Электронный вариант газеты «Дух христианина»

 

Взгляд на события/История/Рубрики
почта

 

 

Газета выходит два раза в месяц

 

Страница: 1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11 - 12 - 13 - 14 - 15 - 16 - 17 - 18
 
НА ПУТИ КО СПАСЕНИЮ

 

БЛАГОГОВЕНИЕ – ЭТО СТРАХ БОЖИЙ

  Блажен человек, который
всегда пребывает в благоговении;
а кто ожесточает сердце свое,
тот попадет в беду

(Притч. 28, 14)

   Преподобный Оптинский старец Никон (Беляев) пишет: «Говеть – значит благоговеть. Вести себя благоговейно перед причащением Святых Тайн, ходить как бы в присутствии Божием». Во время святой Четыредесятницы, когда православные христиане совершают подвиг говения, внимательного испытания своей совести, сугубой борьбы со страстями, мы решили побеседовать о благоговении. В беседе приняли участие: священник Александр Колесников, заведующий миссионерским отделом МОО «ЦПП „Просветитель“» Игорь Беланов и постоянная читательница нашей газеты, педагог Валентина Николаевна Соколова.

   И. Беланов: Отец Александр, расскажите, пожалуйста, что такое благоговение?

   Отец Александр: Благоговение – это глубочайшее почтение, происходящее из страха Божия, ощущения присутствия Божия, величия Божия, осознания всеправедности, всесвятости, всесовершенства Господа нашего Иисуса Христа. Это неотъемлемое чувство христианина. Оно неразрывно связано с покаянием, поскольку человек, имеющий страх Божий, имеющий благоговение, боится чем-либо прогневать, оскорбить Творца. Осознавая Божию всеправедность, всесвятость, он начинает видеть свои безчисленные грехи. «Когда страх Господень приходит в сердце, то показывает ему все грехи его», – говорит преподобный Иоанн Лествичник. «Страх Божий вводит нас на корабль покаяния», – пишет преподобный Исаак Сирин. И еще: Начало премудрости – страх Господень (Пс. 110, 10), – просвещает нас святой Псалмопевец. Также и наоборот: «По мере очищения покаянием, начинаем ощущать присутствие Божие: от ощущения присутствия Божия является святое ощущение страха Божия», – объясняет святитель Игнатий (Брянчанинов). То есть когда человек искренне кается в своих согрешениях, он не может не благоговеть пред Богом, а из благоговения рождается уже спасительный Божий страх – источник жизни, хранитель и защитник души, корень всех добродетелей, – как называют его Святые Отцы.

Блаженный старец
Паисий (Эзнепидис) (1924–1994)

   И. Беланов: Процитирую, что пишет о благоговении Афонский старец Паисий (Эзнепидис)*: «Благоговение – это страх Божий, внутренняя скромность, духовная чуткость. Человек благоговейный может стесняться, но эта стеснительность источает мед в его сердце, она привносит в его жизнь не мучение, но радость. Движения человека благоговейного тонки и аккуратны. Он отчетливо ощущает присутствие Бога, Ангелов и святых, он чувствует близ себя присутствие призирающего его Ангела Хранителя. В своем уме он постоянно имеет <мысль о том>, что его тело есть храм Святаго Духа. И живет он просто, чисто и освященно. Человек благоговейный везде ведет себя со вниманием и скромностью, он живо ощущает всякую святыню. Например, он внимателен к тому, чтобы не встать спиной к иконам; туда, где сидят, например, на диван или стул, он не положит Евангелие, духовную книгу или какую-то святыню; если он видит икону, то его сердце исполняется взыграния, его глаза заволакиваются слезами. Даже просто увидев имя Христово где-то написанным, он благоговейно его лобызает, и его душа внутренне услаждается. Даже заметив брошенный на землю обрывок газеты, где напечатано, к примеру, имя Христово или же слова „Священный храм Святой Троицы“, он нагибается, подбирает этот клочок, благоговейно лобызает его и огорчается, что он был брошен на землю».

   Отец Александр: К сожалению, наше время характеризуется почти повсеместной утратой страха Божия и благоговения. Причем зачастую это происходит с людьми воцерковленными, мнящимися быть примерными православными христианами или даже имеющими священный сан. Так, например, друзья, побывавшие во время паломнической поездки в одном из монастырей России, вдруг увидели на земле истерзанную газету «Дух христианина». Какая уж тут демократия?! Понятно, что газету заклеймили: «Вредноцерковная!!!», «Раскольническая!!!» Но неужели же это дает право попирать святыни – изображения православных храмов, святых Божиих, Креста Христова, написания имени Господа, Пресвятой Богородицы, животворные слова Евангелия, изречения Святых Отцов? Люди, которые так поступают, сами свидетельствуют о себе, что пребывают в глубокой прелести. Христианин, как только что было сказано, даже заметив брошенный на землю обрывок газеты, где напечатано имя Христово, благоговейно подбирает этот клочок, скорбит о том, что кто-то осознанно или неосознанно попрал святыню.

