались направлять все его мысли и чувства к Богу.
 

   О богобоязненности родителей Святого ясно свидетельствует следующий случай. Однажды Великим постом, уже будучи священником, отец Иоанн серьезно заболел, и врачи посоветовали ему пить молоко для поддержания сил. Тогда он ответил, что согласен пить молоко, но только в том случае, если мать даст ему на это свое родительское благословение. По поручению больного в Суру, на его родину, было отправлено письмо, и мать ответила, что она дает сыну свое родительское благословение, но разрешить употреблять постом скоромное не может. Вот как тверда была вера женщины, давшей миру великого светильника Церкви Христовой! Любая другая мать наверняка сказала бы: «Пей молоко, сынок, чтоб поправиться, если доктор велит». Но родительница Святого помнила слова Писания: праведный верою жив будет (Гал. 3, 11) и, не страшась за здоровье сына, не разрешила нарушить повеление Божие о посте. Узнав о таком ответе, врачи сказали отцу Иоанну, что без питания он умрет, на что Батюшка ответил: «Воля Божия. Неужели вы думаете, что я променяю благословение матери и заповедь Господа „чти отца твоего и матерь твою“ на жизнь?» Вопреки предсказаниям медиков отец Иоанн вскоре выздоровел.
   Из детства Святого известен один чудесный случай, подобный тому, что произошел с преп. Сергием Радонежским. Отроку Иоанну с большим трудом давалась грамота, что сильно его печалило, но и подвигало на усердные молитвы к Богу. И однажды ночью, после горячих молитв, с глаз мальчика точно спала завеса, легко и радостно стало на душе. Чуть рассвело, он вскочил с постели, схватил книги и – о, чудо! – стал читать гораздо лучше, стал хорошо понимать и запоминать прочитанное. С той поры Святой начал успевать в учебе: одним из первых учеников окончил училище, первым завершил обучение в Архангельской духовной семинарии и был принят в Санкт-Петербургскую духовную академию.
   В академии отец Иоанн мечтал о миссионерской деятельности в Северной Америке и Сибири; но вскоре понял, что внешне образованные «дикари» Петербурга зачастую знают Христа не лучше, чем невежды дальних стран.
   Однажды Батюшка заснул и во сне увидел себя священником, служащим в Кронштадтском Андреевском соборе, в котором в действительности никогда не был. А спустя некоторое время ему предложили вступить в брак с дочерью протоиерея этого собора, девицей Елизаветой, и принять священный сан для служения в сем храме. Вспомнив свой сон, Святой принял предложение. Однако после венчания жил с женой как сестрой: «Счастливых семей, Лиза, и без нас много, – сказал Праведник своей супруге в первый день брачной жизни. – А мы с тобой давай посвятим себя на служение Богу». И до конца своих дней он сохранил себя в девстве и целомудрии.
   Еще в детстве, в условиях крайней материальной нужды, отец Иоанн познал безотрадность бедности, горя, слез и страданий. Это сделало его сосредоточенным, вдумчивым и воспитало в нем глубокое сострадание к бедным и убогим. «Нужно любить всякого человека – и в грехе его, и в позоре его, – говорил добрый Кронштадтский пастырь, – не нужно смешивать человека – этот образ Божий – со злом, которое в нем». С таким сознанием, исполненный духа подлинной Христовой любви, он шел к нравственно погибшим, всеми презираемым людям.
   Необыкновенно трогателен рассказ одного ремесленника, возродившегося духовно благодаря Святому: «Мне было тогда годов 22–23. Теперь я старик, а помню хорошо, как увидел первый раз Батюшку. У меня была семья, двое детишек. Я работал и пьянствовал. Семья голодала. Жена потихоньку по миру собирала. Жили в дрянной конурке. Прихожу раз не очень пьяный. Вижу, какой-то молодой батюшка сидит, на руках сынишку держит и что-то ему говорит ласково. Ребенок серьезно слушает. Кажется, батюшка был как Христос на картине „Благословение детей“. Я было ругаться хотел: вот, мол, шляются... да глаза батюшки, ласковые и серьезные, меня остановили: стыдно стало. Опустил я глаза, а он смотрит – прямо в душу глядит. Начал говорить. Не смею передать все, что он говорил. Говорил про то, что у меня в каморке рай, потому что где дети, там всегда и тепло, и хорошо, и о том, что не нужно этот рай менять на чад кабацкий. Не винил он меня, нет, все оправдывал, только мне было не до оправдания. Ушел он, а я сижу и молчу... Не плачу, хотя на душе так, как перед слезами. Жена смотрит… И вот с тех пор я человеком стал...»
   Пастырский подвиг отца Иоанна, неугодный врагу рода человеческого, вызывал различные нарекания у людей: многие не признавали искренности его настроения, глумились над ним, клеветали на него устно и в печати, обзывали юродивым. Действительно, щедрость Батюшки, его воистину евангельская нестяжательность доходили до самозабвения. Одно время епархиальное начальство даже воспретило выдавать ему на руки жалование, так как он, получив его, все до последней копейки раздавал нищим. Но все эти испытания и глумления Святой мужественно переносил, ни в чем не изменяя в угоду нападавшим на него принятого образа жизни. И впоследствии именно за то, над чем поначалу смеялись, за что поносили, клеветали и преследовали, стали его прославлять, уразумев, что отец Иоанн – истинный пастырь Христов, полагающий душу за овцы (см.: Ин. 10, 11).
