Электронный вариант газеты «Дух христианина»

 

Взгляд на события/История/Рубрики
почта

 

 

Газета выходит два раза в месяц

 

Страница: 1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11 - 12 - 13 - 14 - 15 - 16 - 17 - 18
 
ГЛАВНАЯ ТЕМА

 

Торжество Православия

Окончание. Начало

     «Православие есть истинное Богопознание и Богопочитание, – пишет свт. Игнатий (Брянчанинов) в «Слове в день Торжества Православия». – Православие есть поклонение Богу Духом и Истиною; Православие есть прославление Бога истинным познанием Его и поклонением Ему; Православие есть прославление Богом человека, истинного служителя Божия, дарованием ему благодати Всесвятаго Духа. Дух есть слава христиан (см.: Ин. 7, 39). Где нет Духа, там нет Православия.
   Нет Православия в учениях и умствованиях человеческих: в них господствует лжеименный разум – плод падения. Православие – учение Святаго Духа, данное Богом человекам во спасение. Где нет Православия, там нет спасения. „Иже хощет спастися, прежде всех подобает ему держати кафолическую веру, ея же аще кто целы и непорочны не соблюдет, кроме всякого недоумения, во веки погибнет“ (Символ святого Афанасия Великого, Патриарха Александрийского).
   Драгоценное сокровище – учение Святаго Духа! Оно преподано в Священном Писании и в Священном Предании Православной Церкви. Драгоценное сокровище – учение Святаго Духа! В нем – залог нашего спасения. Драгоценна, ничем не заменима, ни с чем не сравнима для каждого из нас наша блаженная участь в вечности; столь же драгоценен, столько же превыше всякой цены и залог нашего блаженства – учение Святаго Духа. Чтобы сохранить для нас этот залог, Святая Церковь исчисляет сегодня во всеуслышание те учения, которые порождены и изданы сатаною, которые – выражение вражды к Богу, которые наветуют нашему спасению, похищают его у нас. Как волков хищных, как змей смертоносных, как татей и убийц, Церковь обличает эти учения; охраняя нас от них и воззывая из погибели обольщенных ими, она предает анафеме эти учения и тех, которые упорно держатся их».
   Некоторые люди не понимают такого торжества Церкви Христовой – оно видится им жестоким, дышащим злобой и ненавистью по отношению к еретикам. Однако, вопреки их ошибочному мнению, анафема – не есть казнь над последними, а всего лишь констатация факта их духовной смерти. Святитель Игнатий объясняет это так:
   «Словом „анафема“ означается отлучение, отвержение. Когда Церковью предается анафеме какое-либо учение – это значит, что учение содержит в себе хулу на Святаго Духа и для спасения должно быть отвергнуто и устранено, как яд устраняется от пищи. Когда предается анафеме человек – это значит, что человек тот усвоил себе богохульное учение безвозвратно, лишает им спасения себя и тех ближних, которым сообщает свой образ мыслей. Когда человек вознамерится оставить богохульное учение и принять учение, содержимое Православной Церковью, то он обязан, по правилам Православной Церкви, предать анафеме лжеучение, которое он доселе содержал и которое его губило, отчуждая от Бога, содержа во вражде к Богу, в хуле на Святаго Духа, в общении с сатаною».
   Как известно из истории Церкви, прежде чем тот или иной еретик попадал под анафему, к нему применялись многоразличные способы духовного вразумления и исправления. И лишь когда он оставался к ним нечувствителен – только тогда его отлучали от собрания верных. В данном случае действия Церкви можно уподобить действиям хирурга, отсекающего загнивший член тела, чтобы не заразился и не погиб весь организм.
   Священномученик Фаддей (Успенский), архиепископ Тверской, говорит: «Святая Церковь <...> крепко держится своих догматов веры <...>, а отвергающих все это, отлучает, подвергая анафеме. Не дух жестокого гнева и мщения дышит в этих деяниях Святой Церкви, а растворенная любовью жалость врача, который режет пораженную смертоносною язвою часть тела, чтобы она не заразила всего тела. Неужели человеколюбие требует сохранить эту часть во что бы то ни стало? Не лечит ли ее врач до тех лишь пор, пока имеет надежду возвратить ей здоровье? Так и Святая Церковь тогда только отлучает еретиков от своей среды, когда все способы их духовного врачевания применены, надежды оживить отмершие части нет и вред от них для прочих частей тела Церкви усиливается до больших размеров. Если же бы заметила Святая Церковь малейшую возможность возвратить утраченный член телу, она это не замедлила бы сделать. Вслушаемся в эти трогательные моления Святой Церкви об обращении заблуждающихся, какими пронизан весь чин анафематствования, и мы заметим, что Святая Церковь дышит лишь любовью Небесного Врача Христа, все делающего для спасения Своего Тела – Церкви (см.: Еф. 5, 23), для спасения этого Тела заповедавшего отлучать, как язычника и мытаря, того, кто после долгих увещеваний и Церковь преслушает (см.: Мф. 18, 17)».