   В.Н. Соколова: Батюшка, Вы сейчас сказали о том, что наши дни отмечены потерей благоговения и что зачастую это исходит от людей, имеющих священный сан. Меня очень волнует эта проблема, так как мой внук хочет обучаться в Духовной семинарии, стать священником. По моим понятиям, священство – это самое высокое, самое святое служение; священник – человек, который имеет великое дерзновение – он непосредственно служит Богу, обращается к Богу… Хотя мы и выросли в безбожное советское время, но нас так воспитали, что мы всегда имели трепетное отношение к батюшкам: мы смотрели на них как на что-то недосягаемое, очень высокое, святое… Одна знакомая рассказывала мне, что когда родственница привела ее в храм и сказала, что можно поговорить с батюшкой, она искренне недоумевала: как так – поговорить со священником? Как она, простой земной человек, будет разговаривать с ним – с тем, кто все время молится, кто служит Богу?.. Вот какое благоговейное, уважительное отношение к батюшкам имел человек…
   Недавно со мной произошел случай, который оставил в моей душе немалую скорбь и смущение. Вечером под праздник иконы Божией Матери «Взыскание погибших» я пошла на службу в один из храмов нашего города, посвященный Покрову Пресвятой Богородицы. Я уже давно не была в этом храме. Служил знакомый мне батюшка, которого многие уважают. Он один из очень немногих постоянно ходит в подряснике – не только в храме его надевает, как рабочую одежду, но и на улице всегда выглядит так, что ясно: идет духовное лицо. Служил батюшка, и сердце радовалось: все чинно, благоговейно… Молились мы Матери Божией… В какой-то момент я обратила внимание на облачение: синяя фелонь, а на ней нашит крест и восьмиконечная звезда – Вифлеемская, Богородичная. Такая звезда изображается у Матери Божией на иконах, символизируя, что Она и до Рождества и по Рождестве – Дева. А потом опустила глаза и увидела, что на коврике, постланном на амвоне, как раз где стоял священник, изображены маленькие восьмиконечные звезды. После службы я решила подойти и присмотреться повнимательнее – действительно ли это звезды, – может, мне просто показалось. Пригляделась и обомлела: не только по краям коврика, но в самом центре «красовалась» большая Богородичная звезда. Думаю: «Надо обязательно сказать батюшке, чтобы заменили ковер, а то как-то нехорошо получается – ногами по святому символу». Пока дожидалась его, увидела, что в храме, в том месте, где находится книжная лавка, постелен линолеум, а на нем – также большие восьмиконечные звезды. Вышла в притвор, стою, жду… Опускаю глаза: Господи, помилуй! Пол выложен плиткой в виде… чего бы вы думали?.. Восьмиконечных звезд!
   Наконец, идет священник, я – к нему: «Батюшка, простите! Меня смутило… Вот у Вас в храме восьмиконечные звезды попираются ногами…», – показываю рукой на пол. «Будь попроще, это просто орнамент. Порой вообще кресты выкладывают…», – прозвучал ответ. То есть, получается, кресты на полу – это тоже нормально… Словами не передать, какую скорбь я почувствовала от такого ответа…

