Электронный вариант газеты «Дух христианина»

 

Взгляд на события/История/Рубрики
почта

 

 

Газета выходит два раза в месяц

 

Страница: 1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11 - 12 - 13 - 14 - 15 - 16 - 17
 
НЕВИДИМАЯ БРАНЬ

 

«Эти книги – как острые иглы…»

   Некоторое время назад в ежегоднике «Православный путь» я прочитал интересное и поучительное «Видение ученика старца Паисия Величковского», которое, как мне кажется, очень точно отражает реальную действительность многих наших православных обителей на сегодняшний день. Оно навело меня на размышления, которыми я хочу поделиться с читателями газеты «Дух христианина». Но сначала ознакомимся с самим этим «Видением…».
   Как повествует автор сказания*, после кончины старца Паисия Величковского монашеская жизнь в монастыре Нямц (Молдавия) стала приходить в упадок.
   Тогда один из учеников Преподобного – монах возвышенной духовной жизни по имени Софроний – имел во сне следующее видение.
   Ранним утром вышел он из ворот монастыря и столкнулся со страшным на вид арапом, одетым в офицерский мундир. Офицер этот резким голосом что-то выкрикивал, словно отдавал команды солдатам.
   Вид его был устрашающий: лицо черное, как деготь, глаза сверкали, как пламя, из обезьяноподобного рта торчали клыки. Вместо воинского ремня он был опоясан змеей, голова которой с высунутым языком свисала вниз по бедру, заменяя ему саблю. Вместо эполет на плечах были головы гадюк. На голове была каска. Из-под каски свисали ядовитые змеи, которые, сплетаясь подобно космам, покрывали его шею. Увидев это, старец окаменел от ужаса. Потом, немного придя в себя, он спросил арапа, что нужно ему в монастыре, да еще в такое время.
   – Разве ты не знаешь, что я командующий войсками в вашем монастыре? – ответил арап.
   – Но откуда здесь у нас войско, если в стране полный мир?
   Тогда арап ответил старцу:
   – Так знай, что я назначен сюда с невидимой армией тьмы, чтобы сражаться с полком монашеским. Ибо, принимая обеты монашеские, вы объявляете нам невидимую брань и много ран наносите нам своим оружием духовным. Не раз мы удалялись со стыдом, обожженные пламенем ваших молитв.
   Но теперь, когда умер старец Паисий, мы более не боимся. Ибо Старец был нам страшен, он нанес нам много жестоких ран. Когда прибыл он сюда с шестьюдесятью монахами со Святой Горы, то и я был сюда назначен с 60 000 бойцов сражаться с братией его. И пока он был жив, мы не знали покоя. Сколько искушений, напастей и козней мы изобретали против него и монахов, чтобы ослабить их дух и сломить их, но не смогли! Пока жив был Старец, все наши атаки были напрасны, ибо он вел монахов на бой с большим искусством, укрепляя их примером своей жизни и советами духовными.
   После его смерти наша война облегчилась. Поэтому я снял с фронта 10 000 бойцов, потому что так много уже не требовалось, и остался только с 50 000 войска.
   Прошло немного времени. Устав старца Паисия более не соблюдался с точностью. Явились среди братии «парочки», явилось в монастыре богатство, и мирские заботы о домах и метохах все более стали охватывать монахов. Потому брань наша еще более облегчилась, и я снял с фронта в вашем монастыре еще 10 000 бойцов и отправил их на другие участки. И остался с 40 000. Когда же было дозволено мирянам вместе с женами безпрепятственно жить в монастыре – вот тогда настала радость наша, ибо ослабел фронт монахов, и нам стало еще легче. Поэтому я снял с фронта еще 10 000 бойцов. И остался только с 30 000.
   Затем открылась в монастыре школа для детей мирян. Многие монахи выбрали для себя учеников; ученики эти были способны, но далеки от монашества. Шумные дети постоянно сообщались с монахами, и от этого так сильно ослабела брань монахов, что у нас почти не осталось работы. И я смог еще более ослабить наш фронт и снять еще 10 000 бойцов, и сегодня осталось у меня 20 000. Эти 20 000 и стоят теперь в монастыре постоянно, день и ночь ведя войну с монахами.
   Услышав это, старец печально вздохнул и с удивлением спросил:
   – Но если, как ты сам сказал, сегодня монахи потеряли ревность в брани против вас и, более того, даже угождают вам своими мирскими попечениями, для чего вы все еще остаетесь в монастыре?
   Тогда сей нечестивый, принуждаемый силой Божией, открыл тайну, почему до сих пор продолжается брань с монахами нашего века. Он сказал старцу:
   – Воистину, нет сегодня более никого, кто бы противоборствовал нам, как прежде, ибо умалилась в вас любовь, а мирские заботы и смешение с мирянами охладили ревность монахов. И все же есть в монастыре нечто такое, над чем мы еще должны работать.
   Есть некие ветхие книги (хоть бы они все сгорели!), которые не дают нам покоя. С помощью этих книг новоначальные иноки, с горячей ревностью покинувшие мир, наносят нам много жестоких ран. Ибо когда они берут в руки эти древние книги, то немедленно уподобляются диким зверям и с яростью нападают на нас. Пускают в ход против нас разные мучительные орудия: посты, бдения, утомительные труды, в особенности же покаянные молитвы.
   Для нас все это – стрелы горящие, которые обжигают нас, и мы не можем к таким монахам приблизиться. И много раз случалось так, что только один такой распаляет себя чтением, и это всех нас повергает в бегство. И много трудов и уловок требуется нам, чтобы оторвать такого «озверевшего» монаха от чтения книг!
   Тогда опечаленный старец не удержался, чтобы не спросить:
   – А какие приемы вы применяете чаще всего для брани с монахами нашего века?
   – Прежде всего мы всеми силами стараемся увести монахов в сторону от занятий духовных, особенно же – отводить их от чтения духовных книг. Ибо нет у монахов более сильного оружия, чем эти закопченные книги. Потому любой ценой мы стараемся отучить монахов от привычки к чтению, навязываем им разные хлопоты и опутываем их всякого рода попечениями: в метохах – виноградниками и садами, рыбной ловлей, питейной торговлей, а тех, кто в монастыре, – воспитанием детей и сдачей внаем квартир мирянам, приезжающим сюда на лето. Те, кто попадает в наши сети, сидят как мухи в паутине. Они служат нам во всем. И все же... пока мы не увидим, что те ветхие книги окончательно забыты или же что все они сожжены, мы не можем быть спокойны. Эти книги – как острые иглы, всегда против нас...
   В это время ударили в било к утрене, и начальник демонов немедленно растаял, как дым, а старец проснулся с глубокой скорбью в сердце от того, что было ему открыто.
   Когда же братия собралась в церкви, старец со слезами поведал об этом ужасающем видении. А затем повелел записать этот случай для сведения и пользы потомков».

