Электронный вариант газеты «Дух христианина»

 

Взгляд на события/История/Рубрики
почта

 

 

Газета выходит два раза в месяц

 

Страница: 1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11 - 12 - 13 - 14 - 15 - 16 - 17 - 18 - 19
 
«ВОЗЬМИ КРЕСТ СВОЙ...»

 

Hет в мире ничего сильнее веры

Священноисповедник Михаил Новицкий (память 17 / 30 апреля)

  
   
   Священноисповедник Михаил родился 26 июля 1889 года в Мозырском уезде Минской губернии в семье священника. Окончив гимназию, поступил учиться в Санкт-Петербургский историко-филологический институт, по окончании которого в 1914 году женился на дочери священника девице Зиновии Корзун и был направлен преподавать латинский язык в Минскую мужскую гимназию.  
   В 1920 году Михаил Константинович был рукоположен во священника к Петропавловскому храму в местечке Узда Минского уезда, вскоре он был возведен в сан протоиерея и назначен благочинным. Прихожане полюбили ревностного и отзывчивого пастыря, всегда готового прийти на помощь. Они помогли его семье пережить голод 1930–1931 годов.
   За время служения отца Михаила безбожники несколько раз предлагали ему отречься от сана и взамен сулили выгодную работу, но он эти предложения отверг; его стали вызывать в отделение милиции, третировать и унижать.
 
 
Сщмч. Михаил Новицкий с семьей

   Перед верующими людьми в ту пору не раз вставал вопрос о причине столь тяжких бедствий, требовавших религиозного объяснения и осмысления. Отец Михаил в одной из своих проповедей сказал: «Недоумевают многие от того, почему это иной человек ведет зазорную жизнь и притесняет других, и грабит, и похищает чужое – и не терпит никакого несчастья, а другой живет скромно и отличается милосердием, справедливостью и другими добродетелями – и терпит болезни, бедность и другие бедствия. Но <…> и из ведущих греховную жизнь многие терпят несчастья, и из добродетельных многие наслаждаются счастьем. Почему же из двух злых один наказывается, а другой умирает без наказания, и из двух добрых один излучает удачу, а другой всю жизнь бедствует?
   В этом самом сказывается величайшее дело Промысла Божия. Если бы Он <Бог> здесь всех злых наказывал и всех добрых награждал, то излишен был бы день Суда. Но если бы Бог ни одного злого не наказывал и никого из добрых не награждал, тогда порочные сделались бы еще развратнее и хуже, так как они гораздо больше добрых склонны к безпечности. Не наказывает всех, чтобы уверить нас, что есть воскресение мертвых, когда будет всеобщий Суд. Наказывает некоторых, чтобы безпечных заставить задуматься о своем пути, возбуждая в них страх наказанием других. С другой стороны – некоторых из добрых Бог награждает, чтобы этими наградами побудить других к ревности о добродетели, но не награждает всех, чтобы знали, что есть другое время, в которое всем добрым даны будут награды. Если бы здесь все получали, что заслуживают, то не стали бы верить учению о воскресении, а если бы никто не получал по заслугам, то очень многих это сделало бы еще хуже.
   Есть и другая причина, отчего здесь, на земле, часто люди добрые страдают, а злые благоденствуют: если бы Бог подвергал всех наказанию тотчас после преступления, то род человеческий давно бы уже истребился и не мог бы поддерживаться. В Евангелии говорится, что назвавший брата уродом <…> повинен геенне огненной, – но кто не повинен в этом? О клянущемся сказано, что он, хотя бы неложно клялся, делает дела от лукавого. Взирающий на женщину любострастными глазами есть настоящий прелюбодей. Если явные наши грехи так велики и невыносимы, и каждый из этих грехов навлекает на нас неизбежное наказание, то, когда мы подумаем еще о тайных своих грехах, тогда-то особенно признаем Промысл Божий, который не посылает на нас наказание за каждый грех. Поэтому, когда видишь, что иной и грабит, и ведет зазорную жизнь и за это не наказывается, – раскрой свою совесть, рассмотри свою жизнь, исследуй свои грехи и узнаешь хорошо, что тебе первому невыгодно быть наказываемому за каждый грех. И не нужно роптать на Бога за то, что Он посылает нам разные испытания. Нужно терпеливо переносить их. <…> Пример <…> христианских мучеников пусть будет всегда у нас в памяти. Они презрели богатство и все жизненные блага, которые так привлекают людей. Их влекло только желание быть со Христом, и свою веру в Бога, в возможность единения с Богом они запечатлели своею кровию. А было этих мучеников не один и не десять – несколько миллионов мучеников насчитывает наша христианская Церковь.
   Не нужно смущаться и тем, что верующих считают людьми отсталыми, малообразованными, даже темными. Не теперь это началось. Апостол Павел пишет коринфским христианам: Иудеи требуют чуда, эллины ищут мудрости; а мы проповедуем Христа распятого и не смущаемся тем, что для иудеев это соблазн, для эллинов же безумие... Но, – продолжает он, – даже немудрое Божие премудрее человеков, и немощное Божие сильнее человеков (см.: 1 Кор. 1, 22–23, 25).
   И мы будем хранить веру в Христа распятого, веру же не на словах только, но свидетельствуемую самой жизнью. Ибо нет в мире ничего сильнее веры. Вера помогает человеку переносить тяжелые скорби; вера давала силы мученикам переносить их страдания; вера и только вера в Бога давала то, что Апостолы – простые, необразованные рыбаки – привели ко Христу народы и царства».
   В 1933 году безбожники захватили Петропавловский храм и устроили в нем склад зерна, разрешив священнику служить в церковной сторожке. В это время по слабости здоровья и от того, что пришлось пережить в связи с разорением храма, отец Михаил тяжело заболел. В 1935 году на Страстной седмице к нему пришел некий человек иудейской наружности с тем, чтобы забрать церковные ценности. Отец Михаил ничего ему не дал и сказал: «Уйди, мне надо готовиться к службе». Тогда пришедший набросился на священника и жестоко его избил.
   От перенесенных побоев протоиерей Михаил скончался на третий день Пасхи, в третьем часу пополудни 30 апреля 1935 года, и был погребен на приходском кладбище.

«Жития новомучеников
и исповедников российских»

 

Страница: 1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11 - 12 - 13 - 14 - 15 - 16 - 17 - 18 - 19

Взгляд на события/История/Рубрики
почта

© 2005 "Дух христианина"

Сайт создан: 1 апреля 2005 г.