   Отец Александр: В 73-м правиле Шестого Вселенского Собора сказано: «Поелику Животворящий Крест явил нам спасение: то подобает нам всякое тщание употребляти, да будет воздаваема подобающая честь тому, чрез что мы спасены от древнего грехопадения. Посему и мыслию, и словом, и чувством почитание ему приносить повелеваем: изображение Креста, начертаваемое некоторыми на земли, совсем изглаждати, дабы Знамение победы нашея не было оскорбляемо попиранием ходящих. И так отныне начертавающих на земли изображение Креста повелеваем отлучати».
   Подобно и великий вселенский учитель – святитель Иоанн Златоуст заповедовал православным: «Если идешь по дороге и вдруг увидишь две палочки, сложенные в виде креста, то не поленись, – переложи, чтобы кто случайно не наступил, – не попрал символ Божией любви к людям». А преподобный Иосиф Волоцкий утверждал: «Следует поклоняться и почитать не только тот один Животворящий Крест, на котором был распят Христос, но и всякому кресту, сотворенному по образу и подобию того Животворящего Креста Христова, следует поклоняться, как тому самому, на котором был пригвожден Христос. Ведь там, где изображается крест, из любого вещества, – туда приходит благодать и освящение от Пригвожденного на Кресте Христа Бога нашего».
   Мы знаем, что лукавый диавол более всего ненавидит Крест – символ нашей над ним победы. Он-то и внушает людям мысль, что четырехконечные кресты на подошвах, на коврах, на полу – всего лишь орнамент, не имеющий отношения к Древу Жизни, Орудию страданий и смерти Спасителя. И нередко обманутые им люди, поверившие своему мнению, противоречащему канонам и словам Святых Отцов, распространяют мысль, что считать орнамент в виде восьмиконечных звезд или крестов святым изображением – значит, проявлять ревность не по разуму. Но с какой стати они находят свои доводы более разумными, чем святоотеческое наследие?
   Святой праведный Иоанн Кронштадтский написал труд, который так и называется: «О Кресте Христовом». В нем он разоблачает заблуждение мнимых старообрядцев, почитавших только восьмиконечные кресты, но не признававших кресты о четырех концах. Святой пишет: «Что известнее для христиан Креста Христова, который, встречая наше вступление в мир, сопровождает нас потом всюду во все время нашего странствования на земле – до нашего смиренного ложа в земной утробе, над которым в последний раз водружается он во свидетельство веры и надежды усопшего? Что известнее этой священной, страшной для демонов и спасительной для христиан четвероконечной формы Животворящего Креста, которую мы так часто на себе изображаем и еще чаще видим в Святой Церкви наверху храмов, в различных священных действиях, на святых иконах, на священных сосудах и одеждах? Кто не знает и не чтит Святого Креста о четырех концах от старца и до отрока? И эту-то общеизвестную форму креста, эту древнейшую святыню веры, печать всех Таинств, как что-то новое, неизвестное нашим предкам, появившееся вчера, наши мнимые старообрядцы заподозрили, уничижили, попрали среди белого дня, изрыгая хулы на то, что с самого начала христианства и доселе служило и служит источником освящения и спасения для всех…»
   Так что да умолкнут уста современных нам «умников», смущающих своими «здравыми» суждениями богобоязненных людей.
   Слова того же Кронштадтского пастыря подтверждают, что в православных храмах изображаются не просто орнаменты, но святые Кресты: «Крест без Любви нельзя мыслить и представлять: где Крест – там и Любовь. В церкви вы везде и на всем видите кресты для того, чтобы все напоминало вам, что вы в храме Бога Любви, в храме Любви, Распятой за нас».
   Безусловно, в рассказанном Вами случае очевидно нарушение канонического учения Церкви, Святоотеческого Предания.

   И. Беланов: У архиепископа Никона (Рождественского), жившего в начале XX века, есть очень хорошая статья – «Два слова о мелочах». В ней Владыка взывает к совести, к духовной чуткости русских людей перед лукавыми уловками исконных врагов Православия. Он говорит, что иудеи-масоны стремятся незаметно подменить понятия, обезценить нравственные истины, привить православным небрежное, шутливое, кощунственное отношение к святым словам, понятиям и символам веры Христовой. Владыка негодует: «Да и мелочи ли это, например: в местной газетке читаешь объявление, что на „Преподобном Зосиме или Савватии будет увеселительная прогулка с танцами“ и т.п.? Назовите пароход просто Зосимою – куда ни шло, на свете Зосим немало, а то ведь „Преподобный“. <...> Разве не больно отзываются в сердце такие объявления? Разве не вызывают иногда шуток, граничащих с кощунством? И это ли мелочь? А когда встречаешь эти надписи на головном уборе не вполне трезвого матроса: „Преподобный Зосима“, „Наследник Цесаревич“, „Царь“, „Царица“ и т.п., то невольно думаешь: ужели и это признано уместным? Я помню, когда-то были стальные перья с изображением Распятия, теперь появляются и галоши, и папиросы с изображением Креста Господня на Императорском гербе. И это – все мелочь? А таких мелочей не перечтешь – так их много! Невольно думаешь, что все это делается нарочито, по подсказу врагов веры Христовой, на радость масонам, делается чаще всего безсознательно, но те, которые вводят такую „моду“, знают свое дело и сознательно идут к своей цели».
   Архиепископ описывает то время, когда стараниями евреев кощунственная «мода» только появлялась в нашей стране. А что происходит ныне? Знакомые рассказывали мне, что однажды им пришлось увидеть пепельницу, на дне которой было изображение святого великомученика Георгия Победоносца. И хотя они были невоцерковленными людьми, сказали, что при виде такого кощунства у них волосы на голове встали дыбом: до какого страшного безчувствия нужно дойти, чтобы ничтоже сумняшеся тушить сигаретные окурки об образ Святого?..

