Электронный вариант газеты «Дух христианина»

 

Взгляд на события/История/Рубрики
почта

 

 

Газета выходит два раза в месяц

 

Страница: 1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11 - 12 - 13 - 14 - 15 - 16 - 17 - 18
 
ГЛАВНАЯ ТЕМА

 

«Будьте мудры, яко змии и кротки, яко голуби»

Окончание. Начало

    К сожалению, уже сейчас сделано много непоправимых ошибок. На протяжении истории Церковь не раз оказывалась в гораздо более сложном положении, чем сегодня. Нам говорят: «Нет, батюшка, в те времена были другие искушения, сейчас – предантихристово время». Да любое время можно сопоставить с теперешним! Опять же – изучайте! Сколько, например, во времена Екатерины было закрыто церквей, монастырей! Эти посягательства можно сравнить только с тем, что творили большевики. Но всегда Церковь являла своих Столпов. Вот епископ Арсений (Мациевич) – он не впадал в крайности, как мы ныне, а со смирением обличал отступников. Да, он был изгнан, отдан под суд, низложен со своей кафедры, лишен сана и пробыл в заточении до конца своих дней. Но он действительно был Столпом Церкви – стоял твердо в Истине, не осуждал, не лил потоки обидных слов, а говорил по существу самого вопроса.
   А с епископом Диомидом мы сейчас наблюдаем совсем иную картину. Вот что меня как священнослужителя, да и иных верующих, очень настораживает: в его последних выступлениях сквозит, скорее, раздражение и обида – нет стояния за Истину. Иногда люди воспринимают Православие в каком-то ином ракурсе: «Меня обидели, теперь я буду всегда и во всем прав». Нет, не всегда человек бывает прав. Он сам иногда заблуждается в своих эмоциях, чувствах, поступках. Для простого мирянина это не так опасно, а для епископа – это крайне тяжелое положение, которое может повлечь за собой гибель многих людей.
   Я со многим согласен в тех обращениях епископа Диомида, которые были вначале, но я не согласен с той позицией, которую он занял после разгрома Анадырской епархии. Конечно, я там не был, мы многого не знаем, и трудно советовать, но было очевидно, что ему следовало поступить как-то по-другому, смириться. Владыка сильно разочаровал всех своим анафематствованием. Он допустил серьезную ошибку. Здесь произошла подмена.
   Никогда во главу своих действий, поступков, слов нельзя ставить что-то второстепенное, в первую очередь – вера Христова, а все остальное потом приложится. Помните: «За Веру, Царя и Отечество!» Из-за такой же подмены погибло и Белое движение. Господь не дает Свою благодать таким начинаниям, они подобны мертворожденным детям. Дай Бог, чтобы ситуация нормализовалась, но трудно представить, как это случится.

   Первого марта в Тайнинском, после Чина покаяния, была Исповедь и Причастие, где единолично рукоположенный во епископа владыкой Диомидом его брат – Феофил – строго предупредил, что к Причастию допускаются только те, кто не посещает храмы МП. И люди идут туда, уверенные в своей правоте, помогая друг другу укореняться в заблуждениях, осуждают ближних…
   Наша вера личностная, и мы смотрим на личность. Хорошо, когда мы смотрим на личность Христа Спасителя, но иначе – когда на человека. Полагаем упование своего спасения на его авторитет и мнение, а ведь мнение человека может быть ошибочно. Поэтому надо держаться середины, иметь рассуждение и всегда взывать: «Господи, не дай оступиться!» А те люди, которые идут сейчас к епископу Диомиду в созданную им параллельную церковную структуру и надеются на спасение, – глубоко заблуждаются. К сожалению, многие действия Владыки, последовавшие за анафемой, уже свидетельствуют об ошибочном решении, которое он как человек принял, я уже не говорю, – как епископ. Задумался бы дорогой Владыка о людях, которые следуют за ним!

   Владыка Диомид очень часто пользуется «творчеством» Артема Стадника. Батюшка, Вы были хорошо с ним знакомы?
   Да, во всем Промысел Божий. Мы были знакомы, тесно общались, он доверял мне свои мысли, и я радовался, что совсем еще молодой человек так ревнует о Церкви и о спасении. Но некоторые вещи мне не нравились, я предупреждал его, – но он не послушался. А враг очень быстро умеет разглядеть брешь и через эмоции уводит человека на погибельный путь, где он выбирает мнения, суждения по своим страстям. Остановить Артема было уже невозможно: он хотел своего, и это «свое» он и стал осуществлять – жажда деятельности любым путем. У нас есть Святое Писание, история Церкви, которые всегда назидают, с ними и нужно все сверять, но, видно, он решил, что сам всему голова, сам все знает и понимает. Как-то он заявил: «Я приветствую, чтобы мои мысли, мои слова кто-то использовал на пользу Церкви». Сейчас мы не общаемся с Артемом. Не знаю, с кем он делится своими мыслями и с кем согласовывает поступки. Оставляю его на волю Божию, буду молиться о нем как о заблудшем.

