../christian-spirit.ru/sait.css"


   

   
 
ВЗГЛЯД НА СОБЫТИЯ

 

О новозаветных слепцах

Горе тому, через
кого приходят соблазны

(См.: Лк. 17, 1)

   

   По информации газеты «Известия», ведущий «канонист от никодимовцев» – прот. Владислав Цыпин выступил в защиту участия в прошедшем Поместном соборе актрисы и фотомодели Ларисы Белобровой. Он заявил, что канона, запрещающего участие актеров в Соборах, нет.
   Абсолютно верно! Однако отец Владислав не учел одно «маленькое» обстоятельство, а именно – женщинам вообще никогда не дозволялось участвовать в каких бы то ни было церковных Соборах, а тем более – в Поместных. Что же касается театралов, то каноны Церкви всегда однозначно осуждали лицедейство как великий грех, и мало-мальски знакомый с ними человек не может об этом не знать.
   Вот что пишет на «театральную тему» священномученик Гермоген Тобольский: «Православная Церковь относилась всегда отрицательно к театральным языческим представлениям (понятно, что и к их участникам. – Примеч. ред.), в особенности к тем, которые давались в воскресные и другие чтимые христианской Церковью дни, запрещая присутствовать на них не только „числящимся в священном чине и монахам“ (24-е прав. Карфагенского Собора), не только „детям священников“ (18-е прав. Карфагенского Собора). В случае если театральные и вообще „представления позорищных игр“ будут даваемы „в день воскресный и в прочие светлые дни христианской Веры“, 72-е правило Карфагенского Собора рекомендует обращаться к христианским царям с просьбой запрещения игр в эти дни».
   То же подтверждает и учение Святых Отцов и учителей Церкви. «Какова выгода, – говорит свт. Иоанн Златоуст, – ходить на зрелище беззакония, посещать общее училище безстыдства, публичную школу невоздержания, восседать на седалище пагубы? Да не погрешит тот, кто сцену, это пагубнейшее место, полное всякого рода болезней, эту вавилонскую печь назовет седалищем пагубы и школой распутства, и училищем невоздержания, и всем что ни есть постыднейшего. Действительно, диавол, ввергнув город в театр, как бы в какую печь, затем поджигает снизу, подкладывая не хворост, не нефть, не паклю, не смолу, а – что гораздо хуже этого – любодейные взгляды, срамные слова, развратные стихотворения и самые негодные песни».
   «Театр погашает веру и христианскую жизнь, – увещевает отец Иоанн Кронштадтский, – научая рассеянности, лукавству (или умению жить в миру), смехотворству; он воспитывает ловких сынов века сего, но не сынов света. Театр – противник христианской жизни; он – порождение духа мира сего, а не Духа Божия. Истинные чада Церкви не посещают его».
   И если Святые Отцы запрещали простое посещение театра, налагая за это строгие прещения – вплоть до отлучения от Церкви, то насколько более тяжко согрешают сами актеры, которые надевают на себя бесовскую личину, играя чью-то роль в спектаклях, а тем паче те, кто знает об этих прещениях, но, замалчивая это, попускает распространяться греху на соблазн юных и неопытных христиан.
   Ведь, как сказано в Евангелии, раб, который не знал волю господина своего и сделал достойное наказания, бит будет меньше, чем тот, который знал волю господина своего, и не был готов, и не делал по воле его, тот бит будет много (см.: Лк. 12, 47–48).
   И если лицедеям еще как-то простительно не ведать слова Христовы, то прот. Владиславу такое невежество непозволительно. Он как преподаватель канонического права в МДА обязан в совершенстве знать Священное Писание и учение Церкви.
   Русские православные люди просто диву даются от «безстрашия» такого ментора молодых семинаристов, а также от «отваги» подобных ему облеченных священным саном «авторитетов» – как безцеремонно они попирают и Священное Писание, и Священное Предание, не стыдясь людей и не боясь Бога!
   Не про них ли сказано устами ветхозаветного Пророка: Изумляйтесь и дивитесь: они ослепили других, и сами ослепли; они пьяны, но не от вина <…>; ибо навел на вас Господь дух усыпления и сомкнул глаза ваши, пророки, и закрыл ваши головы, прозорливцы (Ис. 29, 9–10)?
   Однако ветхозаветные времена миновали, и про таких слепцов Господь сказал: если бы вы были слепы, то не имели бы на себе греха; но как вы говорите, что видите, то грех остается на вас (Ин. 9, 41).
   А потому и ответ пред Господом за подобную «слепоту» этим волкам в овечьей шкуре, мнящими себя святее Святых Отцов, придется держать «новозаветный». Ведь не только ученым канонистам, но и любому христианину хорошо известно, что ожидает того, кто соблазнит одного из малых сих, верующих в <Господа> (Мк. 9, 42)...