   Какой же урок можем извлечь из этого повествования мы – монашествующие и миряне XXI века? Думаю, после ознакомления с этим отрывком каждому ясно, почему слуги антихриста – экуменисты – так судорожно переписывают многие творения Святых Отцов или же хулят их, утверждая, что Отцы якобы «могли ошибаться».
   Так же учение Святых Отцов по многим вопросам Православной веры и жизни сегодня намеренно замалчивается, предается забвению.
   И начинают обновленцы заново обсуждать уже разъясненное раз и навсегда, замалчивая и затирая главное, что есть в христианстве, – кратко сформулированное Святыми Отцами: «даждь кровь – приими дух». Вот и слышишь: «Лучше недопоститься, чем перепоститься!», «Иисусову молитву читать? – Да ни в коем случае – в прелесть впадешь!» И уже все можно: и «православная» мода, и сатанинский рок, и ночные «православные» клубы – вот вам уже и готов пресловутый «широкий путь»… А если и издают труды Святых Отцов, то зачастую в эдаком «рафинированном» виде, вымарывая оттуда все «нетолерантные» сочинения и высказывания. (Я, заметив эту тенденцию, уже стараюсь не покупать изданные в последнее время книги некоторых «православных» издательств). Воистину, Святые Отцы страшны не только бесам, но и тем, кто подобно духам тьмы, трудится над разорением христианского благочестия!
   Ведь кто из современных проповедников толерантности осмелится процитировать, скажем, свт. Иоанна Златоуста, заповедавшего всем православным освятить свою руку ударом, заградив уста хулителей Царя-Христа, и называвшего иудеев псами, а синагогу – непотребным домом и театром?
   Или свт. Феофана Затворника, обличавшего католиков, протестантов и прочих еретиков как «хульников Духа Святаго, Духа истины». Думаю, они, как и сатанино войско, были бы счастливы, если бы эти и другие святоотеческие писания, обличающие их многочисленные отступления от веры, исчезли с лица земли: «Эти книги – как острые иглы, всегда против нас…»
   Поэтому многие духоносные пастыри, жившие не в столь отдаленную от нашего века эпоху, заповедовали христианам последних времен непрестанно поучаться в творениях Святых Отцов. «Чтение писаний отеческих – родитель и царь всех добродетелей, – пишет свт. Игнатий (Брянчанинов). – Из чтения отеческих писаний научаемся истинному разумению Священного Писания, вере правой, жительству по заповедям евангельским, глубокому уважению, которое должно иметь к евангельским заповедям, словом сказать, – спасению и христианскому совершенству. Чтение отеческих писаний, по умалении духоносных наставников, соделалось главным руководителем для желающих спастись и даже достигнуть христианского совершенства».

Послушник Виталий

   *Автор сказания – иеромонах Иоанн Румын (1913–1960) начал свою монашескую жизнь в монастыре Нямц (Молдавия). Позднее переселился в Святую землю и подвизался много лет в Иудейской и Иорданской пустыне. Ныне его нетленные мощи хранятся в стеклянной раке в монастыре святого Георгия Хозевита.

 

Страница: 1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11 - 12 - 13 - 14 - 15 - 16 - 17

Взгляд на события/История/Рубрики
почта

© 2005 "Дух христианина"

Сайт создан: 1 апреля 2005 г.