Электронный вариант газеты «Дух христианина»

 

Взгляд на события/История/Рубрики
почта

 

 

Газета выходит два раза в месяц

 

Страница: 1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11 - 12 - 13 - 14 - 15 - 16 - 17
 
ВЕРА, САМОДЕРЖАВИЕ, НАРОД

 

Русская идеология

Архиепископ Серафим (Соболев)

Продолжение. Начало в № 17 (83)

   Что Юстиниановская симфония была основною догмою для определения взаимных отношений Церкви и государства в лице их власти и у нас в России, – об этом свидетельствует действительность русской жизни до тех пор, пока симфония не была нарушена со стороны Царской власти во второй половине XVII столетия. Эта действительность показывает, что и наши Великие князья, и Цари действовали, как и византийские Императоры, в духе этой симфонии. Поэтому и они выступали, прежде всего, как защитники и покровители Православной веры, что особенно обнаруживалось на Соборах, которые созывались ими для ниспровержения ересей.
   Собор 1441 года осудил Флорентийскую унию, как известно, при ревностнейшей защите Православия Великим Московским князем Василием Васильевичем. Еще пред Флорентийским собором (1438 г.) Великий князь убеждал Московского митрополита Исидора не ездить в латинскую землю. Но ввиду упорства митрополита сказал ему: «Если уже ты непременно желаешь идти на Собор, то приноси нам оттуда наше древнее Православие, которое мы приняли от предка нашего св. Владимира, а нового и чуждого не приноси нам – мы того не примем». Митрополит Исидор клятвенно обещал исполнить просьбу Великого князя. Но эта клятва была нарушена принятием им Флорентийской унии. Возвратившись в Москву, Исидор на первой же Литургии поминал папу, а по ее окончании архидиаконом было прочитано определение Флорентийского собора.
   Ввиду этого Великий князь тут же в храме обличил изменника Исидора, назвал его еретиком, велел низвести недостойного митрополита с престола и созвал вышеупомянутый Собор, который не только осудил постановление Флорентийского собора, но и самого Исидора. Вот почему в «Степенной книге» сообщается, что этот князь «един обретеся Богом вразумленный ревнитель по Бозе и по Его истинном законе, который осудил унию, познал Исидора волко-хищнаго ересь, и, скоро обличив, посрамил его».
   Первый Собор против жидовствующих, бывший в 1488 году и происходивший под председательством митрополита Геронтия, был созван Великим князем Иоанном III. Трое осужденных на этом Соборе еретиков были по указу Великого князя подвергнуты казни.
   Второй Собор против жидовствующих, бывший в 1490 году, происходил под председательством митрополита Зосимы в присутствии того же Великого князя Иоанна Васильевича III. Призванные на соборный суд еретики: чернец Захария, Гавриил, протопоп Новгородский, и Дионисий, поп Архангельский, были осуждены на заточение, преданы проклятию и извержены из сана.
   На третьем Соборе против жидовствующих в 1504 году, происходившем под председательством митрополита Симона, также присутствовал Государь Иоанн III. Присутствовал на нем и его сын Василий, а главным обличителем еретиков был преподобный Иосиф Волоколамский. В целях решительного пресечения ереси Собор вынужден был прибегнуть к крутым мерам по отношению к еретикам, почему виновнейшие из них: Иван Волк, Феодор Курицын, Димитрий Коноплев и другие осуждены были на смертную казнь.
   На Стоглавом соборе, бывшем в 1551 году под председательством митрополита Макария, присутствовал Царь Иоанн Грозный. Присутствовал он и на Соборе 1553 года, который происходил под председательством того же митрополита Макария. На этом Соборе были осуждены еретики Башкин и Артемий. На этом же Соборе, который продолжал свои заседания и в 1554 году, была осуждена и ересь Феодосия Косого.

