Электронный вариант газеты «Дух христианина»

 

Взгляд на события/История/Рубрики
почта

 

 

Газета выходит два раза в месяц

 

Страница: 1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11 - 12 - 13 - 14 - 15 - 16 - 17 - 18
 
МОНАРХИЯ

 

Завет Царя Миротворца

Речь протоиерея П.А. Смирнова, произнесенная 28 февраля / 12 марта 1897 года в торжественном собрании Общества ревнителей русского исторического просвещения

Hа витке истории

   26 февраля / 10 марта исполняется 164 года со дня рождения Государя Императора Александра III. Рассуждать о вкладе этого Царя в историю России – не наш, убогих и грешных, удел; можно лишь заметить, что переоценить его невозможно.
   Приведенная ниже речь была произнесена протоиереем Петром Смирновым в то время, когда до кровавого революционного переворота оставалось совсем немного времени. В данной речи поражает то, сколь созвучны высказанные священником переживания с чаяниями наших современников – православных русских патриотов. Кровь убиенного Александра II, смерть Александра III уже тогда взывали к народу устами лучших людей России о покаянии и защите Самодержавия – гаранта спокойствия и благополучия государства.
   Убийство Помазанника Божия Николая II и последующие страшные события XX века убедительно продемонстрировали справедливость сказанных слов – без Православного Царя русский народ не может быть русским: он теряет свою национальность, подобно западным народам превращается в серый, безликий, без роду и племени космополитический «электорат». А ведь с России у Бога особый спрос: она – хранительница Православия, Третий Рим.
   Однако, не взирая на многочисленные уроки Истории и вопреки здравому смыслу, наша страна, в объятиях демократии и глобализации, по-прежнему несется в адскую пропасть, и, судя по всему, как и в конце XIX века, сегодня Россию ожидают трагические испытания.
   Но мы веруем, что по молитвам Матери Божией, Заступницы Земли Русской, по молитвам всех русских святых наша Отчизна преодолеет все грядущие очистительные скорби, покается, и наступит долгожданное время – Господь вернет Удерживающего – русского Самодержавного Царя.

   В первый раз наше общество собирается в день земного рождения в Бозе почившего Императора Александра III, в память которого оно основано. Это день и скорби о почившем Монархе, и благодарения за сей, воистину, нам дар Небес.
   Жизнь и подвиги почившего Монарха не нуждаются в хвалебных речах. Вся Россия, вся Европа, можно сказать, весь мир воздали ему сердечные дани хвалы и благодарения. Наша забота о том, чтобы по возможности собирать, уяснять и сберегать для потомства все то доброе, что думал, чего хотел, что сделал и завещал нам в Бозе почивший Император.
В этом отношении Общество наше осчастливлено весьма важным открытием, которое проливает обильный свет на все дела царствования Императора Александра III и на самые сокровенные его думы и желания. Государыне Императрице Марии Феодоровне благоугодно было даровать Обществу чрез нашего высокочтимого председателя два извлечения из писем к ней Августейшего супруга, писанных во время последней турецкой войны, когда он <еще> был Наследником Престола и командовал Рущукским отрядом.
   Вот эти поистине драгоценные слова: Я уверен, что как ни грустно расставаться на неопределенное время, ты радуешься за меня этому случаю идти в настоящее дело и показать на деле Государю и России мою готовность послужить им не на словах, а на деле.
   Другое изречение еще более замечательно: Во всем, что делается на земле, есть воля Божия, а Господь, конечно, ведет судьбы народов к лучшему, а не к худшему, если они, конечно, не заслужили полного гнева Его. Поэтому да будет воля Господня над Россиею, и, что ей следует исполнить и что делать, будет указано Самим Господом Всемогущим. Аминь.
   Итак, вот откуда исходило это необыкновенное трудолюбие, при помощи которого в Бозе почивший Государь овладел всеми нитями правления многомиллионным народом, этот своего рода аскетизм на высоком и превознесенном Престоле, с которым он отказывался от всех внешних приманок чести и власти и даже многих из столь обычных жизненных утех, чтобы исполнить свой страшный долг, понести тяжкий крест, возложенный Божественным Промыслом на его рамена, вот где объяснение того единства в мыслях, той строгой последовательности, той глубокой и несокрушимой логики в стремлениях и действиях, которые знаменуют в особенности его царствование, и той благодатной помощи, которая являлась ему свыше, даже до чудесного ее обнаружения 17 октября 1888 года, и тех необычайных успехов царствования, каких Господь сподобил его достигнуть!
   В Бозе почивший Государь, как всем известно, отличался искренностью, прямотою и правдою и терпеть не мог хитрости, лукавства и вообще лжи, в каком бы то ни было виде. В словах, написанных им самому близкому и любимому человеку, открывается самое сердце его. Замечательно это слово «аминь» в письме к другу сердца. Вот где мощь несокрушимая!
   Кто не пожелал бы, чтобы эти непреклонные верования и желания сердца покойного Государя, отпечатлевшиеся на всех делах царствования, сделались преискренним убеждением каждого русского человека!

