Электронный вариант газеты «Дух христианина»

 

Взгляд на события/История/Рубрики
почта

 

 

Газета выходит два раза в месяц

 

Страница: 1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11 - 12 - 13 - 14 - 15 - 16 - 17 - 18 - 19
 
НЕБО НАД СЕРБИЕЙ

 

Национализм святого Саввы

Окончание. Начало в № 3 (93)

   Так ли ограничен, исключителен и несовременен святосаввский национализм? Посмотрите, святой Савва жил 700 лет назад, но его национализм существовал, укоренялся и рос в сербском народе на протяжении всех этих семи столетий. Мы в нем родились, и этот национализм по-прежнему проявляется в нас непрестанной живой силой. Пример святого Саввы наиболее ярко свидетельствует о том, что его национализм и не ограничен, и не исключителен.
   Прежде всего, наш Святитель провел более двух десятков лет в интернациональной среде, точнее сказать – интерправославной. Это святогорская среда, монашеская республика, состоящая из греков, русских, румын и болгар, арнаутов, грузин и арабов. В этой разнородной среде св. Савва научился любить людей разных национальностей и сам неизменно был любим всеми. И хотя Святой жил там в период своего юношества – самой восприимчивой поры человеческой жизни – он не сделался интернационалистом, но стал самым горячим евангельским националистом. И позднее, будучи уже старцем, он так и не позволил проникнуть шовинизму в свое сердце. В то же время в его душе не было ни тени неприязни по отношению к другим народам – ближним или дальним, напротив – он оказывал свою помощь всякому народу Божиему на земле, где бы он ни находился и насколько позволяли условия. Этот всеобъемлющий дух уважения и любви по отношению ко всем народам унаследовал сербский народ от своего Святителя и дорожил им в течение долгих святосаввских веков.
   В сербских народных песнях мы часто слышим, как наши православные предки с уважением обращались к людям другой крови, других языков, иных убеждений. Так, например, Марко Кралевич говорит Цыгану: «Богом брат мой, Суло Цыган!» А Страхинич, <желая обратить в Православие>, называет братом турецкого дервиша: «Богом брат мой, старина дервиш!»
Те, кто прошел последнюю Мировую войну, могут рассказать о том, как наши воины относились к наемникам из Африки и Азии – людям черной и желтой рас. Европейцы повели этих людей на бойню, призвав их на службу из своих колоний. Сами европейцы чуждались своих подданных – чернокожих и желтолицых, не желая с ними ни есть, ни пить, ни под одним шатром находиться. А наши воины к ним относились дружелюбно, в болезни посещали, в беде помогали <...>. Сербы на чернокожих смотрели как на равноценных себе людей и относились к ним по-человечески. Следовательно, не может быть никакого оправдания тому, кто заявляет, что святосаввский национализм исключителен и ограничен.