Александр Монахов

| christian-spirit@yandex.ru | http://www.christian-spirit.ru/
Все права защищены © 2005
"Дух христианина ", свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-19589

 


Неожиданный поворот

   Шестого февраля на адрес нашей редакции пришло приглашение от организаторов XVII Рождественских образовательных чтений «Наука, образование, культура: духовно-нравственные основы и пути развития». Признаться, мы не ожидали, что на мероприятие c патриархийным статусом пригласят газету, запрещенную Синодом.
В прошлом году на таких же Рождественских чтениях под председательством епископа Саратовского Лонгина без каких бы то ни было разбирательств наше издание заклеймили «рупором маргинальных и сектантских взглядов». Но тот, кто действительно читает «Дух христианина», без труда заметит противосектантскую, противоеретическую и противораскольническую позицию нашего издания.
Что же произошло? Может быть нынешний председатель Рождественских чтений Высокопреосвященнейший Филипп, архиепископ Полтавский и Миргородский, не питает к газете и ее редколлегии личной неприязни, которую испытывал и демонстрировал епископ Лонгин?
Известно, что Саратовский епископ Лонгин разъезжает на черной иномарке с «мигалкой» на крыше, в то время как Патриарх Сербской Православной Церкви Павел ездит на метро. Но когда об этом говорит газета «Дух христианина», то она автоматически попадает в разряд сектантских, маргинальных и раскольнических изданий – видите ли, плохо отзывается о священноначалии. Но, простите, мы писали то, что есть на самом деле. Если вам стыдно читать про себя правду, то просто-напросто не поступайте так.
Епископ – это избранный сосуд Божий, который, по слову Евангелия, не ставят под спуд, но на свечнице – дабы светил всем. А если свет, который в вас, уважаемые Высокопреосвященства, есть тьма, то какова же тьма?
Правда всегда горька, и всегда есть такие люди, которые не любят ее и гонят. Потому Господь наш Иисус Христос и называет блаженными тех, кто жаждет и алчет правды. Но неужели архиереи Божии должны реагировать на правду столь злобно?
Не обличай кощунника, – говорит Священное Писание, – чтобы он не возненавидел тебя; обличай мудрого, и он возлюбит тебя (Притч. 9, 8).
Безосновательный приговор, вынесенный Священным Синодом газете «Дух христианина», показал, что далеко не мудрых людей она обличает.
Даже светские законы расправляются с неугодными СМИ куда благороднее: сначала насылают проверку, затем выносят первое предупреждение, второе и после третьего решения суда (который обычно длится несколько месяцев) средство массовой информации закрывают.
Но с газетой «Дух христианина» Синод разобрался, что называется, по-быстрому. Архиереи не стали вникать, в чем издание право или неправо, – просто поставили клеймо «сектантская-маргинальная-раскольническая» и запретили распространять в церковных лавках. Однако это нисколько не снизило популярности «ДХ» – сегодня газета пользуется еще большим спросом, чем до запрета. Народ любит правду. А вот Синод, получается, нет. Ведь опустившийся до уровня инквизиции, он давно перестал быть для народа авторитетом. Так неужели приглашение редакторам «ДХ» к участию в Рождественских образовательных чтениях – покаянный жест со стороны гонителей? Ну, да что там рассуждать… Время покажет.

Игорь Беланов