../christian-spirit.ru/sait.css"


   

   
 
ИСТОРИЯ

Преподобный Иов (в схиме Иисус) Анзерский

(память 6 / 19 марта)

   Преподобный Иов (в миру Иоанн) родился в Москве в 1653 году. Свое церковное служение Святой начал пастырем в одном из приходских храмов. Жил он строго, по-монашески, в посте и постоянной молитве. Имея удивительную любовь к людям, всегда искал случая сделать ближнему добро: помогал нуждающимся, заботился об обиженных и невинно страждущих. Слава о добром пастыре дошла до Царя Петра I, Преподобный был призван ко двору и избран духовником Царя и Царствующего дома. Пользуясь своим влиянием при дворе, он начал еще усерднее помогать бедствующим.
   Святой посещал заключенных, Словом Божиим благотворно влиял на души преступников, невинно осужденных же укреплял в терпении. Должникам он помогал расплачиваться за долги.
Не прекращая благотворений через доверенных лиц, с годами священник Иоанн посвятил себя богомыслию. В 1701 году, по ложному доносу Царю, он был сослан в Соловецкий монастырь и пострижен в монашество с наречением ему имени Иов. После многих испытаний Старец был освобожден от послушаний и уединился на безмолвие в своей келлии. Узнав, что Преподобного оклеветали, Царь хотел вернуть духовника, но тот отказался и в 1702 году для сугубого безмолвия удалился в Анзерский скит Святой Троицы, где по смерти скитостроителя Елеазара (память 13 / 26 января) был назначен настоятелем.
   В 1710 году преп. Иов за строгую подвижническую жизнь был удостоен пострижения в схиму с именем Иисус (в честь Иисуса Навина).
   Иеросхимонах Иисус нередко уходил в пустынные места и ради духовной пользы посещал пустынножителей. Однажды он находился у некоего пустынника, который жил у подножия высокой горы. После беседы, продлившейся до самой ночи, Преподобный удалился в келлию, где в одиночестве молился и читал псалмы с коленопреклонением. Утрудившись, он сел и в тонком сне увидел необыкновенный свет и в сиянии небесной славы Пресвятую Богородицу с преподобным Елеазаром Анзерским. В благоговейном страхе, встав с места, Святой поклонился видению до земли и при этом услышал голос Царицы Небесной: «Эта гора отныне называется второю Голгофою; при ней будет устроена великая каменная церковь Распятия Сына Моего и Господа и учредится скит для тебя с двумя учениками – схимонахом Матфием и монахом Макарием. Скит назовется Распятским, соберется к тебе множество монахов и прославится имя Божие. Я Сама буду посещать эту гору и пребуду с вами вовеки». На этих словах видение окончилось, но в то же время послышался с высоты другой голос: «Освяти гору Голгофу и поставь на ней Крест!»
   В 1714 году вместе с учениками – схимонахом Матфием и иноком Макарием – Преподобный основал Голгофо-Распятский скит.
   Престарелый строитель скита сам участвовал во всех работах, а в своей келлии занимался рукоделием, разделяя прибыль от него на три части: на церковные нужды, на нужды братии и на милостыню нищим.
   Молитва Старца имела чудесную силу, а за свою богоугодную жизнь он был удостоен особых откровений. Так, Сама Пресвятая Богородица назвала преп. Иову место, где вырыть колодец на горе, а Господь открыл ему время его кончины.
   Однажды, оканчивая молитвенное правило, Преподобный прозрел появление возле своей келлии людей, вознамерившихся ограбить его, и помолился о том, чтобы был послан сон «утрудившимся в суетном угождении врагу». Пришедшие безпросыпно проспали пять дней, пока не были разбужены самим Старцем с братией. В миру их хотели отдать под суд за попытку воровства, но Преподобный упросил не наказывать их, и эти люди, раскаявшись, целое лето трудились на пользу братии.
   Подобно этому однажды на огороде Святого остались на двое суток в неподвижном состоянии люди, которые уже нагрузили себя уворованной добычей и собирались унести ее. Преподобный, подойдя к ним, сказал: «Вы всю жизнь, пребывая в праздности, без трудов крадете чужие труды, поэтому стойте здесь в праздности все оставшиеся годы вашей жизни». Воры со слезами умоляли отпустить их, и тогда Святой ответил: «Если хотите трудиться руками и питать других, то отпущу». По обещанию эти люди год трудились в скиту.
   Перед смертью преп. Иова один из иноков был свидетелем того, как Старец после краткой молитвы тихо возлег на одр. В эти минуты лицо умирающего изменилось: с устремленным к небу взором оно сияло необъяснимым спокойствием и радостью. Он пребывал уже недвижим, в молчании, но как будто с кем-то душевно беседовал. Вдруг молчание свое Преподобный прервал восклицанием: «Благословен Бог отцев наших! Если так, то уже не боюсь, но в радости отхожу от мира сего!» С этими словами в келлии явился небыкновенный свет, разлилось великое благоухание, и послышался пресладкий глас многих, поющих псаломскую песнь: Яко пройду в место селения дивна даже до дому Божия, во гласе радования и исповедания, шуму празднующих (Пс. 41, 5). Преставился Преподобный, как и предсказывал, в воскресный день, в Неделю Православия, утром до восхода солнца, 6 марта 1720 года. Скитские иноки похоронили его на самой горе. В 2000 году 29 мая / 11 июня в северном приделе храма в честь Распятия Господня были обретены святые мощи преп. Иова Анзерского. Ныне же они находятся в храме Воскресения Христова, что у подножия горы Голгофы.
   Название горы в полной мере оправдалось в XX столетии, когда на этом месте всему миру была явлена Всероссийская Голгофа. В 1920–30-е годы здесь располагался лазарет Соловецкого лагеря особого назначения. Склоны Голгофы, покрытые братскими могилами, приняли тела невинных страдальцев – тысяч узников первого советского концлагеря, сотен православных священников и архиереев. В годы безбожного лихолетья храм Распятия Господня сильно пострадал. В 1999 году возобновилась иноческая жизнь в скиту, в 2002 году начались реставрационные работы в храме, а в августе 2008 года на вершине горы Голгофы острова Анзер произошло долгожданное великое освящение храма Распятия Господня.

