Электронный вариант газеты «Дух христианина»

 

Взгляд на события/История/Рубрики
почта

 

 

Газета выходит два раза в месяц

 

Страница: 1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11 - 12 - 13 - 14 - 15 - 16 - 17 - 18
 
ПРАВОСЛАВНЫЙ КАЛЕНДАРЬ

 

Свт. Макарий, митрополит Московский

(память 16 февраля / 1 марта)

   Святитель Макарий, апостол Алтая (в миру Михаил Андреевич Парвицкий-Невский), родился 1 октября 1835 года, на празднование Покрова Божией Матери, в селе Шапкино Владимирской губернии.
   В 1854 году он закончил Семинарию и, согласно своему желанию служить делу проповеди Евангелия, поехал в Алтайскую миссию рядовым сотрудником, хотя по блестящим успехам мог бы продолжить обучение в Академии.
   Шестнадцатого марта 1861 года он принял монашеский постриг с именем Макарий, в честь преп. Макария Великого. На следующий же день он был рукоположен во иеродиакона, а 19 марта – во иеромонаха. С этого времени началось самостоятельное миссионерское служение Святого. Отец Макарий понимал, что его проповедь будет успешной лишь в том случае, если нести людям слово Божие на родном, доступном для них языке. Стремясь к этому, он в совершенстве овладел алтайским языком и его наречьями. Многие годы миссионер посвятил переводу богослужебных книг на алтайский язык, работая над этим в Санкт-Петербурге и в Казани. В 1875 году отца Макария назначили помощником начальника Алтайской миссии.
   За 36 лет своего миссионерского служения Святой приобрел всероссийскую известность. В 1891 году он стал Томским епископом. Святитель считал, что истинный пастырь должен быть готовым «во всякое время износить из сокровищницы души своея для одних – утешение, для других – наставление, для третьих – ободрение, а для иных – обличение».
   Свт. Макарий предчувствовал грядущие трагические события в России. В одном из своих поучений он говорил: «Мы переживаем смутные времена. Бывали на Руси лихолетия, но тогда было не так худо как теперь. Тогда были все за Бога, все желали знать, что Ему угодно; а теперь не то. Тогда были за Царя; теперь опять не то. Теперь слышатся голоса хульные на Бога и замыслы против Помазанника Его... В подметных письмах и листках их мы читаем, что они, как вестники ада, жаждут разрушения, безпорядков... Их желание – все перевернуть, чтобы голова стала внизу, а ноги наверху; чтобы честный человек ждал милости из рук босяка, которого они хотят сделать раздаятелем награбленного ими...» Обличая смутьянов, Владыка предрекал: «Не хотите вы своей Русской власти, так будет же у вас власть иноплеменная».
   В мае 1906 года Святителя возвели в сан архиепископа, а в 1912 году назначили митрополитом Московским и Коломенским, членом Святейшего Синода. Владыка большое внимание уделял катехизации народа, смело обличал нравственную распущенность современников, выступал против всего, что подтачивает «твердыню Церкви Божией». Сщмч. Арсений (Жадановский) в своих воспоминаниях писал: «Гордой столице не понравилось его простое учительство, его строго церковное патриархальное направление. Отшедшие от веры и доброй нравственности люди считали его за отсталого, неинтересного архиерея, а пастыри, ставившие на первое место не спасение пасомых, а свои личные житейские интересы, не находили себе в митрополите поддержки».
   Свт. Макарий известен и как добрый восстановитель мира в афонских спорах об Имени Божием (1912 г.). Его совесть не могла мириться с теми грубыми методами, какие были применены на Святой Горе к русским имяславцам – последователям древнего аскетического учения о внутреннем безмолвии (исихазма). И в 1914 году Святой создал особую Комиссию при Московской Синодальной Конторе, которая определила учение имяславия Православным, не содержащим ереси, и таким образом несправедливое решение Святейшего Синода относительно афонских старцев было упразднено.
   Митрополит Макарий был духовным писателем, строгим монахом и аскетом, имел дар умной-сердечной молитвы.
   В 1917 году, после Февральского переворота, в газетах развернулась клеветническая кампания против Владыки, оставшегося верным Государю и отказавшегося присягнуть Временному правительству. Его не допустили на Всероссийский собор 1917–1918 годов. Как «несоответствующего духу времени», под угрозой заключения в Петропавловскую крепость, Святителя принуждали подать прошение об отставке. Это было явным беззаконием, противоканоническим действием со стороны Временного масонского правительства, так как московские митрополиты, благодаря своему особому статусу, никогда не увольнялись на покой – ни по причине болезни, ни по старости. Кроме того, 82-х летнего Старца лишили положенного ему по статусу содержания и права проживания в Троице-Сергиевой Лавре, священноархимандритом которой он являлся, и сослали в Николо-Угрешский монастырь.
   Последние годы святой Старец, забытый и покинутый практически всеми, лежал в параличе, но не потерял способности говорить. Больного Владыку не раз посещал св. Патриарх Тихон; во время последнего свидания, бывшего в августе 1924 года, святые испросили друг у друга прощения. Сщмч. митрополит Петр (Крутицкий), став Патриаршим Местоблюстителем, пришел к Старцу за благословением, и Владыка с любовью подарил ему свой белый клобук.
   Выдающийся Святитель-миссионер, «апостол Алтая», «Сибирский столп Православия», «живой русский святой» – так называли его современники – почил 16 февраля 1926 года. В 1957 году его честные нетленные останки были перенесены в Троице-Сергиеву Лавру и захоронены в храме Русских Святых Успенского Собора.
   На Архиерейском соборе Русской Православной Церкви в августе 2000 года свт. Макарий, митрополит Московский, был причислен к лику святых для общецерковного почитания.

«Православный календарь»

 

Страница: 1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11 - 12 - 13 - 14 - 15 - 16 - 17 - 18

Взгляд на события/История/Рубрики
почта

© 2005 "Дух христианина"

Сайт создан: 1 апреля 2005 г.