   Отец Александр: Не следует забывать, что Бог поругаем не бывает и рано или поздно каждый кощунник ответит за свой грех. В советское время, когда Православная вера была гонима и ее святыни претерпевали поругание, Господь часто вразумлял и приводил к покаянию отошедших от Церкви людей. Известно много случаев, когда человек, поправший, например, икону какого-либо Угодника Божиего, осознавал, что он совершил кощунство, путем больших скорбей и утрат. Порой справедливая кара была настолько показательна и явно связана с беззаконием, что тут же, вопреки повсеместно насаждаемому безбожию, пробуждала совесть и уверенность в бытии Творца.
   Например, один человек рассказывал, что однажды в разоренном и поруганном коммунистами православном храме он соскоблил ножку святого на фреске. А после этого остался инвалидом на всю жизнь – у него отказала одна нога. Или же другой пример: девочка выколола глаза на иконе святителя Николая, и, в результате, у нее уже в зрелые годы развилась редкая, но вполне закономерная с духовной точки зрения болезнь – рак глаз… Премудрый и человеколюбивый Господь послал этим людям страдания, зная, что они способны одуматься, осознать свой грех, исправиться. Если бы было иначе – чаша Его гнева излилась бы в полной мере и истребила их с лица земли, – подобными примерами изобилует Священное Писание и жития святых. Так что пока Господь долготерпит, пока не наказывает и не губит нас, будем приносить покаяние, стараться жить со страхом Божиим, внимательно и осторожно, соблюдая благоговение во всем.

   В.Н. Соколова: Простите, батюшка, я не могу понять: как такое возможно? Понятно, когда святотатствует человек заблудший, неверующий – святыни Божии для него ничего не значат. Но как можно право веровать и одновременно небрежно относиться к святыням, попирать, например, кресты? Разве на это может быть способен духовный, православный человек, тем более – пастырь?

   Отец Александр: В творениях Святых Отцов сказано, что человеческое неблагоговение не может пребывать неизменным: оно, безусловно, развивается в худшую сторону, если не будет уврачевано искренним покаянием. Этот грех начинается с невнимания, рассеянности, потери духовной бдительности. В какой-то момент совесть дает человеку понять, что он поступает неправильно, но если тот проигнорирует ее спасительный глас, то в другой раз он прозвучит уже тише, и если снова будет встречен равнодушием – совесть притупляется, и человек становится способным на вопиющие против страха Божия поступки.
   «Острие совести очень нежно; его надо хранить и хранить, – наставляет святитель Игнатий (Брянчанинов). – Хранится оно, когда человек исполняет все требования совести, а нарушение какого-либо требования, по немощи или увлечению, омывает слезами покаяния. Не думай ни о каком грехе, что он маловажен: всякий грех есть нарушение Закона Божия, противодействие воле Божией, попрание совести. От безделицы, от ничтожных, по-видимому, согрешений переходим постепенно к великим грехопадениям. Что значит это? – Велик ли это грех? – Что это за грех? – Это не грех! – так рассуждает небрегущий о спасении своем, когда он решается вкусить запрещенной Законом Божиим греховной снеди. Основываясь на таком неосновательнейшем суждении, он непрестанно попирает совесть. Острие ее притупляется, свет ее тускнет; в душе разливаются мрак и хлад небрежения и нечувствия. Нечувствие соделывается, наконец, обыкновенным состоянием души. Часто бывает она удовлетворенною им; часто признает его состоянием угодным Богу, спокойствием совести, а оно – утрата ощущения своей греховности, утрата ощущения благодатной, духовной жизни, усыпление и слепота совести».
   Кроме того, Святитель говорит, что «делами веры и непорочностью совести питается и хранится постоянство в православном исповедании догматов веры». Это очень важно, поскольку правоверие неразрывно связано с благоговением. Человек, утрачивая последнее, зачастую уклоняется в ересь. Например, философы-вольнодумцы начала XX века из Парижского Свято-Сергиевского Богословского института не имели благоговения по отношению к Святым Отцам – дерзали утверждать, что им были присущи различные страсти и пороки, что Отцы ошибались и противоречили друг другу. В итоге, эти лжебогословы стали нарушителями святых канонов и проповедниками не одного десятка вопиющих ересей, а их богохульные сочинения на сегодняшний день – излюбленные источники ссылок экуменистов.
   Все мы грешны: вси уклонишася, вкупе неключими быша; несть творяй благостыню, несть до единаго (Пс. 13, 1). Но одно дело – нарушать каноны и уставы Церкви по немощи человеческой и каяться в этом, а другое – осознанно, вопреки благоговению и страху Божию, попирать их, оправдывая себя различными лукавыми предлогами, например, тем, что они якобы уже устарели. «Поцелуйте каноны и положите на полочку», – рекомендует проповедник всяких новых мудрований А. Кураев. Вот наглядный пример того, к чему может привести неблагоговение.