Титульный лист деяний Стоглавого собора

   На Соборе 1619 года по делу о справщиках Дионисии, архимандрите Троицкого монастыря, старце Арсении Глухом и священнике Иване Наседке присутствовал и Государь Михаил Феодорович вместе с двумя Патриархами: Филаретом Никитичем и Феофаном Иерусалимским.
Таким образом, как и византийские Императоры, русские Великие князья считали своею важнейшею обязанностью заботиться о сохранении во всей чистоте Православной веры, что требовалось симфонией властей.
   Но последняя, как видели мы, вменяла византийским Императорам в их первейшую обязанность почитать священство, т.е. Церковь, и прежде всего в лице церковной власти. Это почитание со стороны Великих московских князей и Царей по отношению к церковной власти и проявлялось на вышеупомянутых Соборах. По примеру византийских Императоров московские Великие князья и Цари ограничивали свое участие на Соборах только внешним покровительственным отношением к Церкви. Они только присутствовали на Соборах, но не стремились предвосхищать власть, принадлежащую председателю Церкви, т.е. они не были председателями Соборов.
   Так же, как и византийские Императоры, наши русские Великие князья и Государи осуществляли симфонию по отношению к священным законам Церкви, святым канонам. Несомненно, постановления Соборов, которые они сами же созывали, имели значение руководства по церковным вопросам не только для всех верующих русских людей, но и для них самих. Царь Иоанн Грозный на обсуждение Стоглавого собора, бывшего в 1551 году, представил ранее составленный «Судебник» и 69 письменных вопросов касательно разных сторон церковной жизни. По поводу всего представленного Царем были вынесены определения Собора в ста главах, которые обнимали собою все стороны церковной жизни: учение, богослужение, управление, церковный суд, поведение духовенства, монашества и мирян и отношение церковной власти к гражданской.
   Так же, наконец, как и византийские Императоры, наши Великие князья и Цари относились, во исполнение все той же симфонии властей, и к имуществу Церкви. Они считали одною из главнейших своих обязанностей заботиться о материальном обезпечении Церкви. Поэтому, начиная со святого Владимира, Великие князья и Цари, во исполнение Божественной заповеди о десятинах и согласно святым канонам, давали в Церковь свои дары как Самому Богу, Его Пречистой Матери и святым, и ограждали церковное имущество своими уставами и грамотами.

ГЛАВА СЕДЬМАЯ
Уничтожение симфонии властей византийскими
Императорами-иконоборцами и Петром I.
Нарушение симфонии властей Алексеем Михайловичем