   Со временем вместе со славою к Батюшке стали стекаться и большие суммы денег на благотворительность, и он одной рукой принимал их, а другой тут же раздавал. Известен, например, такой случай: получив однажды при стечении народа пакет из рук купца, Святой тут же передал его в протянутую руку бедняка, даже не вскрыв. Купец заволновался: «Батюшка, да там тысяча рублей!» – «Его счастье», – спокойно ответил безсребреник. Однако иногда он отказывался принимать пожертвования, если деньги эти были получены нечистым путем, – так проявлялась прозорливость Святого.
   Отец Иоанн имел и дар чудотворения, прославивший его на всю Россию, а также далеко за ее пределами. Сохранилась даже точная запись смиренного рассказа отца Иоанна о самом первом чуде, которое совершилось по его молитвам:
   «Кто-то в Кронштадте заболел. Просили моей молитвенной помощи. У меня и тогда уже была такая привычка: никому в просьбе не отказывать. Я стал молиться, предавая болящего в руки Божии, прося у Господа исполнения над ним Его святой воли. Но неожиданно приходит ко мне одна старушка, которую я давно знал. Она была богобоязненная, глубоко верующая женщина, проведшая свою жизнь по-христиански и ныне в страхе Божием кончившая свое земное странствование. Приходит она ко мне и настойчиво требует, чтобы я молился о болящем не иначе, как о его выздоровлении. Помню, тогда я почти испугался: „Как я могу, – думал я, – иметь такое дерзновение?“ Однако эта старушка твердо верила в силу моей молитвы и стояла на своем. Тогда я исповедал пред Господом свое ничтожество и свою греховность, увидев волю Божию в этом деле, и стал просить для болящего исцеления. И Господь послал ему милость Свою – он выздоровел. Я же благодарил Господа за эту милость. И в другой раз по моей молитве исцеление повторилось. Я тогда в этих двух случаях уже прямо усмотрел волю Божию, новое себе послушание от Бога – молиться за тех, кто будет этого просить».
   Народное почитание доброго Кронштадтского пастыря было чрезвычайно велико уже при жизни, и кончина Святого поразила скорбью всю православную Россию. По свидетельствам очевидцев этого события, в России того времени не было случая, чтобы многотысячная толпа одновременно так глубоко переживала скорбь утраты. Петербург помнит десять тысяч человек на похоронах Императора Александра II, помнит тридцать тысяч на похоронах Достоевского, но такое множество скорбящего православного люда (не менее шестидесяти тысяч), какое провожало в последний путь отца Иоанна – случай безпримерный. На всем пространстве от Кронштадта до Ораниенбаума и от Балтийского вокзала в Петербурге до Иоанновского монастыря, основанного Батюшкой – толпы плачущего народа. «Батюшка ты наш, на кого ты нас покидаешь?» – взывали люди.
   После блаженной кончины Праведника почитание его не прекратилось, равно как и случаи чудесной помощи Божией по его молитвам в различных обстояниях. Прославление же отца Иоанна в лике святых совершилось на Поместном Соборе Русской Православной Церкви в июне 1990 г.
   Ныне великий праведник, молитвенник и чудотворец Иоанн Кронштадтский известен всему православному миру. Кроме того, отец Иоанн – дивный проповедник и учитель Истины Божией, оставивший нам в назидание свои писания.
Однако в настоящее время, мы, к сожалению, видим, как его святость негласно ставится под сомнение некоторыми либерально настроенными иерархами и священниками – их поступки и слова буквально перечеркивают богомудрые поучения Батюшки, изреченные через него Духом Святым.
   Так, отец Иоанн говорил, что единственной богоустановленной, богоугодной и приемлемой для России формой государственного правления является Монархия – Самодержавная власть Помазанника Божия. Он взывал к русским людям, умоляя хранить верность Царю и предрекая нашему Отечеству страшные бедствия в том случае, если она иссякнет: «Русский Государь есть единственный православный Помазанник Божий и образ державы Бога на земле, первый венценосный сын Церкви».
   «Власть монархическая неограниченная есть установление Божественное как самое естественное, мудрое и полезное. Нынешние безпокойные, непризванные политики питают вожделения конституционного или республиканского правления и в России, но они не понимают истории и характера русского народа, который не может быть без Царя Самодержавного, который живет им и в нем и в благополучии и злополучии, и на него одного, после Господа и Царицы Небесной, возлагает свои надежды».
   «Что было бы с Россией, если бы эти „самодержцы“ (т.е. революционеры, – примеч. ред.) воцарились в России? Не забудьте, что этими самодержцами были бы инородцы и иноверцы, враги России и веры Православной, которые намеревались лишить церкви иконного благолепия, небоподобного богослужения, лишить их имуществ и свободы и совсем закабалить русских и веру их, а свои веры сделать господствующими. О, да будет вечно на Престоле Царь Православный... Русский народ! Твердо держись Царя Православного и веры своей; познавай более и более, глубже и глубже, сколь она животворна, спасительна; сколь она угодна Небесам...»