Каждый народ имеет свое предназначение и по закону правды несет за него ответственность.

   Правда возвышает язык, умаляют же племена греси (Притч. 14, 34), – говорит Премудрый. Согласие путей народа с правдою Божиею, или праведность, возвышает народ, грехи же, т.е. беззакония, умаляют, до исчезновения с лица земли, племена и целые народы.
   Правда – это закон жизни. Изумительно могуч этот закон правды. Чем более живем на свете, тем более убеждаемся, что ни одно дело, ни одно слово не остается без возмездия. Как часто приходится вспоминать: «А вот что я сделал, вот что сказал тогда-то, может быть, за целые десятки лет, теперь вижу возмездие!» Кто это ведет счет всем нашим действиям и словам? Это неумытная правда. Действия правды, как ни строга она к нам, мы сами всячески охраняем, чувствуя и сознавая, что нарушение ее есть извращение жизни. Кто из нас станет возмущаться до всей глубины души несправедливым, например, приговором суда, как бы не жаль было виновного? Но <если в земной жизни воздаяние происходит не всегда, то> для каждого из нас есть еще другая жизнь – по ту сторону гроба. Здесь примирение с неправдами: чего не дополучишь в этой жизни, там воздастся. Для народов же другой жизни нет, кроме здешней – земной. Поэтому закон правды в отношении народов действует еще сильнее, еще неотложнее, еще строже, чем в отношении частных лиц. Наказание и кара закона не отлагаются до той жизни, а совершаются здесь, во всей своей страшной силе.
   Разве могут быть грехи у народов? Народ не есть нечто собирательное и, так сказать, совершенно безличное. Народ, особенно выдвинутый на стезю истории, имеет свой предел, предоставленный ему Богом, как бы данный ему в наследие (см.: Деян. 17, 26); имеет свое предназначение – исполнить то или другое дело в высших целях Божественного Провидения, получает, как раб от господина, в той или иной мере таланты, чтобы пустить их в оборот, употребить на пользу и приумножить; отличен особенностями и во внешнем виде, и в чертах характера; имеет свою собственную народную душу. Это – отрок в очах Бога Вседержителя, исполнитель Его велений. То, что говорится в Писании об Израиле, как отроке Иеговы, в большей или меньшей степени прилагается ко всем племенам и народам. В этом отношении к народу, как и к каждой отдельной личности, применяются, пока можно, меры долготерпения, временной пощады, вразумления, выжидания. Иногда Я скажу о народе, – говорит Господь у пророка Иеремии, – что сокрушу и погублю его; но если народ этот, на который Я это изрек, обратится от своих злых дел, Я отлагаю то зло, которое помыслил сделать ему. А иногда скажу о каком-либо народе и царстве, что устрою и утвержу его; но если он будет делать зло пред очами Моими и не слушаться гласа Моего, Я отменю то добро, которым хотел облагодетельствовать его (Иер. 18, 7–10). Если же народ окажется совсем непокорным и неисправимым, то над ним совершается Суд Божий, который Господь выражает Пророку в таких страшных словах: Я наведу бедствие <…>, – о котором кто услышит, у того зазвенит в ушах (Там же. 19, 3).
   Пример народного покаяния и помилования видим в Ниневитянах и многократно в истории народа еврейского. В истории Аморреев видим, как долго Господь терпит. Еще Аврааму предсказано было истребление этого народа и объявлена причина замедления в исполнении приговора, – та, что мера беззаконий их еще не исполнилась. И вот около 450 лет вынутый из ножен меч Божий висит над преступным народом до того времени, когда страна их была завоевана и разделена между коленами Израилевыми. В Писании открыт день падения одного из величайших царств древности.
   С детства всем знакома страшная картина: пир горой в царском дворце, вино льется рекой, пьяные уста глаголют непотребное. Дошло до страшного кощунства. Вдруг является на стене пишущая рука: «Исчислил, взвесил, разделил...» В ту же ночь прорвались в Вавилон персы и разрушили царство.
   «И не посвященная в таинства судеб Божиих история свидетельствует, что благочестие, хотя иногда не довольно просвещенное, но искреннее, правота и доброта нравов возвышают и облекают победоносною силою дух народа, а, напротив, уменьшение в народе благочестия, повреждение нравов, преобладание пороков разрушают единодушие, ослабляют верность и мужество, похищают у законов силу, и почитаемые средствами общественного благоустройства образованность и просвещение обращают в орудия дерзости, безпорядка и разрушения» (митр. Филарет).