   Таким образом, наши русские Великие князья и Цари так же осуществляли симфонию, или согласие властей, как она осуществлялась византийскими Императорами.
К несчастию, эта симфония в царствование Алексея Михайловича стала нарушаться, и в этом нарушении Россию надо поставить в аналогию с Византией. Не все византийские Императоры в отношении своем к Церкви были подобны св. Константину, Феодосию Великому, Маркиану и Юстиниану. Многие из них нарушали начала симфонии. В особенности этим отличались Императоры-иконоборцы. В их отношениях к Церкви симфония властей была даже совсем уничтожена, так как они единолично главенствовали и над государством, и над Церковью, причем вследствие нарушения симфонии и ее основ – Православной веры и св. канонов – они делались жестокими ее гонителями.
   В таком уничтожении симфонии иконоборческими Императорами Церковь усматривает причину падения Византии. Этот взгляд ее выражается в Четьи-Минеях под 14 числом июня месяца, где мы находим такие слова: «Умножения же ради иконоборныя ереси, и проливания ради кровей безчисленных благочестия исповедников, люто от иконоборцев мучимых, отторжеся запад от области царей греческих, поставив себе царя инаго. И нача греческий Царь единою токмо Грециею обладати, и то не целою; понеже и святый град Иерусалим с Палестиною, и Сириею, и Аравиею, такожде и Египет с подлежащими тому странами во область Сарацинскую взяты быша. Сия же вся грех ради христиан, от истиннаго благочестия отпадших, к ересем же уклонившихся, и иконы святые поправших, от Бога попустишася».
   Такое уничтожение симфонии властей у нас в России случилось при Петре I. Хотя кровавых гонений против Православной Церкви, подобных тем, которые воздвигались иконоборческими Императорами, при Петре не было, зато уничтожение симфонии при нем было во всей полноте. Своими противоцерковными реформами, своею личною противоцерковною жизнью Петр положил среди русского народа начало отступления от Православной веры в протестантском направлении, по которому шли еще задолго до появления протестантизма иконоборческие Императоры. В силу такого отрицательного своего отношения к Православной вере Петр уничтожил и другую основу симфонии – почитание со стороны Императорской власти священства, или Церкви. Им упразднена была самостоятельная церковная власть, святые каноны им были нарушены, а церковное имущество было отнято в пользу государства.
   Такое уничтожение Петром симфонии властей, при его искаженной Самодержавной, вернее – абсолютистской и деспотической, Царской власти, так потрясло исконные начала русского народа, что последний, несмотря на все покровительство Церкви русских Царей XIX века, уже не мог оправиться и встать на свой, заповеданный ему Богом путь осуществления религиозно-нравственного идеала – путь Святой Руси. Поэтому здесь, в уничтожении Петром симфонии властей, и была заложена причина гибели России.
   Но ничто в мире не делается сразу. Все происходит в порядке постепенности. В силу этого не сразу произошло уничтожение симфонии Петром. Оно имело под собою почву в виде нарушения симфонии, которое началось в царствование Алексея Михайловича вместе с появлением его «Уложения» в 1649 году и, в частности, Монастырского приказа.
   По «Уложению» Монастырский приказ был учрежден для суда над духовенством, не исключая митрополитов, архиепископов и епископов, по гражданским делам, которые ранее были в ведении Церкви и подлежали святительскому суду. Это чисто государственное учреждение, имевшее в своем составе (за исключением начального периода своего существования) только светских лиц, было совершенно независимым от Церкви. В соответствии с этим и судьи Монастырского приказа назначались Царем, получали содержание от государства и увольнялись им без всякого сношения с церковною властью. На практике Монастырский приказ в своем вмешательстве в церковные дела пошел далеко за пределы «Уложения». Он судил духовных лиц иногда и по духовным делам; стал участвовать по финансовым делам в церковном управлении, назначать на духовные должности и заведовать частичной конфискацией церковных имуществ, при запрещении «Уложением» в его 42-й статье XIII главы дальнейшего роста церковных имуществ чрез приобретение духовными властями вотчин.
   На эту последнюю функцию Монастырского приказа следует обратить особенное внимание, так как, по исследованию проф. Беляева, учреждение Монастырского приказа вызывалось не столько желанием сделать суд для всех равным и отменить привилегию духовенства в гражданском суде, сколько скрытым стремлением передать церковное имущество государству.
Таким образом, здесь, в Монастырском приказе, мы имеем перед собою покушение на уничтожение одной из двух основ симфонии. Первая основа – догматы Православной веры – остаются неприкосновенными Царскою властью; зато здесь нарушается вторая основа симфонии – о почитании священства, или Церкви, отчего нарушается и вся теория симфонии, по слову апостола Иакова: Кто соблюдает весь закон и согрешит в одном чем-нибудь, тот становится виновным во всем (Иак. 2, 10).
   Против этого нарушения, как необъятного зла для русского государства, вступил в борьбу Святейший Патриарх Никон, сделавшись, благодаря ей, для нас величайшим защитником симфонии властей и вместе с этим проповедником истинной Самодержавной Царской власти и поборником русской идеологии. Ввиду такого значения Патриарха Никона для русской идеологии мы считаем необходимым остановиться подробнее на его личности.

Продолжение следует

 

Страница: 1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11 - 12 - 13 - 14 - 15 - 16 - 17

Взгляд на события/История/Рубрики
почта

© 2005 "Дух христианина"

Сайт создан: 1 апреля 2005 г.