../christian-spirit.ru/sait.css"


   

   
 
ИСТОРИЯ

 

Преп. Григорий Печерский

(память 8 / 21 января)

Рис. Д. Кузнецовой

   Преп. Григорий поступил в Печерский монастырь в юности, при преп. Феодосии, и подвизался под его руководством. Он стяжал великий дар молитвенный и силу над бесами, за что они всячески ополчались против него. Трижды научали бесы воров обокрасть Преподобного, но всякий раз он их посрамлял.
   Первый раз воры пытались унести его богослужебные книги, но, по молитвам Преподобного, заснули и проспали пять суток, пока он сам их не разбудил. Так как люди сии истощали, Святой велел их накормить и отпустил, а правителю города подарил несколько книг и уговорил его не наказывать своих обидчиков. Остальные же книги свои он продал и деньги раздал нищим, во исполнение заповеди Спасителя: Продавайте имения ваши и давайте милостыню (Лк. 12, 33).
   Второй раз воры обокрали его огород и, нагрузив мешки, взвалили их на себя, но по молитве св. Григория не могли сдвинуться с места и пробыли под тяжестью мешков двое суток, пока он их не разрешил. Покаявшись в грехе своем, они остались, по благословению Преподобного, трудиться в монастыре и, поживши в добром подвиге, мирно скончались.
   Третий же раз недобрые люди выманили у Преподобного немало денег, как бы для того чтобы спасти товарища их, приговоренного к повешению. Святой же, хотя и провидел злой умысел их, не стал им противиться и дал им, сколько они просили. Однако в ту же ночь они проникли в плодовый сад, насажденный близ пещеры Преподобного, чтобы его обокрасть. Но Господь Сам покарал их: один из обманщиков, сидя на дереве, нечаянно повесился, товарищи же его в страхе бежали, а преп. Григорий не мог оказать погибавшему помощь, потому что воры заперли Святого в пещере, чтобы не мешал, и он мог только оплакать горькую кончину несчастного. На другой день они принесли покаяние, и Преподобный, строго выговорив им за гибель товарища, повелел им до смерти трудиться в обители; и они повиновались ему со смирением. Бесы же, видя, что Преподобный посрамил их, ополчились на него иным образом.
В 1093 г. князь Владимир Мономах с братом своим Ростиславом выступил против половцев, и стан князя Ростислава стал против Печерской обители. Слуги князя, видя, как преп. Григорий спускается к Днепру за водой, стали над ним смеяться. Кротко остановил их Святой, сказав, что им следовало бы готовиться к смерти, потому что они, по воле Божией, должны с князем сложить свои головы. Слова его передали князю. Он же, юный, неразумный и несдержанный, так разозлился, что приказал утопить Преподобного в Днепре с камнем на шее. На другой день тело Святого нашли в пещере его, с камнем на шее. Одежда его была пропитана водой, но лик его сиял радостью неземной, и он во всем был подобен живому. Его погребли в пещере. А князь Ростислав потерпел поражение и, обратившись в бегство от врага, потонул со своим войском в реке Стрымне. Брат же его, князь Владимир Мономах, вернулся невредимым и оплакал его гибель и неразумие.

Свт. Димитрий Ростовский
«Жития святых»

   

| christian-spirit@yandex.ru | http://www.christian-spirit.ru/
Все права защищены © 2005
"Дух христианина ", свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-19589

 


Преподобный Маркиан пресвитер

(память 10 / 23 января)

Святой Маркиан родом был из Рима, но, будучи пресвитером, он прожил весь свой век, большей частью выпавший на времена царей Маркиана и Пульхерия, в Царьграде. Унаследовав великое богатство от родителей, он отдал его без сожаления на два дела: строительство и обновление храмов и на милостыню нищим. Две новые церкви, построенные им в Царьграде, – в честь святой Анастасии и святой Ирины – были знамениты своей красотой и благодатью. Когда его спрашивали, зачем он так много тратит на церкви, Святой отвечал: «Когда бы я имел дочь и хотел выдать ее замуж за кого-то из благородных, разве я бы не потратил много золота, чтобы украсить ее как достойную невесту? А ныне я украшаю Церковь – Невесту Христову». И насколько этот дивный муж был щедр к церквям и нищим, настолько же он был непреклонен и требователен к себе самому, следуя совету апостольскому: Имея пропитание и одежду, будем довольны тем (1 Тим. 6, 8). Он весь был в Боге, и Бог пребывал в нем. Преставился же сей святой угодник Христов Богу в полных летах и добрых делах в 471 г.

* * *

Многопопечительство из-за одежды особенно возросло в наше время. Кто не имеет ничего другого и чья душа пуста, – тот гордится одеждой. Как золото не показывается на поверхности земли, так и духовные ценности человека не видны внешне. И тот, кто имеет нечто драгоценнее, чем одежды, чтобы гордиться, тот и не гордится. Некий знаменитый философ, видя одного юношу, гордящегося своим одеянием, подошел к нему и шепнул на ухо: «То же самое руно перед тобой носил баран, а все-таки был всего лишь бараном!» Быть христианином и при этом гордиться одеждой еще более глупо, чем быть царем и гордиться пылью под ногами своими. Пока св. Арсений носил златотканую одежду при царском дворе, никто не называл его Великим. Великим он стал называться только тогда, когда безоглядно предал всего себя Богу и презрел богатые одеяния.

* * *

Апостолы Божии учили других тому, что они сами своей жизнью исполнили. Они имели простую еду и одежду и были сим довольны, – их потребности заключались не в материальном, а в духовном. Их потребности не были примитивными как у животных, но были выше, много выше и редкостнее. Умиротворенность внутренняя, удовлетворение миром и любовью Божией в сердце, то есть потребности духовных людей – вот в чем заключалось довольство апостольское. Генералы, командовавшие великими сражениями, одевались и ели как простые воины и не искали удовольствий в пище и одежде, но только в победе. Победа есть главное удовлетворение и цель тех, кто борется. А христиане, братия, находятся в борьбе непрестанной, в борьбе за победу духа над плотью, в борьбе за преодоление высшего над низшим, человека над своими животными страстями. Не смешно ли вести борьбу и не волноваться о победе, а только помышлять о внешних украшениях и безделушках? Не глупо ли этим давать знаки распознавания своему неприятелю? Наш невидимый неприятель радуется суете нашей и поддерживает нас в каждой суетной мысли, и отвлекает нас безчисленными мелочами и пустяками только ради того, чтобы увлечь наш ум в глубокое забытье относительно цели нашего существования на земле. Он представляет нам ничтожное главным, незначительное важным, а губительное выгодным, только чтобы одержать победу над нами и сразить нас навек…
Господи Святой, крепкий и безсмертный, Который нас из праха создал и в прах душу живую вдохнул, не дай, Господи, чтобы прах одержал верх! Помоги духу нашему, да всегда будет сильнее земли. Тебе слава и хвала вовек. Аминь.

Свт. Николай Сербский
«Духовный Сад»