   После избрания нового Патриарха многие люди не хотят ходить в храмы, участвовать в Таинствах. Как Вы смотрите на это?
   Всегда нужно находиться в лоне Матери-Церкви. Пока не будет открытого отступления от канонов и догматов Святого Православия, мы можем и должны причащаться. Если было где-то сослужение с еретиком – не причащайся, но это осквернение не распространяется на весь народ Божий, на всю Церковь. Когда то или иное отступление будет совершаться и оглашаться официально, а нас будут понуждать веровать так, как они решили, – вот тогда и наступит тот момент. Тогда церковь-блудница и Церковь гонимая себя ярко обозначат – кто есть кто. Понятно, что в такую «церковь», которая будет обязывать нас молиться с католиками, приветствовать экуменизм, служить на русском языке, умалять посты, сокращать богослужения, – в эту церковь лукавнующих (Пс. 25, 5) мы имеем полное право не ходить и не причащаться из одной Чаши с еретическим сборищем.
   Об этом не я, священник XXI века, говорю – об этом предупреждали нас многие Святые Отцы. Нового я ничего не сказал: тот, кто постоянно в молитвенном внимании, читает и наблюдает, – тот все это знает сам. Мои слова, надеюсь, послужат в утешение тем людям, которые находятся сейчас в стесненных обстоятельствах, мучаются в своей душе: «Прав я или нет, что следую за этим человеком, даже епископом?» Для них говорю с болью в сердце: помните, Господь никогда не оставит человека, искренне желающего спасения, только вы не оставляйте Его, согласуйте свою жизнь со Священным Писанием, не бойтесь исповедовать Истину. Будьте мудры, яко змии, и кротки, яко голуби (Мф. 10, 16) – это очень важно в современной ситуации, как и необходимо понять, что эмоции не должны быть нашим советчиком. Будьте благоразумны, не совершайте резких шагов. Душа одна у нас, одна жизнь – мы можем потерять спасение!

   Священномученик Игнатий Богоносец пишет, что грех раскола не смывается даже мученической кровью…
   Пока это не раскол, а заблуждение… Что нам сетовать? Нужно исправляться самим, молиться, жить по-христиански, – тогда Господь, видя наше правильное устроение, даст нам правителей по нашему сердцу. А так: какие мы – такие и наши правители – это духовный закон. Хочу вспомнить протоиерея отца Николая Рагозина. Он почитал Царственных мучеников и всегда говорил своим чадам, что за грех Цареубийства Господь не даст русскому человеку даже хорошего начальника цеха – не то, что Патриарха, президента, правительство, а начальника цеха! Вот так.

   Мы знаем, что епископат прославил Царственных мучеников под нажимом народа, а ведь они сами как учителя, вожди, должны были просвещать, вести людей к пониманию их великого подвига. И сейчас так редко в храмах слышим даже молитвы к Царственным мученикам, да и иконы их затерты, находятся где-нибудь в дальнем углу, а то и совсем отсутствуют...
   Церковь зиждется не на основах демократии и соединения с безбожной властью, а на основе покаяния, испрашиваемого у Бога прощения. В том числе и за грехи наши, содеянные в XX столетии, а их великое множество. Народ наш русский должен помнить, что он – народ избранный, благословленный на хранение чистоты Православной веры. Надо молиться о возрождении России. Власть Самодержавная была дарована нам от Господа, а мы от нее отреклись, вот и пожинаем плоды, когда, к сожалению, и церковная власть не поддерживает свой народ, а про светскую – уже и говорить не стоит.
   Получается, что власть живет одной жизнью, священноначалие – другой, а народ – сам по себе. Такого никогда не было, это разъединение пагубно. Потому и покаяние необходимо, чтобы мы опять воссоединились. Единственное, что может объединить народ, – это покаяние. Оно привлечет Божию благодать. Все в мире этим и совершается: Без Мене не можете творити ничесоже (Ин. 15, 5). Так что причина не в патриархах, президентах – они сами ответят за свои грехи, причина – в нашей греховности. Нужно не перекладывать вину на кого-то, а искать в себе причину несчастий и искоренять эту причину с Божией помощью. Все это известно со времен Адама и Евы.

   Так часто слышится безпомощное: «А что мы можем сделать?»…
   Наблюдая последнее время за жизнью внутри Церкви, я пришел к выводу: народ наш малоактивен – единицы из тысяч стремятся к ревностному познанию веры. Большая часть довольствуется набором чисто внешних религиозных проявлений: служба, совершение Таинств, иконопочитание, Крестные ходы. И вот эта обрядовая сторона многих устраивает, они думают, что это и есть полнота церковной жизни, а они – вполне православные, чего еще желать?
   Это неразумие и теплохладность проистекает из того, что обратившись к вере от безбожия, многие не в состоянии сразу переродиться духовно. Они входят в Православие чисто внешне. Но, помните: вера без дел мертва. А «что мы можем сделать?» Мы многое можем. Не спите, просите Господа. Когда меня так вопрошают, говорю: если ты не видишь точки приложения своих сил, тогда остановись, повернись к Богу и начинай молиться: «Господи, хочу Тебе послужить, Церкви, Отечеству. Помоги, научи, что мне надо делать!» Только искренне проси. Я знаю много таких случаев, когда человек быстро получал ответ. Главное – ответ этот услышать, различить, а потом правильно им воспользоваться. И тогда ты очень многое можешь сделать.