   Но и после изречения анафемы Святая Церковь не прекращает заботиться об отсеченных членах – она молит свою Главу – Господа Иисуса Христа – об их духовном воскресении и возвращении в Церковную ограду: «Отступившия от Православныя веры и погибельными ересьми ослепленныя светом Твоего познания просвети и Святей Твоей Соборней и Апостольстей Церкви причти» (утренние молитвы о живых).
   Со временем к прежним уклонениям от Истины добавились новые. Так, в 1054 году от Вселенской Церкви отпала римская, ныне неправо именуемая католической. Она измыслила еретический догмат «филиокве» об исхождении Бога Духа Святаго не только от Бога Отца, но и от Бога Сына и таким образом похулила Святой Дух, низведя Его до степени посланника – степени ангельских чинов («ангел» – посланник. – Греч.).
   Православная Церковь отсекла от себя латинян – их лжеучение многократно осуждено на Поместных Соборах и единогласно признано ересью Святыми Отцами. С того момента, как произошло отпадение и последователи латинства лишились благодати Святаго Духа, их падение в бездну еретического суемудрия продолжается. Римские папы сочинили догматы о собственной непогрешимости, о непорочном зачатии Пресвятой Богородицы, папа Григорий XIII ввел новый календарь, по которому католики часто праздную Пасху раньше иудеев или вместе с ними, что строго запрещено на Первом Вселенском Соборе.
   В XVI веке от латинян отделились протестанты; они, в свою очередь, и по сей день не перестают дробиться на сотни сект и, по словам святителя Игнатия (Брянчанинова), протестуют против всего учения Христова, оставляя, впрочем, себе наименование христиан. Протестанты не почитают Божию Матерь, не признают церковные Таинства и, кроме прочего, проповедуют иконоборчество, попадая таким образом под анафему Отцов Седьмого Вселенского Собора.
Но ныне в нашей Святой Православной Церкви, торжествующей победу над богохульными учениями еретиков, есть люди, утверждающие, что раз католицизм и протестантизм не были анафематствованы на Вселенских Соборах, то они и не являются ересями. Такое мнение не имеет никакого разумного основания – оно не базируется на правилах Церкви или святоотеческом наследии и есть лукавое оправдание новой ереси, порожденной диаволом и его слугами в XX веке.
   Эта ересь – экуменизм. Сущность ее заключается в том, что якобы все веры и церкви берут свое начало от Бога и благодатны в равной степени. Бог создал одну Церковь, но люди, будучи подвержены страстям и разделившись во мнениях, по мнению экуменистов, разделили и Церковь на православную, католическую и протестантскую. Следовательно, по их мнению, эту ситуацию необходимо срочно исправить посредством соединения. Однако из Священного Писания, Символа Веры и творений Святых Отцов все православные знают, что Церковь не может разделяться – иначе она уже не будет Единой и Святой.
   «Христианин чужд того позыва, чтоб все по-своему понимать, – пишет святитель Феофан Затворник, – а ищет одного: как все всегда понимали вещи и судили о них. По его убеждению, отособиться – значит отпасть от Истины и, следовательно, не к совершенству идти, а в пагубу. Но, подчиняясь общему верованию, он не думает, что теряет самостоятельность. В этом общем он усвояет себе только начала – начала верные, ибо они от Бога исходят, – и, на них основываясь, судит потом о всем и все решает, – и решает незаблудно, ибо исходит от истинных положений, запечатленных Божественным авторитетом.
   Все ереси и все лжи произошли от нарушения сего основного правила Истины. Ересь есть суждение о чем-либо по-своему, не соображаясь с тем, как судить о том предал Церкви Господь».