Старейший национализм в Европе

   Еще менее основательно утверждение, будто бы наш святосаввский национализм несовременен. Не слышим ли мы сегодня в западных землях призывов к национализму: «За национализм!», «За национальную Церковь!», «За национальную культуру!» и так далее? Но то, что в сербском народе сотворил святой Савва семь веков назад, многие, даже самые культурные народы, еще не постигли.
   Борьба за национальную Церковь, которая является основой правого, евангельского и органичного национализма, велась в Европе в течение последних 700 лет. Цель этой борьбы так и не была достигнута. Но она еще не завершена. Нет народа в западной Европе, который не вел бы борьбы за национальную Церковь, начиная с Исландии и заканчивая Карпатами. Это кровавая и длительная борьба. И большая часть истории всех западных народов написана именно кровью, пролитой в так называемых религиозных войнах.
   Эти войны за веру были, по сути, войнами за национальную Церковь. Ян Гус сгорел на костре за то, что желал национальной Церкви в Чехии. То, что Гус делал пером, страшный Жижка продолжил мечом; но мечу тому суждено было сломаться. И Чехия по сей день остается без национальной Церкви. После <Первой> мировой войны чешские патриоты, которые есть и теперь, поддерживали движение за создание национальной чешской Церкви. Однако это движение вскоре прекратило свое существование, и от него осталось только имя.
   Голландия когда-то облеклась во все черное, ибо была обагрена кровью в борьбе за национализм, которая охватила весь голландский народ, но все без толку. Лютер своим бунтом смог всего лишь расколоть немецкий народ на две части, но единой национальной <верной Истине> Церкви там не было и нет. Лютеров бунт спровоцировал в Европе целое военное поприще, на котором с некоторыми перерывами столетиями велись войны, имевшие незначительные успехи или не имевшие никаких.
   Замысел Лютера о создании единой национальной религии в Германии подхватил новый вождь немецкого народа (Гитлер. – Примеч. ред.). С большими трудностями он из протестантской среды немецкого народа смог создать лишь некое подобие национальной религии.
   Над созданием национальной религии во Франции, под именем галликанизма, в свое время потрудились самые выдающиеся там люди. Знаменитый философ Лейбниц жил и работал только ради этого. Французские прелаты – Босье и Фенелон – старались над тем же. Блез Паскаль, несомненно, один из знатных умов французского народа, в сотрудничестве с небезызвестным Полем Роялем, заботился о создании галликанской национальной Церкви, но безуспешно.
   А англичане, шотландцы, скандинавские народы были безпощадны в кровавой борьбе за национальную Церковь. Им удалось достигнуть больше, чем другим, но не до конца. Они отвоевали имя национальной Церкви, но при этом разделили свои народы. Преуспели в этой борьбе лишь англичане. Немалой кровью обошлось создание англиканской <еретической> «церкви», которая до сих пор остается государственной. Но даже и эта национальная «религия» не охватывает всех англичан.
   Никто из европейских народов не достиг того, чего достиг святой Савва, – ни англичане, ни скандинавы. Наконец, Европа устала от страшной многовековой борьбы и напряжения физического, нравственного и умственного, и в том изнеможении ее сыновья отпали не только от Церкви, но и вообще от веры. Тогда интеллектуальные и политические вожди европейских народов решились на шаг отчаяния – на отделение религии от государства и на создание национализма без веры.
   В жалком заблуждении находятся те люди, которые мыслят, будто бы отделение национализма от веры и государства от Церкви есть результат некоего «прогресса». Нет в этом прогресса, но только отчаяние и еще раз отчаяние. Чего добились сыновья Европы? Отделив Православную Церковь от государства, они отделили себя от народа. И ныне в западных государствах мы наблюдаем пропасть между окутанной безверием интеллигенцией и народом, способным довериться немецкому вождю (Гитлеру. – Примеч. ред.), утверждающему, что путь к победе доступен даже простому ремесленнику и человеку из народа, но который осознал, что национализм без веры есть аномалия, холодный и неустойчивый механизм.
   Сама по себе идея правильная и соответствует идее святого Саввы, но <Гитлер> исказил ее до неузнаваемости, незаконно взяв на себя миссию, которая доступна лишь Божиим Святителям.
В нашем народе это дело совершил cвятой Савва – первый среди Святителей, самый гениальный и благороднейший человек в нашей истории. И он справился с этой задачей в совершенстве, завершил ее без борьбы и крови, и не вчера или позавчера, а уже 700 лет назад. Отсюда и сербский национализм – действительно, старейший в Европе.
   В книжках по истории написано, будто национализм Европы берет свое начало от Венгерского восстания в 1848 г. Если так, то сербский национализм старше европейского на 600 лет. И не только старше, но и совершеннее, потому что он евангельский и органичный. Европейский же национализм рожден бунтом в отчаянии, в то время как святосаввский был зачат и появился в творческой радости и тишине. Европейский национализм подобен зданию, которое строилось под вихрями войн в империалистической ненависти к национальной Церкви, поэтому не утвержден на прочном основании, но весь изранен врагами и в этих муках и терзаниях склоняется то к империализму, то к интернационализму. А твердым основанием национализма может служить лишь истинная национальная Церковь.
   Мы, сербы, имеем и твердое основание, и крепкое здание. Поэтому нам есть за что благодарить Бога и святого Савву – Бог над всеми, а святитель Савва – покровитель сербского народа. Он нам учитель во всем. Да и не только учитель сербскому народу, он учитель современной Европе в здравом национализме – евангельском и органичном. В этом святой Савва полностью современен и более чем современен – он человек будущего. Посему, он был и остается ныне европейцем, причем Единственным среди европейцев.

Перевод с сербского
Екатерины Василевич

   Свт. Николай (Велимирович). Собрание сочинений. Православная церковная Община Линц, 2001. Кн. 2. С. 572–578.

 

Страница: 1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11 - 12 - 13 - 14 - 15 - 16 - 17 - 18 - 19

Взгляд на события/История/Рубрики
почта

© 2005 "Дух христианина"

Сайт создан: 1 апреля 2005 г.