   Как известно, либералы часто именуют «имперским мифом» изречение «Демократия в аду, а на Небе – Царство», нарочно умалчивая, что оно также принадлежит прав. отцу Иоанну Кронштадтскому.
   На прошедшем в конце июня 2008 г. Архиерейском соборе был представлен «Богословско-канонический анализ писем и обращений, подписанных Преосвященным Диомидом2, епископом Анадырским и Чукотским», составленный Синодальной богословской комиссией под председательством митрополита Минского и Слуцкого Филарета (Вахромеева).
   Этот документ гласит: «Епископ Диомид требует осудить демократическую форму государственного правления, считая, что „единственная богоустановленная форма правления – монархия“ или „самодержавная власть Помазанника Божия“. Это утверждение не соответствует позиции нашей Церкви, ясно выраженной в III главе „Основ социальной концепции“, где, в частности, говорится: „Во взаимоотношениях между Церковью и государством должно учитываться различие их природ. Церковь основана непосредственно Самим Богом – Господом нашим Иисусом Христом; богоустановленность же государственной власти являет себя в историческом процессе опосредованно. Целью Церкви является вечное спасение людей, цель государства заключается в их земном благополучии. <…> Церковь не считает для себя возможным становиться инициатором изменения формы правления, а Архиерейский Собор Русской Православной Церкви 1994 г. подчеркнул правильность позиции о непредпочтительности для Церкви какого-либо государственного строя, какой-либо из существующих политических доктрин“».
   Хотелось бы знать, о какой же церкви говорил митрополит Филарет, пытаясь доказать, что утверждение о богоустановленности Монархии не соответствуют ее позиции? Очевидно, он имел в виду кучку экуменистов, узурпировавших власть в РПЦ и принимающих антиканоничные и несоответствующие учению Церкви документы, но никак не Церковь святого праведного Иоанна Кронштадтского и всех святых – Церковь Божию.
   Известен нам отец Иоанн Кронштадтский и как ревностный поборник правоверия и обличитель еретических отступлений различных неправославных конфессий:
   «Множество существует отдельных вероисповеданий христианства, с различным устройством внешним и внутренним, с различными мнениями и учениями, нередко противными Божественной Истине Евангелия и учению св. Апостолов, Вселенских и Поместных соборов и Св. Отцов. Нельзя считать их все за истинные и спасительные: безразличие в вере или признание всякой веры за одинаково спасительную ведет к безверию или охлаждению к вере, к нерадению об исполнении правил и уставов веры, к охлаждению христиан друг к другу. Симоне, Симоне, се сатана просит вас, дабы сеял, яко пшеницу (Лк. 22, 31). Это он, сатана, и сделал и делает, то есть породил расколы и ереси. Строго держитесь Единой Истинной Веры и Церкви: Едина вера, едино крещение, един Бог и Отец всех (см.: Еф. 4, 5–6)».
   Экуменисты, когда речь заходит о св. прав. Иоанне Кронштадтском, часто говорят, что он исцелял своей молитвой не только русских православных людей, но и мусульман, и евреев.
На это можно ответить, что в данном случае отец Иоанн действовал в соответствии со Святым Писанием и не нарушал церковных канонов. Он оказывал милость всем без исключения, в том числе и еретикам, как и Господь изливает свои богатые милости на всех людей, ибо солнце встает над праведными и грешными, над правоверными и заблудшими (см.: Мф. 5, 45).
   Да, Батюшка действительно любил всех людей, в том числе и еретиков, но его любовь была истинной, совершенно отличной от «любви» экуменистов – он прежде всего старался обратить иноверцев от их заблуждений в Православие. «Благодарю Господа, послушавшего и слушающего молитвы мои при виде всеспасительной и страшной Жертвы (Тела и Крови Христовых) о заблудших в вере великих обществах, христианскими именуемых, но в существе отступнических: католического, лютеранского, англиканского и иных».
