../christian-spirit.ru/sait.css"


   

   
 
ИСТОРИЯ

Святитель Иннокентий Московский

(память 31 марта / 13 апреля)

Святитель Иннокентий Московский

   Святитель Иннокентий, митрополит Московский и апостол Америки и Сибири, родился 26 августа 1797 года в селе Агинском Иркутской епархии, в семье бедного причетника Вениаминова. Во святом Крещении младенец был наречен Иоанном. После окончания Иркутской Духовной семинарии в 1817 году он начал свое церковное служение в сане диакона, а затем – священника в Благовещенском храме Иркутска, показав себя ревностным и усердным пастырем. В 1824 году вместе с другими священнослужителями он получил от епархиального начальства приглашение на миссионерское служение на Алеутских островах.
Свое благовествование будущий Святитель пронес «даже до края земли»: он проповедовал Евангелие на Алеутских островах (с 1824 г.), на острове Ситху – на шести наречиях местных племен (с 1834 г.), среди колошей (тринкитов); в отдаленных селениях обширной Камчатской епархии (с 1853 г.); среди коряков, чукчей, тунгусов в Якутском крае (с 1853 г.); в Северной Америке (с 1857 г.); в Амурском и Уссурийском крае (с 1860 г.).
   Неутомимый миссионер, святой Иннокентий сумел овладеть алеутским языком и различными наречиями северных племен. Переплывая с острова на остров, часто подвергаясь смертельной опасности, претерпевая нужду и лишения, он крестил тысячи людей. Его трудами было переведено на алеутский язык Святое Евангелие, катехизис и некоторые богослужебные книги. В редкие часы отдыха в 1833 году будущий Святитель написал на алеутском языке одно из лучших творений православного миссионерства – «Указание пути в Царствие Небесное».
   В 1840 году священник Иоанн Вениаминов прибыл в Петербург, чтобы напечатать свои научные труды и переводы Священных книг на алеутский язык. К этому времени он овдовел. По решению Священного Синода отец Иоанн после пострижения в монашество принял рукоположение во епископа Камчатского и Алеутского. Последующие 28 лет святитель Иннокентий трудился на огромных просторах восточных пределов России, просвещая светом Христовой веры народности, не приобщенные до того к Благовестию Христову. Под руководством и при ближайшем участии Святителя были осуществлены в эти годы переводы Священных книг на якутский и тунгусский языки, составлены соответствующие словари и грамматика. Под его редакцией вышли переводы на якутский язык всех книг Нового Завета (кроме Апокалипсиса), из Ветхого Завета были переведены книги Бытия и Псалтирь; из богослужебных книг – Служебник, Требник, Каноник, Часослов.
   В 1852 году Якутская область была причислена к Камчатской епархии. Учитывая кочевой образ жизни якутов, Святитель благословил устраивать в населенных пунктах небольшие часовни, а приходских священников снабдил переносными антиминсами, чтобы они могли почаще посещать эти часовни, а в случае необходимости совершать богослужения под открытым небом.
   В 1854 году, во время нападения англичан (в связи с Крымской войной) на российские дальневосточные территории, святой Иннокентий отправился на Амур через Аян, захваченный англичанами, и вел с ними переговоры. Как человек преданный своей Родине и переживающий о ее интересах, он проявил большую заботу о благоприятном разрешении Амурского вопроса.
   При деятельном участии Святителя был основан город Благовещенск, ставший центром всего Приамурья. Отсюда владыка Иннокентий решил начать проповедь Евангелия китайцам. Согласно договору с Китаем, всем христианским миссионерам предоставлялась полная свобода проповеди. В это время в Камчатской епархии были открыты два викариатства – в Новоархангельске и в Якутске. В 1870 году, благодаря неослабным усилиям Святителя, ставшего двумя годами раньше митрополитом Московским и Коломенским, была учреждена самостоятельная Якутская епархия.
   Находясь на кафедре Московских святителей, митрополит Иннокентий учредил Православное миссионерское общество, которое в течение девяти лет под его председательством достигло больших успехов. Много трудов положил Святитель и на благоустройство вверенной ему Московской епархии. Он привлек к себе любовь не только духовенства, но и паствы своей добротой, доступностью, простотой общения. Он явил в себе образ любвеобильного отца-пастыря и своим примером разрушил искусственные преграды, установившиеся между епископами и паствой... Он являлся наружно тем, чем был внутренне: прямым, честным, искренним, любвеобильным и благожелательным пастырем; по нравственному характеру он был человеком дела и труда, всегда готовый на подвиг, на лишения и на терпение, к себе неумолимо строгий, неустанно деятельный.

«Православный календарь»

| christian-spirit@yandex.ru | http://www.christian-spirit.ru/
Все права защищены © 2005
"Дух христианина ", свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-19589

 


Святитель Евстафий, исповедник

(память 29 марта / 11 апреля)

Рисунок Д. Ивановой

   Преподобный отец наш Евстафий, епископ Вифинийский, жил во времена иконоборческие, когда многие люди отвергали поклонение святым иконам. Сам же Святитель чтил святые образы, за что и претерпевал от иконоборцев угрозы, оплевания, биения, темницы, немало видел мятежей и восстаний среди своей паствы, перенес избиение жезлами и палицами и, наконец, лишен был епископства и осужден на изгнание. На чужбине провел он много лет и там тоже терпел оскорбления, искушения, лишения, алчбу, жажду и наготу, в таких скорбях и скончался святой Исповедник.
   Не один Евстафий перенес такие муки от иконоборцев. И не тысячи, но сонмы православных за поклонение святым иконам испытали от нечестивых еретиков то же, что и Евстафий.
   Что это значит, что так злобно относились иконоборцы к святым образам? Уж не правы ли они были в отрицании их? Нет, братие, не правы, и это мы сейчас докажем.
   В Православном Богословии говорится: «Достоверное предание свидетельствует, что евангелист Лука, который был врач и живописец, писал и оставил после себя иконы Богоматери. В первых трех веках христианства, хотя употребление икон не так было всеобще, по тесным обстоятельствам Церкви, однако известно несомненно, что изображение Иисуса Христа было в употреблении. В IV веке, с торжеством Церкви, повсюду являются вместе с иконами Христа Спасителя и иконы святых Божиих как благолепнейшее украшение храмов и предмет почитания. Свт. Василий в слове на празднование мученика Варлаама желает, чтобы сей мученик изображен был на доске и вместе с ним венчающий его Иисус Христос.
   Свт. Афанасий называет гордыми и глупыми тех, которые отвергают изображения святых. Далее, в несчастные времена иконоборчества, когда было воздвигнуто страшное гонение на почитателей икон, догмат сей запечатлен был кровью многих великих и святых мужей Церкви – исповедников – и, наконец, решительно исповедан общим голосом Церкви на Седьмом Вселенском Соборе, где провозглашено было отлучение отметающим святые иконы и называющим их идолами» (Догм. богословие Антония. С. 25).
   Итак, неправы иконоборцы, святые иконы отвергающие и идолами их называющие. Мы не идолопоклонники и иконы почитаем, а не боготворим. Взирая на святые иконы, мы чтим их, возносясь мыслию к Богу и святым Его; но чтим не дерево, не краски, не искусство, но лики – и не сами по себе, но ради изображенных ими первообразов. Мы благоговеем и поклоняемся пред иконами, но поклонение свое относим к Богу и святым Его, нашим молитвенникам пред Ним. Пусть знают это иконоборцы, и хулы свои на святые иконы и на нас, поклоняющихся им, прекратят. Аминь.

Прот. В. Гурьев
«Пролог в поучениях»