По материалам сайта
solovki-monastyr.ru

Голгофо-Распятский скит
Литография XIX века

 

| christian-spirit@yandex.ru | http://www.christian-spirit.ru/
Все права защищены © 2005
"Дух христианина ", свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-19589

 


Страдания мчч. Павла и Иулиании

память 4 / 17 марта

   Римский император Аврелиан издал повеление, чтобы все христиане приносили жертвы богам. Не желающим же исполнять царское повеление была обещана жестокая смерть. Когда Аврелиан прибыл в финикийский город Птолемаиду, дабы принудить всех христиан к принесению идольской жертвы, блаженный Павел с сестрою Иулианией находились при въезде в город. Павел, видя проезжающего царя, осенил себя крестным знамением.
    Аврелиан, увидав это, повелел взять его под стражу. Утром, когда Павла привели на мучения, император сказал ему:
    - Дерзкий человек, как ты осмелился во время въезда моего в город изображать на себе христианское знамение? Разве ты не слышал о царском указе?
    Блаженный Павел ответил царю:
    - Я слышал твой указ, но нас, христиан, никто не может так устрашить, чтобы мы отреклись от истинного Бога и от веры во Христа. Сам Иисус Христос в Евангелии говорит: А кто отречется от Меня пред людьми, отрекусь от того и Я пред Отцом Моим Небесным (Мф. 10, 33).
    Аврелиан приказал Павлу принести жертву богам и так избавиться от жестокой казни.
    На что блаженный Павел снова произнес:
    - Я не знаю иного Бога, кроме Господа нашего Иисуса Христа, Коему с детства служу в чистоте сердца.
    Тогда, по приказу Аврелиана, воины повесили блаженного Павла нагим на дереве и страшно мучили, он же во весь голос молился Богу. Господь облегчил ему жестокие мучения, и святой не чувствовал боли. В это время невеста Христова Иулиания, видя страдания брата, открыто сказала мучителю:
    - Мучитель Аврелиан, за что ты так жестоко мучишь моего невинного брата?
    Разгневанный Аврелиан приказал слугам бить ее по лицу, а Павла мучить еще суровее, дабы посмотреть, защитит ли их Христос.
    Блаженная Иулиания, насмеявшись над царскими повелениями, сказала:
    - Удивляюсь я, как ты, царь, безумствуешь и не разумеешь силы Христа, облегчающего мучения призывающих Его с верою.
    Аврелиан, посмотрев яростно на святую, приказал ей:
    - Поклонись богам, или не избегнешь мучений.
    Но святая Иулиания с твердостью отвечала:
    - Я не боюсь мучений, ибо есть на небе Бог, Который может избавить нас от всех бед. Предай меня мучениям и увидишь помощь, оказанную мне Господом.
    Страшные мучения претерпели святые брат с сестрой, но во время их мучений происходили неисчислимые чудеса, и многие язычники обратились в Христову веру. Наконец святым отсекли головы.
    Тела мучеников остались за городом непогребенными, и их стерегли воины, чтобы христиане не взяли их. На место казни прибегали псы и волки, но не прикасались к телам мучеников, а даже охраняли их, прилетали хищные птицы, но не опускались на честные останки, а летали над ними, не давая сесть на них мухам. Так продолжалось семь дней и ночей, и воины известили о сем Аврелиана. Он, выслушав их, сказал:
    - Как сильно волшебство христиан! Мы не смогли победить их даже и по смерти.
    И повелел воинам оставить тела мучеников и уйти, но не днем, а ночью, дабы не быть в посмеянии у христиан. При наступлении дня христиане взяли многострадальные тела Павла и Иулиании и с честью погребли их.

Свт. Димитрий Ростовский
«Жития святых»