   Особого внимания заслуживает отношение кронштадтского пастыря к католикам. Он неоднократно обличал как богохульные догматы их суеверия, так и проистекающую из них нравственную деградацию: «Ну, уж и натворили папы в своей папской церкви разных фокусов, разных ложных догматов, ведущих к фальши и в вере, и в жизни. Это вполне еретическая церковь».
   «Гвоздь католической гордости и католической лживости в догматах, в управлении и нравоучении – это есть главенство папы, мнимое и неправильное понимание изречения Спасителя: Ты еси Петр, и на сем камени создам Церковь Мою, и врата адова не одолеют ея (Мф. 16, 18). Всеми Святыми Отцами первых и последующих веков признано, и самими первыми православными папами, что под основанием – камнем – надо разуметь Самого Господа Иисуса Христа: камень же бе Христос (1 Кор. 10, 4). В доказательство, самое верное и наглядное, привожу слова, имеющие подобный оборот из Евангелия от Иоанна: разорите церковь сию (Ин. 2, 19) (под Церковью разумеется нерукотворенный Храм Тела Господня, а не иерусалимский храм, как можно было бы разуметь по течению речи). Под Церковью Господь разумел именно Свое Пречистое Тело, как и под камнем-основанием нужно разуметь Самого Христа, а не преемника Петра-апостола, или самого Петра. Это ясно. А папы вообразили себя главами Церкви и основанием ее, и даже наместниками Христовыми, что нелепо и ни с чем несообразно».
   «Папа распоряжается судьбою небесной и земной Церкви, располагает заслугами святых по произволу: вводит в чистилище и выводит <...>, индульгирует (индульгенции раздает верующим). Просто доходит до смешного, если бы это не было крайне прискорбно и пагубно. И как не замечают этого сами папы, кардиналы, прелаты, ксендзы, иезуиты? Ведь вера католическая поставлена наскоро, по характеру. Все продано; все взял папа во власть свою, все спасение католиков. А оттого у католиков ныне нет прославленных святых, есть только сфабрикованные, деланные по папскому произволу. А Православная Церковь, как Сад Эдемский, усажена святыми. Послушайте, в Апокалипсисе Иоанна Богослова о какой Церкви говорится: изблевати тя от уст Моих имам (Откр. 3, 16)? Я думаю, о католической и реформаторской. Посмотрите, что папы сделали из веры Христовой Православной? Какую ахинею? Кто папа? Идол, не Христос, – говорили ему публично служители: Ты наместник Христа».
   Латинянам, разумеется, были не по нраву обличительные слова Праведника, имеющего столь высокий авторитет в народе, и, подражая отцу лжи, они стали распространять невероятную клевету, дабы смутить православные души. В западном крае католические ксендзы утверждали, что св. прав. Иоанн Кронштадтский перешел в католичество и только поэтому он так прославился прозорливостью и чудотворениями. Несмотря на чудовищную нелепость, клевета эта получила распространение и повторялась даже после смерти Святого.
   Так, в 1932 г. в г. Вильно в иезуитском журнале под названием «К соединению» некий ксендз Семяцкий не постыдился опубликовать следующие строки: «Отец Иоанн Кронштадтский много совершал чудес, пока был католиком, но как только отрекся от католичества, сила чудотворения оставила его».
   Но вот ответ на безстыдную католическую ложь самого Святого в проповеди, произнесенной в г. Витебске в апреле 1906 г.: «Сильно желал я, дорогие отцы, братия и сестры, побеседовать с вами здесь, в нашем городе и храме, во славу Божию и Святой непорочной нашей Веры и Церкви и к утверждению вашему на спасительном пути.
   Почему я хотел с особым желанием побеседовать с вами? А вот почему. Живя и служа в Кронштадте священником вот уже 51-й год, я за последнее время получал много писем из западного польского края, особенно Гродненской и Виленской губерний, писанных, так сказать, кровавыми слезами, с горькими жалобами на католических патеров и их приспешников – мирян-католиков, на гонение от них православных христиан и принуждение всяческими насильственными мерами к переходу в католичество, причем патеры без всякого зазрения совести клеветали на меня, что я будто перешел в католическую веру, да и сам Царь якобы сделался католиком и всем велит принимать католическую веру. Столь безсовестно клевеща на меня и Царя, католики многих православных крестьян заставили принять католичество и навязали им чуждую веру. Это ли дух Христов? Не доказывают ли патеры образом своих действий, что католическая вера не имеет сама в себе жизненной силы, покоряющей ум, сердце и волю человека к добровольному последованию ей, и что последователи ее завлекают людей правомыслящих только насилием и обманом?