   Некоторые говорят, что «один в поле не воин»…
   Это без Бога один, а с Богом – все возможно. Читайте жития святых в простоте сердца. «Нестор низложил Лиеву гордыню», – поется в тропаре. Нестор был маленького роста, а вышел на гиганта и победил. Сила духовная в нем была. Так и любой верующий человек. Сохраняя в сердце веру, нужно твердо идти по жизни – этим и спасаться. Хорошо, когда духовник есть, – подскажет, поправит. Не оставляйте духовников, наставников ваших, – это враг внушает разделение, чтобы погубить вас. У кого нет духовного отца – за Господа цепляйтесь, Он не оставит. Я помню совет своего духовника: «Когда тебе трудно, стань пред иконами, призови Духа Святаго, помолись от всего сердца, и Господь тебе даст ответ, отойдет всякое уныние».
   Но коль вы не получаете ответа, может, сердце не готово, может, вы желаете одного, а Господь вам иное готовит? Соизмеряйте свои духовные, физические, интеллектуальные силы, ищите точку приложения своих сил. А может, скоро придет время исповедничества, и мы не успеем уже сделать никаких дел. Будем стоять в Истине, хранить веру свою Православную.

   Порой кажется, что правильнее оставить все и уйти подальше от этого мира: вот там-то, в деревне, в лесу, в горах, мы будем спасаться. Так ли это?
   Чаще такая горячность бывает от неразумия. Что непонятно – иди, спрашивай, пока есть у кого. Надо верить в Бога и верить Богу, что Он все управит. Господь призвал нас сюда, значит, мы здесь необходимы, а мы суетимся, бежим. Когда меня спрашивают, как узнать: может, пора уходить из мира, – отвечаю, что буду до последнего момента со своим народом. Не могу я одобрять, когда сейчас кто-то уходит. Если тебя не запретили в служении, – стой у Престола Божия, Господь с тобою. Ты же совершаешь Таинство Евхаристии, приносишь безкровную Жертву за весь мир. Эта благодать идет в первую очередь на твоих прихожан, на твою семью, на всех, за кого ты молишься, а потом и на весь грешный мир. Это передовая духовной борьбы против антихриста.
   Таинства, совершаемые законно рукоположенным священником, – великое препятствие для осуществления планов сил зла. И тот, кто раньше времени уходит, – бросает свой народ, который Господь ему дал, чтобы он привел его в Царство Небесное. И что это за священник, который оставляет свою паству, молится где-то на квартире, пасет себя самого? Тебя ведь никто не избивал, не сажал в тюрьму, если нет такого открытого гонения – служи до последнего момента, пока будет возможно! Бог укажет, когда этот момент настанет, – тогда и иди в затвор, в ссылку, а может, сподобит Господь, – на мученический Крест.
   Какие мы горячие, скоропалительные. Истина не терпит спешки и торопливости. Истина сама по себе кротка и мирна, будьте и вы кротки, рассудительны. Сейчас, в таких сложных обстоятельствах, мы же не оставлены Богом: имеем крышу над головой, кусок хлеба, одежду. Эта милость Божия дается нам для того, чтобы мы сейчас укрепились в благодати. Придет момент, бросишь все и пойдешь, а сейчас нельзя пастырю бросать свое стадо – люди полностью растеряются.
   И у мирян появилась такая опасная тенденция: человек укрепляется в своем мнении, поступает по-своему. Просто считает, что он лучше других видит, как верно поступать, не слушает своих ближних. Получается, что только свое мнение для него и ценно, из самолюбия, из гордости слышит он только себя. По своим страстям ищет себе и учителя – не Христа, а человека. Рассматривая жития святых, выбирает только те места, которые подтверждают его правоту. Это очень опасно. Это сектантский подход. Именно так рождаются расколы. Враг только и ждет, чтобы укрепить такого человека в своем мнении, а там уже наступит помрачение, забвение и отступление. Время сейчас очень сложное, но не самое критическое. Надо не поливать друг друга грязью, а объединяться, бороться вместе за чистоту Православия. А момент, о котором мы знаем, что он будет, еще не наступил. Думаю, усердная молитва к Богу откроет нам это время. Доброго всем Поста, и да укрепит вас Господь.

Беседовала Мария Шеина

 

Страница: 1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11 - 12 - 13 - 14 - 15 - 16 - 17 - 18

Взгляд на события/История/Рубрики
почта

© 2005 "Дух христианина"

Сайт создан: 1 апреля 2005 г.