../christian-spirit.ru/sait.css"


   

   
 
ИСТОРИЯ

 

Освобождение Малой Руси от польского ига

   Триста пятьдесят пять лет назад, выражая волю малороссийского народа, гетман Богдан Хмельницкий совместно с казацким старшиной в Переяславе просил политического союза с Московским Царем. В настоящее время его имя на «незалежной» Украине вспоминается все реже. Сейчас там иные «герои» – Мазепа и Выговский, предатели Веры и Отечества. Украинские западенцы, стоящие ныне у власти, если и упоминают Хмельницкого, то, вопреки здравому смыслу, пытаются представить его первым сепаратистом. Между тем, личность Зиновия Богдана заслуживает более пристального внимания и благодарной памяти потомков. Читая «Историю Русов» святителя Георгия Конисского, где описывается правление Хмельницкого, проникаешься большим уважением к этому русскому национальному герою. Конечно, у него, как у всякого человека, были свои слабости и недостатки, однако выдающиеся заслуги гетмана перед Православием и русским народом неоспоримы.

   Отец Богдана Хмельницкого был потомком Венжика Хмельницкого – бывшего малороссийского гетмана. Он владел местечком Субботов с хуторами и большими угодьями. Род Хмельницких всегда отличался благочестием: в их имении были сооружены каменная церковь и монастырь. По воинской службе Венжик Хмельницкий имел чин сотника в реестровом Черкасском полку, но по характеру и богатству принадлежал к малороссийской знати. В супружестве за ним была дочь гетмана Богдана – Анастасия. От этой четы родился сын – Зиновий Богдан Хмельницкий. Последний, будучи единственным наследником своего отца, воспитан был в Варшаве, получив высшее для своего времени образование. Все науки он прошел под руководством наилучших учителей. Острота ума и дарования от Бога оправдали старания родителя и учителей. Особенно искусен Богдан был в европейских языках, более же всего – в латинском и греческом, за что его особенно почитали польские вельможи. Да и сам король Сигизмунд лично знал Зиновия и всегда отличал его между сверстниками. Посему когда тот на Цецорском сражении попал в плен к туркам и был продан ими из Константинополя в Крым, то король выкупил его иждивением государственной казны и оставил при своем кабинете, в королевской гвардии. В 1629 году в походе против румын и венгров Хмельницкий со своим отрядом взял в плен двух румынских князей Кантемиров и представил их королю...

 

Преподобный Димитрий Прилуцкий

(память 11 / 24 февраля)

   Преп. Димитрий был сыном богатого переяславского купца. Еще в юности он постригся в переяславском Горицком монастыре и рано получил священный сан.
   Этого Святого часто именуют Сергиевым собеседником, поскольку он являлся духовным другом преп. Сергия Радонежского. Совершая длительный пеший путь с ореховым посохом в руке, преп. Димитрий часто посещал преп. Сергия ради душеспасительных бесед и по образцу его обители основал в Переяславле Никольский монастырь с общежительным уставом.
   Святой отличался необыкновенной телесной красотой, почему всегда закрывал лицо иноческим куколем и никогда не разговаривал с женщинами. Как-то раз одной боярыне, движимой любопытством, удалось увидеть его лик, когда он готовился к совершению Божественной Литургии. Преподобный сиял таким необычайным светом, что женщина упала в полном расслаблении и стала кричать. Сбежались иноки, подняли ее; по их неотступной просьбе подошел к ней и св. Димитрий. «Чадо, зачем ты хотела взглянуть на лицо грешника, давно уже умершего миру?» – тихо и кротко задал он вопрос. Боярыня заплакала. Тогда Святой ласково наставил ее в духовной жизни и, благословив, отпустил исцеленной. С тех пор женщина совершенно изменилась и стала вести внимательную христианскую жизнь...

| christian-spirit@yandex.ru | http://www.christian-spirit.ru/
Все права защищены © 2005
"Дух христианина ", свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-19589

 


Авва Коприй пресвитер

(память 15 / 28 февраля, в день всех преподобных отцов, в подвиге просиявших)

   Пресвитер по имени Коприй имел монастырь в пустыне. Он был муж святой, почти девяноста лет, настоятель пятидесяти братий. Преподобный Коприй совершал много чудес: врачевал болезни, исцелял, изгонял демонов, творил знамения.
В одной из соседних стран земля не плодоносила, и владевшие ею поселяне, посеяв хлеб, едва собирали его вдвое больше против посеянного, ибо червь, зарождаясь в колосе, повреждал всю жатву. Земледельцы, оглашенные и сделавшиеся христианами, просили братию помолиться о жатве, на что авва Коприй сказал им: «Если вы имеете веру в Бога, то и этот пустынный песок будет приносить вам плод». Они немедленно набрали в пазуху этого песка, по которому ходили, и принесли в монастырь, прося благословения. Авва помолился, чтобы Господь сотворил по вере их. Они посеяли песок на полях вместе с хлебом, и вдруг земля их стала плодоноснее всякой земли в Египте. Привыкнув так поступать, они ежегодно стали приходить к братии монастыря с этой же просьбою.
Еще одно великое чудо Бог сподобил совершить преп. Коприя. Однажды Святой пришел в город и увидел там манихея, обольщавшего народ. Преподобный муж не смог словами убедить его при народе в том, что он исповедует зловерие, и, обратясь к толпе, сказал: «Зажгите на площади большой костер; мы оба войдем в огонь, и кто из нас останется невредим, того и вера хороша». Так и сделали: люди зажгли костер и потащили манихея вместе со Святым в огонь. Но манихей сказал: «Пусть каждый порознь войдет в огонь, и первым должен вступить ты сам, приказавший это сделать». Тогда св. Коприй, осенив себя Крестом Христовым, взошел на костер, и пламень расступился на две стороны и нимало не повредил ему, хотя он пробыл в нем около получаса. Народ, увидев чудо, поднял крик и стал заставлять манихея тоже войти в огонь, но тот устрашился и не хотел. Тогда еретика схватили и втолкнули в самую середину костра. Пламя тотчас охватило его, и люди с безчестием выгнали обольстителя из города с криками: «Сожгите обманщика заживо!» А святого Коприя народ взял под руки и, прославляя Бога, проводил до церкви.
В другое время, когда сей дивный муж проходил чрез какое-то капище, несколько язычников приносили жертву своим идолам. Он обратился к ним: «Для чего вы, существа разумные, приносите жертвы неразумным? Чрез это вы становитесь еще неразумнее, чем они». И так как его слова были верны и сказаны со властию, то язычники тотчас последовали им и уверовали в Спасителя.
Близ монастыря был огород для приходивших к ним братий, и один бедный человек обрабатывал его. Однажды пришел туда какой-то язычник и украл овощи. Однако, вернувшись домой, он три дня не мог сварить их: они оставались в котле нетронутыми, ибо вода вовсе не нагревалась. Тогда этот язычник, пришедши в себя, взял украденное и принес обратно, умоляя простить ему грех и сделать его христианином, что и было исполнено. В это самое время пришли в монастырь странники-братия, и для них особенно ко времени пришлись эти овощи. Вкусивши их, все возблагодарили Бога за получение двойной радости: что и человек спасен, и братия укрепились пищей.

Из «Лавсаика»