Святая Русь – хранительница Православия

   Милостию Божиею необычною поднялась, встала на ноги, вытерпела страшные вражеские испытания и отстранила их, усилилась, расширилась до необъятных пределов наша родная страна. Из всех славянских народов одним нам дана такая мощь, такая ширь. Особые пути Промысла знаменуют нашу историю. Россия принимает чистое христианство из руки Византии в самое знаменательное время – когда, с одной стороны, победоносно закончена была борьба с ересями и основные догматы веры были на все времена определены Вселенскими Соборами, с другой стороны, – когда запад, в котором давно таились начала противления, отделился от Православного Востока, и Византия – эта хранительница веры – между прочим, и по проискам пап, стала клониться к упадку. Знаменательно в нашей истории то, что народ был просвещен Святою верою на самых первых порах гражданской жизни. Отсюда печать веры глубоко лежит на всех воззрениях, на всех обычаях, на всей жизни русского народа, и тот слой его, который составляет основу, и где таятся еще непочатые силы, есть и называется христиане. Извлеките, разрушьте эту печать – и будет общее разрушение.
   Монгольское иго было тяжким для нас испытанием, но, благодаря этой стене, мы убережены были от искушений и прельщений, затем потрясений и катастроф папского запада. Когда вся Европа шла за папством или против него, мы отрезвлялись, объединялись, сливались в одно целое...
   Название «Святая Русь» показует, где сила ее, где основа ее жизни в прошедшем, настоящем и будущем. К русскому народу часто прилагают название «новый Израиль», и это исполнено глубокого смысла. Что должна совершить Россия в целях Провидения, – это лежит в неисповедимых путях Промысла Божия; но явно и теперь предназначение Руси – быть прежде всего и в особенности хранительницею вверенного ей Православия, затем уже – быть просветительницею народов, вошедших в состав ее и тяготеющих к ней и, может быть, – вразумительницею самого запада, заблудившегося на путях своих.
   Сможет ли, сумеет ли она поднять на плечи свои бремена, исполнит ли она свое высокое предназначение – покажет будущее. Но непреложный закон правды гласит: кому многое дано, с того многое и взыщется. Великие дарования и ответственность страшная.

Продолжение в след. номере

 

Страница: 1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11 - 12 - 13 - 14 - 15 - 16 - 17 - 18

Взгляд на события/История/Рубрики
почта

© 2005 "Дух христианина"

Сайт создан: 1 апреля 2005 г.