   В.Н. Соколова: Я тоже об этом думала, батюшка. Я не знала, что каноны запрещают изображать крест на полу, но после того случая с Богородичной звездой, после ответа священника, поразмыслила: ведь если он осознанно, именно осознанно – не по незнанию или по невниманию – попирает символ Матери Божией и, судя по его словам, готов попрать Крест Христов, – то что для такого человека «какой-то там» канон или догмат? Если при попрании Креста – самой великой православной святыни – можно оправдать себя тем, что «это просто орнамент», то есть что-то неживое, как бы не имеющее отношения к реальной жизни, то тем более можно найти подобное оправдание и при нарушении канона, который по сути является той же Заповедью. Канон тоже будет для такого человека своего рода орнаментом, памятником канувшей в лету исторической эпохи, никак не связанным с его поступками на сегодняшний день.

   Игорь Беланов: Я читал, что благоговение – это такая добродетель, которая передается от одного человека к другому. В Патерике описан случай, когда одному авве задали вопрос: «Что мне делать с моей душой? Она безчувственна и не страшится Бога», а авва ответил: «Пойди, прилепись к человеку, боящемуся Бога, – он и тебя научит страху Божию».
   Если мы сообщаемся с благоговейными, боящимися Бога христианами, – невольно усваиваем их качества, и, напротив, водя дружбу с неблагоговейными людьми, – навыкаем рассеянности, невнимательности, дерзости… Видимо, и в этом заключается ответ на Ваш, Валентина Николаевна, вопрос: как верующий человек может безбоязненно попирать святыни? Пообщавшись какое-то время с неблагоговейными людьми, тем более «научно» обосновывающими свои грехи, человек заражается их теплохладностью, небрежностью в делах веры.

   Отец Александр: Совершенно верно. Поэтому Святые Отцы соборно запретили общение с еретиками, чтобы не заразиться их безблагодатным духом неблагоговения. Например, какое благоговение у католиков? Да никакого! Там давно все попирается. После так называемого причастия облатки валяются по костелу, а потом их уборщик выметает как обычный мусор… Но повторюсь еще раз: Бог поругаем не бывает. Мусор – он и есть мусор, не имеющий отношения к Святым Телу и Крови Господа нашего Иисуса Христа.
   Будем же стараться возделывать в себе эту добродетель, потому что, по учению Святых Отцов, по мере нашего благоговения и смирения Господь дарует Свою благодать. К неблагоговейному же человеку она не приходит. В Священном Писании ясно сказано: на кого воззрю, токмо на кроткого и молчаливого и трепещущего словес Моих (Ис. 66, 2).

   *Старец Паисий Святогорец (1924–1994) придерживался Юлианского календарного стиля, был противником антихристовой глобализации и распространившейся в XX веке ереси экуменизма. Однако изданные труды Старца не имеют прямых свидетельств о его отношении к новому стилю. Причина в том, что греческие издатели – приверженцы нового календаря, и писать о своем заблуждении им, конечно же, не с руки. Напротив, они стремятся использовать авторитет Старца в оправдание отступления от веры и приписывают отцу Паисию мнение, что единство Церкви якобы важнее календарного вопроса. Но единство без сохранения Истины есть экуменизм, против которого Старец боролся всю свою жизнь. Однако не следует удивляться, если в новых изданиях о старце Паисии, выпущенных в свет все теми же новостильниками, будет сказано, что Старец брал благословение у новостильных епископов, причащался у них и даже ругал сторонников старого календаря за нападки на новостильные Поместные церкви. Все это противоречит облику Святого и проповедуется с целью внедрить в сознание православных людей мысль о том, что новый стиль – допустимое явление, никоим образом не препятствующее спасению души. – Примеч. ред.

Фото http://bogistina.info

 

Страница: 1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11 - 12 - 13 - 14 - 15 - 16 - 17 - 18

Взгляд на события/История/Рубрики
почта

© 2005 "Дух христианина"

Сайт создан: 1 апреля 2005 г.