../christian-spirit.ru/sait.css"


   

   
 
ИСТОРИЯ

 

Преподобномученик Анастасий Персянин

(память 22 января / 4 февраля и 24 января / 6 февраля)

Рис. Д. Кузнецовой

   реподобномученик Анастасий Персянин был сыном персидского волхва. В язычестве он носил имя Магундат и служил в войсках персидского царя Хозроя II, который, одержав победу в войне против греков, разграбил в 614 г. святой город Иерусалим и увез в Персию Животворящий Крест Господень. Множество чудес, совершавшихся от Креста Господня, поражали персов, и сердце юноши Магундата загорелось желанием узнать подробнее об этой великой святыне.
Расспрашивая всех о Святом Кресте, юноша узнал, что на нем для спасения людей претерпел распятие и смерть Сам Господь. Святой ознакомился с истинами христианской веры, крестился с именем Анастасий, а затем принял монашество и провел семь лет в иноческих подвигах и трудах в одном из иерусалимских монастырей. Читая о подвигах мучеников, святой Анастасий укреплялся в желании подражать им и пострадать за Христа.
Однажды он ушел из монастыря в Кесарию Палестинскую, где его схватили как христианина и представили на суд. Правитель всячески пытался склонить Преподобного к отречению от Христа, суля ему за это земные почести и блага. Но святой Анастасий был непоколебим. Тогда его подвергли истязаниям: били палками, раздробили голени, подвешивали за руки, привязав к ногам тяжелый камень, томили заключением, изнуряли тяжелой работой в каменоломнях вместе с другими узниками.
Наконец правитель призвал святого Анастасия и, обещая свободу, потребовал только вымолвить: «Я не христианин». Святой мученик ответил: «Да не будет этого со мной. Ни перед тобой, ни перед другими я не отрекусь от Господа моего ни явно, ни тайно, ни даже во сне, и никто никогда не будет в силах меня чем-либо принудить к этому». Тогда, по приказу царя Хозроя, Преподобномученика удавили.

Свт. Николай Сербский
«Духовный сад»

О любви к Богу

   Крепкая, пламенная – удивительная была у истинных рабов Божиих любовь к Богу! Так, апостол Павел желает разрешитися и со Христом быти (Флп. 1, 23). И прмч. Анастасий Персянин, прошедши узкий и тернистый путь, ведущий к добродетели, стяжал такую любовью к Богу, что молился, дабы Господь сподобил его окончить жизнь в кровавых муках. И про всех Святых можно сказать как бы их же устами: Кто отлучит нас от любви Божией: скорбь или теснота, или гонение или голод, или нагота: опасность или меч? Как написано: за Тебя умерщвляют нас всякий день (Рим. 8, 35–36).
Такова любовь к Богу у Святых Божиих, дарующих нам прекрасный пример для подражания. Ведь и мы также должны любить Бога, стремиться к Нему всем сердцем нашим и всею душою, и всеми мыслями.
А в чем заключается истинная любовь к Богу?
Во-первых, в том, чтобы показывать ее не на одних словах, но и на деле. Именно такой любви желает от нас Господь. Спаситель говорит: аще любите Мя, заповеди Моя соблюдите. <...> Имеяй заповеди Моя и соблюдаяй их, той есть любяй Мя <...>. Аще кто любит Мя, слово Мое соблюдет (Ин. 14, 15, 21, 23).
Действительно, какая же это будет любовь, когда я буду говорить, что люблю Бога, а сам творю дела диавола? И какая это будет любовь, когда я буду говорить, что люблю Бога, но при этом оставляю нищих без подаяния, печальных без утешения, вдовам и сиротам не отираю слез их? Какая это будет любовь, когда буду говорить, что люблю Бога, а сам брата своего ненавижу? (см.: 1 Ин. 4, 20). Итак, не любим словом, ниже языком, но делом и истиною (Там же. 3, 18).
Во-вторых, любовь к Богу должна занимать первое место в нашем сердце и быть для нас выше всякой другой любви. Господь сказал: возлюбиши Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всею мыслью твоею. Сия есть первая и большая заповедь (Мф. 22, 37–38). И еще: Иже любит отца или матерь паче Мене, несть Мене достоин; и иже любит сына или дщерь паче Мене, несть Мене достоин (Там же. 10, 37). Так мы должны любить Бога больше всего, и это ясно и понятно. Он даровал нам жизнь, подает пищу, одежду и жилище; Он послал Единородного Сына Своего спасти нас от наказания за наши грехи; Он даровал нам Ангелов Хранителей, Он даровал нам спасительные Таинства, Он о всем промышляет и все охраняет; у Него сосчитан каждый волос на голове нашей. Он всем добрым приготовил Царство Небесное, да и грешных зовет туда: приидите, – говорит, – ко Мне, вси труждающиися и обремененнии, и Аз упокою вы (Там же. 11, 28). Кого же после этого и должны мы любить больше всего, как не нашего Господа, Отца Промыслителя и Спасителя? Возлюблю Тя, Господи, крепосте моя: Господь утверждение мое и прибежище мое, и избавитель мой, Бог мой, помощник мой и уповаю на Него (Пс. 17, 2–3).
Из всего сказанного вы, конечно, должны были, братие, увериться, что любовь к Богу состоит в том, чтобы мы любили Бога не словом, а делом, и любили Его больше всего. И так и будем любить Его и из любви к Нему соблюдать заповеди Его, помня, что не слышателие, но творцы закона сии оправдятся (Рим. 2, 13). Будем умом и сердцем постоянно стремиться к Нему, благословлять Его за Его благодеяния, прославлять за милости, восхвалять за благость и милосердие. И, наконец, вообще приблизимся к Нему верою, окрылимся надеждою.

Прот. В. Гурьев
«Пролог в поучениях»

| christian-spirit@yandex.ru | http://www.christian-spirit.ru/
Все права защищены © 2005
"Дух христианина ", свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-19589

 


Собор вселенских учителей и святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого

(память 30 января / 12 февраля)

   Святители Василий Великий, Григорий Богослов и Иоанн Златоуст в месяце январе имеют каждый отдельно свой день празднования. Свт. Василий – 1 января, свт. Григорий – 25 января и свт. Иоанн – 27 января. Настоящий же общий праздник был установлен в XI столетии во время царствования царя Алексея Комнена.
   Однажды в народе произошел спор: кто из трех вселенских учителей больше? Одни люди возвышали Василия за его чистоту и храбрость; другие превозносили Григория за его неудобопостижимую глубину и высоту ума в богословии; третьи – Златоуста за его чудесное красноречие и ясность в изложении веры. И так они и назывались: одни – Василиане, другие – Григориане, а третьи – Иоанниты. Но Промыслом Божиим этот спор был разрешен на пользу Церкви и на еще большую славу троицы славных Святителей.
Епископ Евхатиский Иоанн (память 14 июня) имел во сне видение. Сначала ему явился каждый из трех Святителей в великой славе и несказанной красоте, а затем все трое вместе. Святые сказали: «Мы одно у Бога, как ты видишь, и нет ничего в нас противоречивого, нет между нами ни первого, ни второго, ни третьего». После они наказали епископу Иоанну, чтобы тот написал им одну общую службу, и да будет выделен им единый день для совместного празднования. Посредством сего дивного видения спор разрешился так, что определили 30 января днем общего празднования для всех трех Святителей.

Свт. Николай Сербский
«Духовный сад»