   Дорогие отцы и братья! Вы знаете мое твердое пребывание и служение в Церкви Православной вот уже 50 лет, знаете, может быть, и мою всегдашнюю ревность по Вере правой, знаете о моих многочисленных писаниях во славу Божию и Церкви Православной и о многочисленных знамениях силы Божией, явленных не только над православными христианами, но и над католиками и лютеранами, и даже евреями и магометанами, когда они с верой обращались к посредству моих молитв. Об этом свидетельствовали и свидетельствуют хроники газетные и неложные, правдивые показания очевидцев. Свидетельствую и я ныне перед всеми вами и перед Всевидящим Богом, что и поныне не оскудевают у нас чудеса исцелений. Значит ли это, что вера Православная – мертвая вера, как клевещут католики? Не свидетельствует ли она непрестанно о своей жизненности и спасительности, о своей Богоугодности?
   Я не хочу приводить во свидетели католической всякой неправды безпристрастную тысячелетнюю историю: она довольно известна всему образованному миру. Еще свежа память злополучной унии семнадцатого века у нас в России. Свежа память фанатической ненависти, с которой истреблялись католиками православные храмы в западном крае; памятны все ужасные поношения и ругательства, какими обзывались Православная вера, Православная Церковь и несчастные православные христиане. Теперь возобновились опять времена унии. И это когда? Когда католикам дана полная свобода, свобода, конечно, не для гонения Православия и православных, а для взаимного, мирного, братского сожития с православными согражданами.
   Я привел вначале слова апостола Павла о Церкви как Теле Иисуса Христа и о Христе, как главе Церкви, которая есть полнота Наполняющего все во всем (Еф. 1, 23). Мы твердо веруем в эту единую Главу Церкви и другой, видимой главы, «непогрешимой» – признать не можем, ибо нельзя работать двум господам. Вполне довольно нам единой Главы, Всеправедной, Всеведущей, Всемогущей, Всенаполняющей. Эта Глава управляет нами, защищает нас и укрепляет в вере Духом Святым, священнодействует, просвещает, спасает, приводит к совершенству.
   А если хотите видеть славные и богоприятные плоды веры нашей Православной, – то мы укажем врагам нашим на множество орлов небесных, взлетевших от земли нашей на Небо к Самому Солнцу Правды, – святых наших древних и новых, прославленных равноангельной жизнью, нетлением мощей и безчисленными чудесами.
   В заключение скажу, что истина нашей веры заключается в ней самой, в самом существе ее: в ней – „Да“, и в ней самой – „Аминь“».
   Остается добавить лишь то, что сам святой праведный Иоанн Кронштадтский, 100-летие со дня блаженной кончины которого мы ныне празднуем, также подобно орлу возлетел от земли на Небо: он святостью жизни своей доказал непререкаемую правдивость своих слов и спасительность нашей Православной веры – единой непорочной и истинной.

Игорь Беланов

   1 Григорианский календарь впервые был введен в обращение еретиком-католиком папой римским Григорием XIII в XVI в.
   2 В настоящее время владыка Диомид, к сожалению, подпал под влияние раскольников, но первые его Обращения были воистину православными.

За Литургией в Андреевском соборе во время служения св. прав. Иоанна Кронштадтского (1898 г).

 

Страница: 1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11 - 12 - 13 - 14 - 15 - 16 - 17 - 18

Взгляд на события/История/Рубрики
почта

© 2005 "Дух христианина"

Сайт создан: 1 апреля 2005 г.