   Арий помыслил о Христе, что Он не был изначально Богочеловеком, а только человеком, и впал в ересь. Монофизиты (к ним относится армянская новостильная «церковь»), наоборот, отрицали человечество Иисуса Христа, чем упраздняли Страдания Господа на Кресте как Богочеловека. Монофелиты утверждали, что хотя Иисус Христос и является Богочеловеком, но имеет одну волю – Божественную, чем искажали истинное учение о двух волях во Христе: Божественной и человеческой. Латиняне, выдумав догмат о безгрешности римского папы, упразднили власть Христа на земле, полностью перепоручив ее «наместнику-папе». А Мартин Лютер пошел еще дальше: объявил себя и всех своих последователей спасенными и безгрешными, чем извратил Божественное учение о спасении.
   «Когда рождается вопрос, христианин ищет разрешения ему не в себе, не в своем постижении, а в общем всех исповедании, – говорит свт. Феофан Затворник. – Не то, чтоб он сам не рассуждал и не построевал никаких соображений; они у него роиться могут быстрее, нежели у кого-либо. Но дело в том, что он цены им не даст никакой до тех пор, пока не проверит общим учением. Согласны они с сим учением, – он оставляет их за собою, не согласны – отвергает. И в этом покой его. Он стоит на сем общем, как на твердом камне. Ибо по нему восходит он к Богу, как к Источнику».
   К сожалению, сегодня ересь экуменизма распространилась весьма масштабно – ее приверженцы есть во всех Поместных Православных Церквях, а где-то они даже захватили власть и состоят в чинах Предстоятелей и епископов. Например, Константинопольский Патриарх Варфоломей открыто сослужит папе римскому, а, попущением Божиим, новый Патриарх нашей Русской Православной Церкви Кирилл (Гундяев), восторженно вспоминая своего наставника митрополита Никодима (Ротова), говорит, что у того, как и у известного протестантского пастора Мартина Лютера Кинга, была заветная мечта об объединении всех христиан, то есть православных, католиков и протестантов.
   «Православные» экуменисты часто оправдываются желанием достичь всеобщей «любви», которая, по их убеждению, требует и всеобщего единства, однако какая любовь может быть там, где попирается Истина? Считая, что Церковь согрешила грехом разделения, экуменисты возводят хулу на Духа Святаго, пребывающего в ней, и искажают догматы о Святости и Единстве Церкви. Церковь не может разделиться, и от нее нельзя отделиться – от нее можно только отпасть, что и происходит с еретиками во все времена.
   Вот что по поводу экуменической «любви» сказал священномученик Фаддей (Успенский) в проповеди в Неделю Торжества Православия: «<Они> хотят, чтобы у древа были отсечены корни его: они требуют, чтобы Христова Истина приносила миру безчисленные плоды любви и духовных сладостных утешений, но питающие любовь корни хотят отсечь. Эти корни Христовой Истины, плодоносящей миру, и есть вера с ее догматами; догматы Святой Церкви суть ни что иное, как тончайшие разветвления корней веры; ни что иное представляет собой самое тонкое богословствование Святых Отцов Семи Вселенских Соборов».
   Однако помимо догматов в Церкви существуют каноны, которые также входят в «корневую» систему ее учения. Каноны растолковывают это учение и являются неотъемлемой частью Православной веры. И поскольку Православие – это единственная истинная, живая вера, никакие догматы или каноны в ней не могут «не работать» – отмирать, устаревать. Они всегда насыщали, насыщают и будут насыщать духовную жизнь христиан.
   В настоящее время экуменизм еще не осужден ни одним Собором Церкви – экуменисты пока еще не анафематствованы и продолжают распространять богохульные воззрения, смущая неокрепшие души. Однако в день Торжества Православия, слушая или даже провозглашая анафемы иным еретикам, пусть знают, что рано или поздно и они будут отсечены от Церкви, подобно гниющим членам, если не покаются и не отвергнут свое заблуждение.
   Мы же, торжествуя духовно в сей праздник, возблагодарим Бога за Его неизреченную милость, по которой являемся сынами и дщерями истинной Церкви, – нам открыта дорога ко спасению и Жизни Вечной. Будем же беречь Православную веру, изучая и выполняя все установления Церковные, подвизаясь в посте и молитве, в делах благочестия и нелицемерной любви во славу Господа нашего Иисуса Христа.

Священник
Владимир (Романов)

 

Страница: 1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11 - 12 - 13 - 14 - 15 - 16 - 17 - 18

Взгляд на события/История/Рубрики
почта

© 2005 "Дух христианина"

Сайт создан: 1 апреля 2005 г.